loader
Срочные новости раздела

"Счастье мое": петербургский театр Козлова поставил хит советской драматургии

Личная жизнь старшей пионервожатой на фестивале в столице

На фестивале «Уроки режиссуры» популярный молодежный театр из Питера — «Мастерская» Григория Козлова представила старую, прошлого века, пьесу Александра Червинского «Счастье мое». Хит советской драматургии после небольшой передышки, похоже, возвращается на отечественную сцену под одноименную песню Розенфельда, эту королеву танцплощадок. Помните: «Счастье мое я нашел в нашей дружбе с тобой». Нет? А дедушки с бабушками наши точно помнят, как их жизнь протекала-утекала под мелодию волнующего танго.

Что такое счастье и почему оно так близко, так возможно, а отчего-то не случается — сегодня разбирают молодые воспитанники Григория Козлова режиссер Андрей Горбатый-младший (сын известного питерского артиста Горбатого), шесть артистов плюс один мальчик. Уж очень привлекательна эта эфемерная штука — счастье, желаемое всеми и друг другу, особенно в дни рождений и Новый год. «Будьте счастливы», — говорят по привычке, не задумываясь: а что это значит?

«В сорок седьмом, послевоенном году, ночью, среди развалин русского городка Семен Чижов шагал рядом с малознакомой девушкой Викторией. У Семена в то далекое время лицо было свежее, жадное, глупое от полноты сил. Плюс бескозырка и клеши. И он свою привлекательность не мог в себе не замечать. Виктория же была низкоросла и слаба. Но не той аристократической слабостью, что вызывает в мужчинах умиление, а так, словно от природы она была задумана вовсе другая, иного вида и размера, но обстоятельствами недавнего военного детства была искажена... Однако она не страдала от своей внешности. Подымая квадратные плечи и втискивая подбородок в низкий кошачий воротник, она была весела, напевала мелодию танго и крепко держала Семена под руку», — так от автора начинаются поиски счастья поколением XXI века. Но самое, пожалуй, неожиданное тут — поиски осуществляются прямо-таки допотопными методами.

То есть никаких тебе инноваций, видео, роботов, трансгендеров и выковыривания из добротной советский драматургии и диковинно-экзотических смыслов, заводящих зрителей, как правило, в тупик нелюбви к современному театру. Смею вас заверить: питерское «Счастье» самый что ни на есть современный театр, в центре которого еще пока остается человек, изучаемый старым способом — актером через самого себя. Что с каждым годом все реже можно встретить на подмостках. Искусство это, похоже, уходящее.

А история, надо сказать, простая — однажды в студеную зимнюю пору встретились он и она, но по недоразумению. Он — курсант училища торгового флота Сенечка, тот, у кого «лицо свежее, жадное, глупое от полноты сил», в клешах и бескозырке. И старшая пионервожатая в школе для мальчиков (прежде-то раздельное было обучение) Виктория, что телом неказиста, но витальностью своей чертовски обаятельна. Вообще-то Сенечка шагал под снежным ветром в козырных клешах к некоей Ане (на сцене не появится), а ее знакомой Вике предназначался боцман (на сцене также не материализуется), но что-то в этом флиртовом квартете не сложилось и люди, ни разу не предназначенные друг другу, оказались вместе. Да еще в мальчиковой школе, в подсобке кабинета биологии, на одной раскладушке (и это в советской-то школе!). Впрочем, общая раскладушка у них случится не сразу.

Действие Горбатый-мл. держит в основном на диалогах героев, разбавленных репликами директора школы (Вера Латышева) со второго этажа декорации и бессловесным существованием уже непосредственно на сцене учителя труда Оскара Борисовича (Георгий Воронин) да беготней мальчишки-непоседы (Даниил Щипицын).

Сцена разделена по горизонтали на два уровня, два этажа, и такое простое сценографическое решение (Василий Семенов, Наталья Грошева) имеет свою простую философию. Она наивно соединяет этот мир с тем, где тени умерших, но здесь они как живые — директриса Лидочка Ивановна, умершая от анонимки на нее, родители Вики, однозначно печально закончившие свои дни врагами народа. Позволяет соединять, как разводные над реками мосты, эпохи, события, поступки и проступки людей. По-человечески высокие и опять же по-человечески низкие, подлые.

Ведь это Анька накатала анонимку в гороно и тем самым убьет добрейшую директрису школы. А Сеня, от которого Вика понесет в первую же ночь на раскладушке, смалодушничает и врачу «скорой» скажет, что он не отец ребенка, чтобы не испортить карьеру внебрачной связью. Но Вика не будет чувствовать себя брошенкой, потому что у нее останется ребенок от человека, которого она сама выбрала, не пожалев об этом ни разу. Каждый сделает свой выбор, и у каждого будет свое счастье и своя свобода.

Все вроде просто в этой истории ручной работы, и такой hand made придает «Счастью» невероятное обаяние, не позволяет сомневаться, что жизнь человека сложна и опутана нитями, что тянутся из далекого прошлого, и не разорвать их. И только по-настоящему чувствующие режиссеры, художники, музыканты способны эту жизненную сложность перевести в простой, но особенный язык, не похожий на другие. Чтобы вдруг открылось, что счастье — оно же так возможно, только руку протяни и пощупай, а вот нет — ускользает, как рассветный луч. Или это только наши мысли, данные нам в ощущениях? Под старый хит «Счастье мое» и сегодняшнюю запоминающуюся мелодию, написанную Андреем Дидиком.

И как это играют молодые артисты! Глубина чувств, на которую они так просто, отважно и, прошу заметить, умело ныряют, не может не восхищать! Рафинированная, высокой пробы игра, от которой у зрителя и профессионала случается счастье.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сестра и племянник знаменитого киноактера и продюсера рассказали, почему не будут гулять на свадьбе ФедораСвадьба Федора Бондарчука и Паулины Андреевой наделала много шума в прессе. Уже известно, что
подробнее...

"Миллионы человеческих жизней превращаются в благодатную почву"Отвечая на вопрос, что значит «246» в названии его новой пластинки, артист предлагает посмотреть, какие варианты измерения этим числом
подробнее...

Тимур Шаов, делатель песенСлушаю песни Тимура Шаова и кайфую. Там такое изящество, тонкая ирония и политика, а куда же без нее? Казалось бы, такой Тимур должен греметь по всей России и ее
подробнее...

Джоан Борстен: «Он ушел из жизни, когда я ему читала «Старика и море»В мае 2017 года в Калифорнии на 74 м году жизни скончался советский и американский актер Олег Видов. Миллионы советских зрителей
подробнее...

Джаз, и блюз-рок, и соул, будет немного шансонаОдин-единственный, удивительный по своему разнообразию концерт смогут увидеть зрители 13 октября в Театре песни Градского — финалистка популярного шоу
подробнее...

Дарья Егорова говорила ровно 33 секундыМолодая актриса из Пермского театра «Театр-театр» Дарья Егорова, на днях выступившая со сцены в защиту своего московского коллеги Павла Устинова, все-таки
подробнее...

Спектаклю прочат бешеный успехИкону рока и гранжа Курта Кобейна теперь можно лицезреть в театре — худрук «Модерна» Юрий Грымов поставил спектакль «Nirvana», посвященный трагической судьбе легендарного
подробнее...

На сцене Вахтанговского воскресят песни «Гражданской обороны»История об удивительной итальянской семье, рассказ о мальчике, подружившемся с китом, бессмертные песни Егора Летова — все это увидят
подробнее...

Им 20 летЦентр Вознесенского покажет 35 работ молодых режиссеров в просмотровых залах Московской школы нового кино с 27 по 29 сентября. Корреспондент «МК» разбирался, кто и зачем придумал студенческий
подробнее...