loader
Срочные новости раздела
Худруг театра теней рассказал о секретах работы

Худруг театра теней рассказал о секретах работы

Виктор Платонов: "У нас была разработана силуэтная кукла, которую мы называем "русской"

В Москве свыше 80 театров. Среди них множество драматических, музыкальных, кукольных и только один — теневой в Измайлове, и ему уже больше 80 лет. Каждый день здесь силуэты превращаются в зрелищные представления, а тени увлекают маленьких зрителей в свой таинственный мир. Виктор Платонов, художник и худрук, рассказал корреспонденту «МК», почему плоские фигуры могут быть гораздо выразительнее объемных и есть ли место теням в современном многополярном пространстве.

— Как теневым куклам оставаться привлекательными, когда даже анимация давно перешла на трехмерное изображение?

— На этот вопрос трудно ответить. Мы не знаем, что именно привлекает людей в театре или кино. В мультфильмах это, скорее всего, динамика, но она возможна и в театре теней. Когда появилось кино, все стали хоронить театр. Он выжил. Когда появилось телевидение, пророчили скорую смерть театру и кино. Однако всем нашлась ниша. Но раз зрители приходят, значит, мы их чем-то задеваем. К слову, театр теней существует на планете более двух тысяч лет.

— Серьезный возраст. А всегда ли в тенях черная проекция?

— Она запросто может быть и цветной. В восточной традиции были как раз яркие фигуры. С тенью вообще можно делать все что угодно. Она может быть цветной, черно-белой, выдержанной в определенной гамме. Можно и настоящих кукол использовать.

— Это веяние появилось как раз с вашим приходом?

— Отнюдь. В наш театр куклы пришли в 1964 году. Это был спектакль «Айболит», где наряду с теневыми появились объемные фигуры и живой артист, который вел спектакль. Считается, что объемная кукла выразительнее плоской. Но, при всей любви к куклам, я видел множество средних… даже безобразных, и далеко не каждая становится шедевром.

— А что делает куклу шедевром?

— Во-первых, артист, который наполняет ее своим мастерством. А во-вторых, визуальный образ. Можно поставить рядом великолепную и среднюю куклы, и вы тут же поймете разницу. У меня был один приятель, замечательный театральный художник. Однажды ему предложили сделать спектакль в театре кукол, и он начал рисовать каких-то пупсов. Но тема была военная! Концентрационный лагерь, пленные… и тут розовые пупсы в серых робах. Для него само слово «кукла» означало игрушку из магазина. Вот тебе и неинформированность.

— Думаю, у многих живет стереотип, что теневой театр (как и кукольный) — это чисто детская забава. Есть ли в вашем репертуаре взрослые спектакли?

— Пока нет. Но мы думаем в этом направлении. Во-первых, надо найти подходящий литературный материал, а потом уже придумать способ разговора со взрослым. Нам очень мешает зрительский стереотип. Если мы даже объявим взрослый спектакль, детей потащат все равно. Хоть ты пиши «18+» и «приходите без детей», все равно непременно к вам посадят двухлетнего ребенка, который будет кричать, плакать и просить маму увести его домой. Этот стереотип побороть сложно.

— Международный фестиваль театров теней Shadowfest, который проводит ваш театр, помогает привлечь нового зрителя?

— Да, конечно. И не столько в этом плане, сколько в расширении диапазона. Ведь зритель привык видеть наши спектакли, а тут есть возможность посмотреть то, что делается за рубежом или в других городах страны.

* * *

— Насколько театр теней развит в мире?

— Ему уделяется очень большое внимание. Есть серьезные художники, которые учат делать спектакли в нашем жанре. Так что это отнюдь не экзотика, а серьезная мировая тенденция. В России, как правило, присутствуют только элементы теневого представления в драматическом или кукольном спектакле. На европейских фестивалях ко мне часто обращаются люди с просьбой поставить для них спектакль в теневом жанре. Мы же стараемся знакомить зрителей с этим искусством через интерактивное представление, когда зрители, знакомясь с театром теней, узнают его историю. Мы показываем фрагменты спектаклей в разных техниках (цветные, черно-белые, тени живых артистов на экране, так называемая испанская тень).

— До России тени добрались довольно поздно, ближе к рубежу XIX–XX веков. Что русские мастера привнесли в этот жанр?

— Театр теней вообще родился в Восточной Азии, а в середине XVIII века перешел в Европу. Сначала во Францию, потом в Италию и дальше. К нам первые исполнители добрались при Екатерине II. Это были придворные представления теневых трупп. Театр теней в привычном нам понимании начал развиваться с начала ХХ века. И русские мастера, конечно же, внесли огромный вклад в развитие жанра. В частности, у нас в театре была разработана силуэтная кукла, которую мы называем «русской». Она сделана из жестких материалов и управляется довольно сложным механизмом через систему тяжей, причем управляет ею один человек. Здесь каждый рычажок отвечает за отдельное движение тела. Все это для максимальной выразительности, а не для усложнения нашей жизни. В Европе с такими куклами практически не работают.

— Кто-нибудь из русских режиссеров проявлял интерес к этому жанру?

— Очень вяло. Однажды ко мне приходил Рустам Ибрагимбеков. Он начал делать новый спектакль, и им нужна была фигура Булата Окуджавы. Но дальше разговора эта история не продвинулась. Проблема тут, скорее всего, в том, что они к нам не приходят, не видят спектаклей. А вообще сейчас очень часто в драматических постановках используют куклу или маску как предмет выразительности. Но до теней пока не добрались, хотя отдельные сцены бывают — обычно это силуэт артиста за ширмой.

— А песочная анимация относится к жанру театра теней?

— Это непростой вопрос, и никто его еще так не ставил. Наша техника песочной анимации несколько отличается от классической. Камера у нас находится под столом, и, по сути, мы видим не сам песок, а его тень. Но я бы все равно считал ее частью теневого жанра: во-первых, это все равно двухмерное изображение, во-вторых, темное на белом. Да и вообще само название «театр теней» очень спорное. Кто-то предлагает называть это «театром силуэтов» или «театром плоских фигур». В Восточной Азии это тоже непростое определение. Если переводить название индонезийского театра ваянг-кулит, то это будет «театральное представление при помощи кожаных кукол».

— Вы почти всю жизнь занимаетесь куклами, создавали сценографию для драматических спектаклей. Но пять лет назад вас пригласили стать главным художником Театра теней. Почему вы согласились его возглавить?

— На это было много причин. Одна из самых важных — это интерес. Еще когда я работал в театре кукол, мне всегда хотелось поработать с тенями, но все не было возможности. Режиссеры редко проявляют интерес к этому жанру, а самостоятельно этим заняться просто не позволяло время. Объемный театр я очень хорошо знаю. Там для меня почти нет никаких загадок. А здесь их очень много. Я вижу массу перспективных вещей, которые только предстоит раскрыть. Это касается способов изготовления кукол, их внешнего вида. Это дает очень большой простор для творчества. Хоть я и не люблю это слово.

— Почему не любите?

— Оно какое-то затасканное. Да и при чем тут творчество? Ничего мы не творим, мы работаем. Это в первую очередь ремесло.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный приз получил «Один день в Макондо» Егора ПерегудоваВосемнадцатая по счету (и последнее из мероприятий в ближайший месяц ввиду карантина) театральная премия «Гвоздь сезона» прогремела в ТЦ на
подробнее...

Как его звезды учились говорить по-советскиВ роли блокбастеров сейчас выпуски новостей, и на таком фоне сериальные страсти сильно теряют в драматизме. Тем не менее сериал про советских адвокатов
подробнее...

В кинотеатре «Аврора» презентовали фильм о многодетныхВ нарядном зале старейшего кинотеатра Санкт-Петербурга «Аврора» режиссёр Ашот Джазоян представил документальный фильм о петербургской многодетной
подробнее...

"Ребята хотели усилиться"29-летняя певица группировки "Ленинград" Флорида Чантурия временно войдет в состав группы Little Big, чтобы помочь музыкантам успешно выступить на конкурсе "Евровидение -
подробнее...

Российская группа стала популярнее всех участников «Евровидения»Менее чем за два месяца до финала «Евровидения» судьба трехдневного конкурсного веселья все еще в коронавирусном тумане. В то время как
подробнее...

Певца любили вожди, шахи и красавицыЖизнь и карьера Муслима Магомаева во многом напоминают захватывающий киносценарий. Вокруг персоны легендарного певца всегда ходило множество слухов, причем один
подробнее...

Кирилл Крок: «Несправедливо — с помпой отмечать 100-летие, зная, что на его родине дом погибает»16 марта Вахтанговский театр объявит о своем самом амбициозном и беспрецедентном проекте с точки зрения
подробнее...

В канун юбилея Владимир Девятов рассказал о трех роковых прыжках в своей жизниВ воскресенье свой юбилей празднует певец, обладатель титулов «Маэстро голос» и «Лучший народный голос России», артист,
подробнее...

«Ее хотели тайно вывезти в Израиль»В среду в Замоскворецком суде дала показания обвиняемая по громкому делу о пропаже миллионов знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой. Концертный директор примы
подробнее...

Музыкальный конкурс ожидаемо отменили из-за коронавирусаЕвропейский вещательный союз (ЕВС) официально отменил «Евровидение 2020», которое должно было пройти в Роттердаме с 14 по 18 мая. «С глубоким
подробнее...

Американские киностудии, в частности Netflix и Disney, приостановили съемки всех проектов на фоне пандемии, сообщает Forbes.Кинокомпании пошли на такой шаг в качестве предупредительной меры на фоне
подробнее...

«Культура — это то, что сохранит нас в истории либо растворит»«Вызывающе несвоевременный разговор» о культуре счастья завел на Северном культурном форуме в Сыктывкаре специальный представитель
подробнее...

Спела "Мама-миа, пандемия" и спровоцировала волну критикиВ эпоху пандемии коронавируса каждый снимает стресс, уменьшает тревогу, как может. Например, популярная R&B-певица решила пошутить на тему
подробнее...

Память на фоне МосквыВ Москве открыли мемориальную доску Иосифу Кобзону. Работа скульптора Александра Рукавишникова появилась на здании Российской академии музыки им. Гнесиных, где Кобзон прослужил с
подробнее...

Кирилл Крок - о новых культурных реалиях борьбы с коронавирусомПонедельник, 16 марта, стал черным днем для всех театров — московских и федерального подчинения. Сегодня у руководства одни вопросы — как
подробнее...

Пермские ребята перепели композицию Uno российской группы Little Big, с которой она должна была поехать на «Евровидение».Текст был изменен на соответствующий актуальной повестке дня – о ситуации с
подробнее...

Музыкант умер в своей квартиреОснователь группы «Гражданская оборона» Константин Рябинов ушел из жизни при загадочных обстоятельствах.Накануне в Санкт-Петербурге тело 55 летнего музыканта обнаружила
подробнее...

В театре им. Вахтангова рассказали о непростой жизни великой актрисыНа Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Люся. Признание в любви», посвящённого Людмиле Гурченко. Роль
подробнее...