loader
Срочные новости раздела
Актриса Юлия Рутберг устроила спиритический сеанс с Анной Ахматовой

Актриса Юлия Рутберг устроила спиритический сеанс с Анной Ахматовой

Поэтические гадания в Вахтанговском театре

«Какой грех вы считаете самым главным?» «А стали бы стрелять в Сталина, если бы его казнили?» И это только два вопроса из тринадцати, заданных Анне Ахматовой во время сеанса гадания не в каком-нибудь тайном обществе, а в серьезном академическом театре — Вахтанговском. Его ведущая актриса Юлия Рутберг на час с небольшим превратила пространство арт-кафе театра в поэтическое кабаре с элементами спиритического сеанса, название которому «13 вопросов Анне Ахматовой» (реж. Антонина Венедиктова). Достоинства столь неожиданного проекта оценил обозреватель «МК».

Вечер поэзии — звучит культурно, но как-то старомодно. Вахтанговский театр предложил новый формат литературного досуга. На небольшой эстрадке за роялем музыкант (Алексей Воронков), внушительного вида портрет собственно героини вечера — Ахматова в профиль и Юлия Рутберг в элегантном брючном костюме у микрофона. Публика за столиками.

— Со дна смерти Анны Андреевны прошло 53 года, — сообщает актриса. — Для вечности — это мгновение, для человеческой жизни — несколько новых поколений... Поэтому мне стало интересно, что сегодня притягивает людей к Ахматовой, с какими вопросами они к ней обращаются и какие ответы у нее находят.

Так у актрисы возникла идея подобного проекта. Как какой-нибудь медиум, она объявляет правила игры, которую с помощью режиссера Антонины Венедиктовой затеяла с Анной Андреевной. А та, по словам современников, была «настолько красива, что все на улице заглядывались на нее». Хотя сама Анна Андреевна относилась к себе с иронией: «Я всю жизнь могла выглядеть по желанию — от красавицы до урода».

Так вот, желая получить ответы на волнующие вопросы, актриса обратилась к друзьям-мирискусникам из прошлого («Мир искусства» — журнал русских символистов, 1898–1904 гг. — М.Р.), а именно — главному режиссеру театра кукол, руководителю театра пантомимы и клоунады, актрисе Московского театра мюзикла, а также PR-менеджеру, без которого сегодня никуда. И по ее просьбе избранники Рутберг задали Ахматовой по десять вопросов, а ответы на них сами же нашли в ее стихах. Вообще из 40 вопросов планировалось оставить 10, но в опрос вмешалась сама Анна Андреевна и предпочла магическую цифру 13. А 13, кто не знает, не какая-то там чертова дюжина, а особое для Вахтанговского число: 13 ноября 1921 года родился театр, который в следующем году отметит свое 100-летие.

Юлия Рутберг выдерживает жесткий ритм поэтического сеанса, в котором — божественный стих, вопросы и стихотворные ответы на них, комментарии актрисы к мифам об Ахматовой и их развенчание. Скажем, о несчастной любви, что долго преследовала поэтессу. Но так ли это?

— Да, у Ахматовой было много возлюбленных, не говоря уже о мужьях, — констатирует актриса, — и все они отвечали ей взаимностью. Но в поэзии-то у нее другое: «Мне муж — палач. А дом его — тюрьма…» или «Муж хлестал меня узорчатым / Вдвое сложенным ремнем…». Правда, изумленный Гумилёв на такой пассаж вынужден был оправдываться: «Я, простите, из-за этих строк прослыл садистом! Про меня пустили слух, что, надев фрак (а у меня и фрака тогда еще не было) и цилиндр (цилиндр у меня, правда, был), хлещу узорчатым, вдвое сложенным ремнем не только свою жену Ахматову, но и своих молодых поклонниц, предварительно раздев их догола».

Актриса так элегантно и точно управляет поэтически-театральной конструкцией, что невозможно меж строк и комментариев вставить аплодисменты. А публике (и это видно) ужасно хочется аплодировать великолепному стиху, прекрасной его подаче, артистизму Юлии Рутберг. Поэтическое слово со вкусом оформлено фрагментами музыкальными из сочинений Шостаковича, Рахманинова, Баха... И постепенно за вопросами, на которые актриса отвечает от имени Ахматовой, вырисовывается трагический образ — поэта, женщины, матери. Похоже, что катастрофа — ее второе слово после поэзии: «Я гибель накликала милым / И гибли один за другим / О, горе мне! Эти могилы / Предсказаны словом моим/». Таков ее ответ на вопрос «о чем вы жалеете?»

С ним связан самый жестокий миф, который обвиняет Анну Андреевну в нелюбви к сыну. «Все детство Лёва провел у бабушки, матери отца, Николая Гумилёва. К Ахматовой в Фонтанный дом он приехал уже после школы. Отношения всегда были непростыми, но обострились в 56-м году, после его освобождения из ГУЛАГа. Он считал мать виновной в том, что его репрессировали, обвинял в отсутствии помощи и в «поэтическом эгоизме». Анна Андреевна и ее сын так и не помирились. Он приходил к ней в больницу перед ее смертью, но его не пустили. Хотя ей было достаточно, чтобы он «просто пришел и сказал: мама, пришей мне пуговицу…». Ради него она простояла в «Крестах» 300 часов, обращалась за помощью ко всем, включая самого Сталина. Ведь «Реквием» — это история Ахматовой и сына ее...

Провокационный вопрос: «Если бы вас пригласили на казнь Сталина и предложили стрелять, вы бы сделали это?» — «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу».

Характерная для Ахматовой история была связана с Александром Вертинским. Весной 1946 года она с друзьями оказалась в гостях у Бориса Пастернака в Лаврушинском переулке. Туда же пришли блокадница Ольга Берггольц и Александр Вертинский, вернувшийся из эмиграции. Он очень хотел вписаться в компанию, много говорил, читал стихи, а потом имел неосторожность заявить, что «никто здесь, в России, не может любить Россию так, как любили они ее там, в эмиграции»... Наступила ужасающая пауза. Ахматова поднялась с дивана и сказала, что в этой комнате присутствуют те, кто перенес блокаду Ленинграда и не покинул город. И в их присутствии слова Вертинского по меньшей мере бестактны… Вертинскому пришлось уйти.

А под занавес вечера актриса предложила Анне Андреевне гадание. Надо сказать, что в своих желаниях императрица русского стиха была весьма избирательна и некоторые варианты почтила равнодушным молчанием. Зато на вопрос: «Какой грех вы считаете самым главным?» — ответила с первой же попытки:

— Молитесь на ночь, чтобы вам

Вдруг не проснуться знаменитым.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный приз получил «Один день в Макондо» Егора ПерегудоваВосемнадцатая по счету (и последнее из мероприятий в ближайший месяц ввиду карантина) театральная премия «Гвоздь сезона» прогремела в ТЦ на
подробнее...

Как его звезды учились говорить по-советскиВ роли блокбастеров сейчас выпуски новостей, и на таком фоне сериальные страсти сильно теряют в драматизме. Тем не менее сериал про советских адвокатов
подробнее...

В кинотеатре «Аврора» презентовали фильм о многодетныхВ нарядном зале старейшего кинотеатра Санкт-Петербурга «Аврора» режиссёр Ашот Джазоян представил документальный фильм о петербургской многодетной
подробнее...

"Ребята хотели усилиться"29-летняя певица группировки "Ленинград" Флорида Чантурия временно войдет в состав группы Little Big, чтобы помочь музыкантам успешно выступить на конкурсе "Евровидение -
подробнее...

Российская группа стала популярнее всех участников «Евровидения»Менее чем за два месяца до финала «Евровидения» судьба трехдневного конкурсного веселья все еще в коронавирусном тумане. В то время как
подробнее...

Певца любили вожди, шахи и красавицыЖизнь и карьера Муслима Магомаева во многом напоминают захватывающий киносценарий. Вокруг персоны легендарного певца всегда ходило множество слухов, причем один
подробнее...

Кирилл Крок: «Несправедливо — с помпой отмечать 100-летие, зная, что на его родине дом погибает»16 марта Вахтанговский театр объявит о своем самом амбициозном и беспрецедентном проекте с точки зрения
подробнее...

В канун юбилея Владимир Девятов рассказал о трех роковых прыжках в своей жизниВ воскресенье свой юбилей празднует певец, обладатель титулов «Маэстро голос» и «Лучший народный голос России», артист,
подробнее...

«Ее хотели тайно вывезти в Израиль»В среду в Замоскворецком суде дала показания обвиняемая по громкому делу о пропаже миллионов знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой. Концертный директор примы
подробнее...

Музыкальный конкурс ожидаемо отменили из-за коронавирусаЕвропейский вещательный союз (ЕВС) официально отменил «Евровидение 2020», которое должно было пройти в Роттердаме с 14 по 18 мая. «С глубоким
подробнее...

Американские киностудии, в частности Netflix и Disney, приостановили съемки всех проектов на фоне пандемии, сообщает Forbes.Кинокомпании пошли на такой шаг в качестве предупредительной меры на фоне
подробнее...

«Культура — это то, что сохранит нас в истории либо растворит»«Вызывающе несвоевременный разговор» о культуре счастья завел на Северном культурном форуме в Сыктывкаре специальный представитель
подробнее...

Спела "Мама-миа, пандемия" и спровоцировала волну критикиВ эпоху пандемии коронавируса каждый снимает стресс, уменьшает тревогу, как может. Например, популярная R&B-певица решила пошутить на тему
подробнее...

Память на фоне МосквыВ Москве открыли мемориальную доску Иосифу Кобзону. Работа скульптора Александра Рукавишникова появилась на здании Российской академии музыки им. Гнесиных, где Кобзон прослужил с
подробнее...

Кирилл Крок - о новых культурных реалиях борьбы с коронавирусомПонедельник, 16 марта, стал черным днем для всех театров — московских и федерального подчинения. Сегодня у руководства одни вопросы — как
подробнее...

Пермские ребята перепели композицию Uno российской группы Little Big, с которой она должна была поехать на «Евровидение».Текст был изменен на соответствующий актуальной повестке дня – о ситуации с
подробнее...

Музыкант умер в своей квартиреОснователь группы «Гражданская оборона» Константин Рябинов ушел из жизни при загадочных обстоятельствах.Накануне в Санкт-Петербурге тело 55 летнего музыканта обнаружила
подробнее...

В театре им. Вахтангова рассказали о непростой жизни великой актрисыНа Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Люся. Признание в любви», посвящённого Людмиле Гурченко. Роль
подробнее...