loader
Срочные новости раздела
Кинорежиссер Велединский об Эдуарде Лимонове: «Мы познакомились через решетку»

Кинорежиссер Велединский об Эдуарде Лимонове: «Мы познакомились через решетку»

Знаменитый писатель и лидер запрещенной в РФ партии скончался в Москве на 78-м году жизни

17 марта в Москве на 78-м году жизни скончался писатель, автор таких произведений, как «Это я — Эдичка», «У нас была прекрасная эпоха», лидер запрещенной в РФ Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов. Его похороны пройдут в закрытом режиме, посторонних там не будет. Такова была воля самого Лимонова.

Впервые довелось с ним встретиться в марте 2004 года на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, куда он приехал как гость, только-только освободившись из тюрьмы. Многих это шокировало. Как это так: пригласили Марлена Хуциева, Станислава Говорухина, польского классика Кшиштофа Занусси, а опасного и непредсказуемого Лимонова-то зачем. А он был прекрасным актером, хорошо чувствовал ситуацию и выглядел тишайшим и интеллигентным человеком, принимал участие во всех фестивальных сходках, смотрел кино, общался с кинематографистами и писателями, ходил в музеи. Вместе мы посетили мрачный Гатчинский дворец. Когда предложили там Лимонову сфотографироваться у портрета Павла I, он сначала отказывался, а потом согласился: «Его же убили. Ну да ладно, может, меня не убьют».

Тогда он вспоминал, как за два с половиной года своего заключения написал восемь книг, сравнив себя с Чернышевским, который, находясь в Петропавловской крепости, написал две тысячи страниц.

«Основная трудность для меня была в том, как передавать рукописи на волю, — рассказал Лимонов. — Написанное могли изъять в любой момент. Обыски проходили по три раза в неделю. Но я все-таки переправил тысячу написанных страниц. Как? Не скажу. Не потому что вам не доверяю, а чтобы люди, которые и впредь будут сидеть, могли воспользоваться этой практикой. Зачем я там писал? Чтобы защититься от навалившегося груза. Надо было как-то психологически спасаться от тех обвинений, которые мне предъявили по жутким статьям: хранение боеприпасов, терроризм, свержение существующего строя. Я ходил по камере и повторял как заклинание имена тех, кто сидел: Достоевский, маркиз де Сад, Сервантес, Чернышевский... Это спасало. Через десять дней я начал писать «Священных монстров», героями которых стали Пушкин, Достоевский, Гитлер, Гагарин... И это была защита от страха смерти.

Двадцать лет я прожил за границей: из них четырнадцать во Франции и шесть в Америке. Побывал в горячих точках — Сербии, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане. Сидел в тюрьме. Везде лез. На войну в Сербию попал, увидев по телевизору сербского полковника, рассказывавшего о том, как бомбили мост. Я быстро собрал сумку и поехал в аэропорт, а через пару суток сидел рядом с этим полковником. Когда я был в тюрьме, мой адвокат среди разных бумаг принес письмо Александра Велединского, который хотел снять фильм по моим произведениям. А нам тогда очень нужны были деньги на процесс, перенесенный в Саратов. Поэтому я с Велединским не торговался. Познакомились мы с ним уже позднее. Я увидел его из клетки, в которой находился в суде. Он побывал у моих родителей в Харькове, передал мне их фотографии. Сценария я не читал».

А уже через год на фестивале показали фильм «Русское» Александра Велединского, снятый в 2004 году. В 2006-м вышел его «Живой», и тоже по прозе Лимонова. Мы поговорили с Александром Велединским буквально в течение часа после того, как пришла трагическая весть.

— Я сам только что узнал о случившемся от журналистов. Я не отвечаю на звонки с незнакомых номеров, но тут почему-то снял трубку. После этого позвонил Сереже Шергунову, чтобы узнать детали. Месяца три назад мы виделись с Катей Волковой (актриса, экс-супруга Лимонова, мать двоих его детей. — С.Х.), она тогда сказала, что Эдуард болеет.

— Вы в последнее время не общались?

— Только по телефону. Он иногда звонил, чем-то интересовался, спрашивал как-то про экранизации, о том, сколько сейчас платят за права. Но я тоже не особенно в курсе. Об этом лучше спрашивать у писателей или продюсеров. Иногда мы встречались на каких-то мероприятиях, когда ему и мне вручали французскую премию, и мы выпили по рюмке. Вместе были на спектакле «Отморозки» Кирилла Серебренникова, поставленном по Прилепину. Он был про лимоновцев, «Стратегию-31» (движение в поддержку собраний. — С.Х.) и очень мне понравился. Тогда приглашенных было человек тридцать, не больше. Все это было несколько лет назад.

— А впервые вы встретились в тот момент, когда он был в самом боевом состоянии?

— Я с ним познакомился в 2002 году, когда приехал к нему на суд в Саратов на перовое заседание, а потом на приговор. Когда мы снимали фильм «Русское», он сидел в тюрьме.

— Но вы были к тому моменту знакомы?

— В том-то и дело, что нет. Мы познакомились через решетку. Я сначала съездил в Харьков на выбор натуры. Скорее всего, это был 2001 год. У него были еще живы родители. Мы сходили к ним, пообщались. Мама передала ему банку варенья, то ли вишневого, то ли айвового, что-то еще. Потом я приехал в Саратов. Через клетку не мог ему просунуть банку. Там стояла охрана. Передал подарки через его адвоката Сергея Беляка. Там я познакомился со многими интересными людьми.

— Теми, кто приезжал на суд?

— Да. Лимоновцы там постоянно жили, снимали квартиру, подкармливали Эдуарда, носили ему передачки. Я познакомился с Сергеем Шергуновым, тогдашним лидером НБП Анатолием Тишиным — он стал священником, а его фамилию Захар Прилепин дал своему герою в романе «Санькя». Тогда я познакомился и с ныне покойным Василием Шандыбиным, Витухновской, Алексеем Митрофановым, который стал депутатом. Любопытная была компания.

— Помню, когда Эдуард Лимонов приехал на фестиваль «Литература и кино» в Гатчину, многих поразила его скромность.

— В обычном общении, не партийном и не литературном, он был нормальный, спокойный человек. Когда вышел из тюрьмы, и мы с его адвокатом Сергеем Беляком и с моим оператором Пашей Игнатовым поехали к нему знакомиться. Он сам позвонил и пригласил, сказал мне: «Вы меня не бойтесь, Александр. Я вообще добрый». Мы приехали, выпили с ним вина. Он пожарил мясо. Поговорили, пообщались. Потом у него был день рождения, и мы тоже встречались.

— А что вас так зацепило в его прозе, что вы решили ее экранизировать?

— Даже не знаю, что на это быстро ответить.

— Чувственно — что это было?

— Вот! Это самое точное слово «чувственность». Не эротического, не тактильного плана. Она в том, что он писал про жизнь, которую я и сам проживаю и познаю. Это не значит, что мне обязательно надо побывать на войне, в эмиграции или где-то еще. Но вот эти ощущения человека, проживающего жизнь и ступающего по ней с кайфом и интересом, без лишнего нытья, — в них была свежесть его взгляда, борзость, если можно так сказать. Поступая на Высшие режиссерские курсы, я заполнял анкету, где был пункт о том, кого бы я хотел экранизировать. И я написал: «Лимонова». Тогда, в 1993 году, он еще не был такой одиозной фигурой. Потом уже на него стали навешивать все ярлыки. Да он и сам был не против этого. Эпатажность Лимонову тоже была присуща. Когда пришло время, я взялся за «Подростка Савенко» (это настоящая фамилия Лимонова — С.Х.). Я написал сценарий, который несколько лет пролежал в столе, а потом появились люди, готовые с ним работать, и мы начали снимать.

— Встреча для вас двоих стала судьбоносной?

— Для меня она была важна. Но Лимонову больше нравился фильм «Живой». К «Русскому» его отношение менялось. Фильм ему то нравился, то нет. Но это нормально, кино-то про него. А в «Живом» — другие герои, не он.

— Принимал ли он участие в работе над сценарием?

— Он в тюрьме сидел, поэтому не мог в него внедряться. Мы ему отправляли через Беляка сценарий, по-моему, даже не законченный, и он его прочитал. Как говорил Сергей Беляк, Лимонов был поражен, что по его прозе собираются снимать кино, тем более когда он находится в заключении. Нам тогда никто не ставил палок в колеса. Время было другое. Мы начали снимать, потом все надолго встало, когда кончились деньги. Непросто было.

— Можете сказать, что Лимонов — большой писатель?

— Конечно, большой, классик уже. Можно не соглашаться с его взглядами — политическими, на жизнь, с оценкой некоторых людей. Почитайте его «Книгу мертвых». Это очень круто. Как он там про Бродского пишет. У Лимонова был критический ум. Он сам где-то писал, что сначала ищу отрицательные стороны в человеке (толстый, глупый и так далее), все, что выпирает из него плохое. Он в первую очередь это и выхватывал. Как он костерил Бродского! А в финале написал, что только на него и хотел быть похожим. И этим все сказано. Вот это художник! Лимонов не очень любил, но умел признавать свои ляпы. Живой был человек. Я сообщил одному православному человеку, алтарнику и своему хорошему другу, что Лимонов умер. Он спросил, верующим ли был Эдуард. А я этого точно не знаю. Но мой друг сказал: «Теперь-то он точно верующий». То есть, если умер, то точно верующий. Мне это понравилось.

Читайте также: В Москве могут открыть памятник Эдуарду Лимонову

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный приз получил «Один день в Макондо» Егора ПерегудоваВосемнадцатая по счету (и последнее из мероприятий в ближайший месяц ввиду карантина) театральная премия «Гвоздь сезона» прогремела в ТЦ на
подробнее...

Как его звезды учились говорить по-советскиВ роли блокбастеров сейчас выпуски новостей, и на таком фоне сериальные страсти сильно теряют в драматизме. Тем не менее сериал про советских адвокатов
подробнее...

"Ребята хотели усилиться"29-летняя певица группировки "Ленинград" Флорида Чантурия временно войдет в состав группы Little Big, чтобы помочь музыкантам успешно выступить на конкурсе "Евровидение -
подробнее...

В кинотеатре «Аврора» презентовали фильм о многодетныхВ нарядном зале старейшего кинотеатра Санкт-Петербурга «Аврора» режиссёр Ашот Джазоян представил документальный фильм о петербургской многодетной
подробнее...

Певца любили вожди, шахи и красавицыЖизнь и карьера Муслима Магомаева во многом напоминают захватывающий киносценарий. Вокруг персоны легендарного певца всегда ходило множество слухов, причем один
подробнее...

Российская группа стала популярнее всех участников «Евровидения»Менее чем за два месяца до финала «Евровидения» судьба трехдневного конкурсного веселья все еще в коронавирусном тумане. В то время как
подробнее...

Кирилл Крок: «Несправедливо — с помпой отмечать 100-летие, зная, что на его родине дом погибает»16 марта Вахтанговский театр объявит о своем самом амбициозном и беспрецедентном проекте с точки зрения
подробнее...

В канун юбилея Владимир Девятов рассказал о трех роковых прыжках в своей жизниВ воскресенье свой юбилей празднует певец, обладатель титулов «Маэстро голос» и «Лучший народный голос России», артист,
подробнее...

«Ее хотели тайно вывезти в Израиль»В среду в Замоскворецком суде дала показания обвиняемая по громкому делу о пропаже миллионов знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой. Концертный директор примы
подробнее...

Музыкальный конкурс ожидаемо отменили из-за коронавирусаЕвропейский вещательный союз (ЕВС) официально отменил «Евровидение 2020», которое должно было пройти в Роттердаме с 14 по 18 мая. «С глубоким
подробнее...

«Культура — это то, что сохранит нас в истории либо растворит»«Вызывающе несвоевременный разговор» о культуре счастья завел на Северном культурном форуме в Сыктывкаре специальный представитель
подробнее...

Американские киностудии, в частности Netflix и Disney, приостановили съемки всех проектов на фоне пандемии, сообщает Forbes.Кинокомпании пошли на такой шаг в качестве предупредительной меры на фоне
подробнее...

Кирилл Крок - о новых культурных реалиях борьбы с коронавирусомПонедельник, 16 марта, стал черным днем для всех театров — московских и федерального подчинения. Сегодня у руководства одни вопросы — как
подробнее...

Пермские ребята перепели композицию Uno российской группы Little Big, с которой она должна была поехать на «Евровидение».Текст был изменен на соответствующий актуальной повестке дня – о ситуации с
подробнее...

Спела "Мама-миа, пандемия" и спровоцировала волну критикиВ эпоху пандемии коронавируса каждый снимает стресс, уменьшает тревогу, как может. Например, популярная R&B-певица решила пошутить на тему
подробнее...

Память на фоне МосквыВ Москве открыли мемориальную доску Иосифу Кобзону. Работа скульптора Александра Рукавишникова появилась на здании Российской академии музыки им. Гнесиных, где Кобзон прослужил с
подробнее...

Музыкант умер в своей квартиреОснователь группы «Гражданская оборона» Константин Рябинов ушел из жизни при загадочных обстоятельствах.Накануне в Санкт-Петербурге тело 55 летнего музыканта обнаружила
подробнее...

В театре им. Вахтангова рассказали о непростой жизни великой актрисыНа Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Люся. Признание в любви», посвящённого Людмиле Гурченко. Роль
подробнее...