loader
Срочные новости раздела
В Театре имени Наталии Сац впервые поставили оперу Филипа Гласса

В Театре имени Наталии Сац впервые поставили оперу Филипа Гласса

Жестокие недетские игры

Режиссер Георгий Исаакян продолжает искать, экспериментировать, удивлять и ставить в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац спектакли — оригинальные, странные, неожиданные и порой не слишком детские. Хотя название спектакля, премьера которого прошла на днях, как будто говорит об обратном: Les Enfants Terribles — «Ужасные дети». Опера американского композитора-минималиста Филипа Гласса по роману Жана Кокто впервые была представлена на российской сцене.

Филип Гласс хорошо известен в России. И не только своей киномузыкой (он автор саундтреков к знаменитейшим голливудским фильмам, среди которых — «Часы», «Шоу Трумана», «Забирая жизни», «Левиафан» и даже ужастик «Кэндимен»), но и оперным творчеством. Его давнюю (1979 года) оперу «Сатьяграха» в России увидели и услышали благодаря Екатеринбургскому театру оперы и балета. И вот теперь — «Жестокие дети»: так перевели в театре имени Сац название оперы, написанной композитором в 1996 году по роману Жана Кокто.

Перевод названия — не праздная тема. Les Enfants Terribles — это практически идиома. Возможно, именно поэтому английское либретто оперы называется The Children of the Game — «Дети игры». Культовая французская экранизация Жана-Пьера Мельвиля 1950 года, которая наравне с романом послужила композитору базой для сочинения партитуры, называется так же, как роман Кокто, а вот фильм Бертолуччи, снятый не столько на основе, сколько под впечатлением странного, болезненного романа о слишком пылкой любви между братом и сестрой, назывался «Мечтатели». Все эти рефлексии вокруг названия говорят о зыбкости смыслов и изощренности месседжа «Ужасных детей». Музыка Филипа Гласса не только не внесла ясности в этот месседж, а еще больше завуалировала его, размыла, растушевала и окончательно перенесла из интеллектуально-психологической плоскости в эмоционально-интуитивную.

Три электропианино белого цвета в центре сценического пространства — главная особенность сценографического решения Ксении Перетрухиной. Во всем остальном художник следует реалиям, заданным фильмом и сюжетом романа: действие происходит в комнате, где живут Поло и Элизабет. Кровати, ванна. Их зачем-то три, что, пожалуй, лишнее: в том-то и дело, что дети привыкли купаться в одной ванне. Слишком близкая связь между братом и сестрой, опасно близкая, разрушающая их личности, ведущая к трагедии, — вот тема романа Кокто и его различных интерпретаций.

Поль и Элизабет не просто живут в одной комнате: они существуют в придуманной ими игре, смысл которой не очень внятен, но определенно безжалостен. Впрочем, любая игра безжалостна, потому что она подразумевает манипулирование партнером.

Четыре основных персонажа: Поль, Элизабет и их друзья Агата и Жерар. Отношения между ними — как паутина: почти невидимы, но прочны и болезненны. И есть еще один персонаж, появляющийся на мгновение в самом начале, — мальчик, сознательно причинивший Полю боль. Он мистическим образом похож на Агату, в которую Поль влюблен. И это тоже часть паутины: Кокто не скрывал своей бисексуальности, и этот мотив важен для него.

Впрочем, Георгий Исаакян не педалирует эротическую тему: отношения Поля и Элизабет не переходят границу, за которой следует откровенное нарушение табу. И это тем более завораживает: то, что происходит в душах, куда ярче и сильнее, чем ощущения плоти.

Гласс написал партитуру «Детей» для трех фортепиано. Исполнительницы — три пианистки в черном. Черное и белое — главные цвета спектакля. И в этом тоже читается рифма с черно-белым фильмом Мельвиля. Пианистки очень молоды, и это принципиально. В этом спектакле вообще все должны быть молодыми. Ведь герои — если уже не совсем дети, то точно очень юные люди. И сюжетная коллизия продиктована их юностью, которой свойственны наивная жестокость и бездумная жажда нравственной вивисекции.

Актерская игра здесь доминирует над вокалом, который весьма непрост. Мелодизированный речитатив, напоминающий вокальную партию из «Человеческого голоса» Пуленка, требует предельной интонационной точности. Артисты — Денис Болдов (Поль), Анна Холимовская (Агата), Сергей Петрищев (Жерар) и Людмила Верескова (Элизабет) — по-разному справляются с этим, оказываясь слишком вовлеченными в драматические ситуации. Что можно понять: актерская задача гораздо сложнее, чем просто спеть партию или сыграть роль в оперном спектакле, — они должны замотивировать своих героев так, чтобы мы поверили в происходящее на сцене безумие. И мы верим — прежде всего благодаря волшебной музыке Филипа Гласса: повторяющиеся остинатные конструкции, очень красивые, основанные на, казалось бы, банальнейших гармонических оборотах, почему-то совершенно не надоедают. Их хочется слушать вновь и вновь, погружаясь в некое сомнамбулическое состояние, в котором пребывают герои спектакля, и из которого очень трудно вырваться в реальность. Да и не хочется.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный приз получил «Один день в Макондо» Егора ПерегудоваВосемнадцатая по счету (и последнее из мероприятий в ближайший месяц ввиду карантина) театральная премия «Гвоздь сезона» прогремела в ТЦ на
подробнее...

Как его звезды учились говорить по-советскиВ роли блокбастеров сейчас выпуски новостей, и на таком фоне сериальные страсти сильно теряют в драматизме. Тем не менее сериал про советских адвокатов
подробнее...

"Ребята хотели усилиться"29-летняя певица группировки "Ленинград" Флорида Чантурия временно войдет в состав группы Little Big, чтобы помочь музыкантам успешно выступить на конкурсе "Евровидение -
подробнее...

В кинотеатре «Аврора» презентовали фильм о многодетныхВ нарядном зале старейшего кинотеатра Санкт-Петербурга «Аврора» режиссёр Ашот Джазоян представил документальный фильм о петербургской многодетной
подробнее...

Певца любили вожди, шахи и красавицыЖизнь и карьера Муслима Магомаева во многом напоминают захватывающий киносценарий. Вокруг персоны легендарного певца всегда ходило множество слухов, причем один
подробнее...

Российская группа стала популярнее всех участников «Евровидения»Менее чем за два месяца до финала «Евровидения» судьба трехдневного конкурсного веселья все еще в коронавирусном тумане. В то время как
подробнее...

Кирилл Крок: «Несправедливо — с помпой отмечать 100-летие, зная, что на его родине дом погибает»16 марта Вахтанговский театр объявит о своем самом амбициозном и беспрецедентном проекте с точки зрения
подробнее...

В канун юбилея Владимир Девятов рассказал о трех роковых прыжках в своей жизниВ воскресенье свой юбилей празднует певец, обладатель титулов «Маэстро голос» и «Лучший народный голос России», артист,
подробнее...

«Ее хотели тайно вывезти в Израиль»В среду в Замоскворецком суде дала показания обвиняемая по громкому делу о пропаже миллионов знаменитой советской актрисы Элины Быстрицкой. Концертный директор примы
подробнее...

Музыкальный конкурс ожидаемо отменили из-за коронавирусаЕвропейский вещательный союз (ЕВС) официально отменил «Евровидение 2020», которое должно было пройти в Роттердаме с 14 по 18 мая. «С глубоким
подробнее...

«Культура — это то, что сохранит нас в истории либо растворит»«Вызывающе несвоевременный разговор» о культуре счастья завел на Северном культурном форуме в Сыктывкаре специальный представитель
подробнее...

Спела "Мама-миа, пандемия" и спровоцировала волну критикиВ эпоху пандемии коронавируса каждый снимает стресс, уменьшает тревогу, как может. Например, популярная R&B-певица решила пошутить на тему
подробнее...

Американские киностудии, в частности Netflix и Disney, приостановили съемки всех проектов на фоне пандемии, сообщает Forbes.Кинокомпании пошли на такой шаг в качестве предупредительной меры на фоне
подробнее...

Кирилл Крок - о новых культурных реалиях борьбы с коронавирусомПонедельник, 16 марта, стал черным днем для всех театров — московских и федерального подчинения. Сегодня у руководства одни вопросы — как
подробнее...

Пермские ребята перепели композицию Uno российской группы Little Big, с которой она должна была поехать на «Евровидение».Текст был изменен на соответствующий актуальной повестке дня – о ситуации с
подробнее...

Память на фоне МосквыВ Москве открыли мемориальную доску Иосифу Кобзону. Работа скульптора Александра Рукавишникова появилась на здании Российской академии музыки им. Гнесиных, где Кобзон прослужил с
подробнее...

Музыкант умер в своей квартиреОснователь группы «Гражданская оборона» Константин Рябинов ушел из жизни при загадочных обстоятельствах.Накануне в Санкт-Петербурге тело 55 летнего музыканта обнаружила
подробнее...

В театре им. Вахтангова рассказали о непростой жизни великой актрисыНа Новой сцене театра им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Люся. Признание в любви», посвящённого Людмиле Гурченко. Роль
подробнее...