loader
Срочные новости раздела
Постэпидемия – обыкновенное русское чудо

Постэпидемия – обыкновенное русское чудо

В Сети появился литературный проект «Постэпидемия».

На сайте постэпидемия.рф и страницах партнеров – «ЛитРес» и MyBook – публикуют рассказы известных российских писателей-фантастов о том, как изменит мир пандемия коронавируса.

Прогнозы авторов в отношении России оптимистичны и, очевидно, основаны на том, что мы лидируем по количеству проведенных тестов на коронавирус, но находимся в конце списка по количеству умерших. Кроме того, имеем внутренние резервы не только для мобилизации отечественной системы здравоохранения, но и для помощи другим странам.

В лучших традициях отечественной фантастики одной из сюжетных линий выступают национальные архетипы – в частности, коллективное бессознательное, апеллирующее к категории «русского чуда». Впрочем, как выясняется, чудо в наших условиях имеет вполне реальные предпосылки.

Мужик перекрестился раньше, чем грянул гром

Фольклорный русский мужик, как известно, благостен, несуетлив и склонен лежать на печи до появления чудищ. Но чудища в этот раз появлялись заблаговременно, ожидаемо и по одному, так что к появлению главного мужик успел подготовиться.

Например, в рассказе Андрея Мартьянова «Золотая баба» один из переживших пандемию героев прямо говорит, что введенные вовремя целевые показатели по строительству больниц, подготовке и стимулированию врачей позволили системе здравоохранения оказаться готовой к вызовам коронавируса.

Другая сюжетная линия – военная мобилизация. Герой рассказа «Рашен БРИК» Михаила Тырина, простой русский мужик Лапин, когда-то водил «гнилой автобус» и «жил на четырех метрах в общаге». А армия прошла модернизацию, у военных выросли оклады. Лапин польстился на высокий заработок, пошел водителем по контракту и во время пандемии спас многие жизни, оказавшись в центре российской гуманитарной операции на Балканах. И вот «русский кирпич» Лапин, сперва живший в нищете, а потом ставший героем и получивший высшие почести, объясняет иностранному журналисту, почему Россия почти не пострадала от пандемии, в отличие от других стран: «Они же, эти твои страны, как швейцарские часики – тонкие, аккуратные, настроенные. И не дай бог встряхнуть или уронить. А мы сто веков были как автомат Калашникова – в грязи, но не ломаемся».

Гвозди б делать из этих людей

Русская расслабленность компенсируется способностью сплачиваться перед лицом общей беды. В голодные годы и во времена войн народ проявляет свои лучшие качества, в том числе нечасто свойственную ему в мирной жизни дисциплину.

Эта черта национального характера прослеживается в рассказе Вадима Панова «Докшок» и ярко контрастирует с традициями европейских стран. Пока европейцы громко возмущаются ограничением их прав на свободу передвижений и не соблюдают введенные правила, русские понимают, что орать не время. Они привыкли каждое утро проверять публикуемый Федеральной карантинной службой уровень биологической опасности и не психовать в случае его повышения. Когда опасность минует, русские опять начнут: кто протестовать, а кто валяться на печи, но во время общей беды каждый делает то, что должен; такова вековая традиция.

Крайности либерального менталитета интересно отражены в рассказе Василия Орехова «День независимости». Здесь американские подростки называют аппараты ИВЛ, с помощью которых русские реанимируют американцев, «приборами для принудительного дыхания». «Те же приборы для насильственного дыхания, которых так не хватало в Штатах и которые якобы безвозмездно передали русские – да потому и не хватало, что в великом Городе на холме за всю его славную историю никогда никого ни к чему не принуждали, даже дышать», – размышляет юный американец, готовя теракт и будучи готовым к тому, что в случае неудачи русские его убьют. Но вместо этого русские проводят с ним воспитательную беседу и отдают родителям.

Ведь как сказал герой рассказа Андрея Лазарчука «Монтана»: «У нормальных людей как: отрицание-гнев-депрессия-торг-принятие. А у русских – анархия-паника-всё пропало-непобедимая армия». И процитировал фразу из фильма «Двадцать восемь панфиловцев», сказанную командиром во время безнадежного боя: «Спокойно жжем танки».

Преемственность поколений

Память о подвигах дедов как одна из русских скреп традиционно играет свою роль в преодолении напастей. Так, в рассказе Сергея Волкова «Трус не играет в хоккей» молодая женщина Валентина страшно боится, но ставит медицинские опыты на себе, думая о своем дедушке, который много лет назад ценой своей жизни создал вакцину от COVID-19. При этом в голове у Валентины внезапно крутится припев из советской песни «Трус не играет в хоккей», которую она, родившаяся в 2050-х, могла слышать разве что пару раз урывками.

Заложенные в детстве культурные коды часто предопределяют наше поведение в сложных ситуациях. Наверно, благодаря патриотическому воспитанию своеобразным заклинанием силы вместо «по щучьему веленью» становится «от тайги до британских морей…», что в кризис, согласитесь, гораздо полезнее для выживания.

Русская дорога

Сложная география и скверный климат исторически помогают России справиться с невзгодами. Наши расстояния и морозы в свое время сильно огорчили французов и немцев, а однажды спасли страну и от биологической угрозы – в повести Михаила Булгакова «Роковые яйца».

В случае с коронавирусом российские расстояния тоже сыграли свою спасительную роль. Так, герой «Золотой бабы» Андрея Мартьянова отмечает, что заразить весь Нью-Йорк вирусу было гораздо проще, чем добраться из Москвы в Дудинку. Действительно, не очень сложно соблюдать социальную дистанцию в регионах с плотностью населения полтора человека на квадратный километр.

В «Золотой бабе» обыгран еще один сюжет из русских сказок: спасение приходит откуда не ждали, от неких иррациональных сил. В роли жар-птицы и цветочка аленького выступает сверхкомпактный термоядерный реактор, который в глухом медвежьем углу нашли спасавшиеся от коронавируса молодые бестолочи. Подарок прислали из параллельной России будущего. Одновременно гораздо более полезный подарок прислали из прошлого без всякой мистики – это доставшееся России советское наследство в виде мобилизационной медицины. В условиях холодной войны количество больниц и запасы медикаментов были рассчитаны на одномоментные массовые поражения населения. Часть этого наследства сохранилась, что и дало России преимущества в сравнении с другими странами, где дефицит медучреждений ощутили моментально.

Закончить обзор хочется словами русского мужика из рассказа Михаила Тырина. Герой заметил, что после окончания эпидемии «народ какой-то другой стал». «Такое ощущение было, что всех бездельников в карантине вычислили и отправили за Можай хворост сортировать. Чисто как-то все стало. Словно дождь прошел».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Киркоров в восторге, Билан молчит, Лорак признается, сколько заплатилаНовость минувшего уикэнда взорвала евровидийные соцсети: поклонники «Евровидения» устроили на карантине «переголосование», и новой
подробнее...

Наташа будет нашейРоссийский паспорт становится модным аксессуаром среди звезд, которые уже давно чувствуют себя здесь любимыми и почти родными людьми. У уругвайской певицы и актрисы Наталии Орейро
подробнее...

В числе лидеров оказались неожиданные именаПосле отмены в России всеобщего режима самоизоляции постепенно возвращается спрос на корпоративы с участием российских артистов. Известный промоутер Сергей
подробнее...

Он рассказал об искусстве одиночества и последствиях пандемииСамоизоляция сейчас на паузе, однако, говорят, на подходе вторая волна. Как бы то ни было, високосный год оставит след в сердцах и умах.
подробнее...

Битва старлеток и матерых поп-див в майском чартеТревожное лето двадцатого года музболельщики встречают с повышенным аппетитом на попсу. И здесь нет никакой сенсации. В ситуации, когда толком ничего
подробнее...

Ушла, как Анна КаренинаУ актрисы Галины Дашевской  все началось с поезда. В 1964 году она дебютировала в фильме  «Поезд милосердия» Искандера Хамраева  по повести Веры Пановой «Спутники», посвященной
подробнее...

Как начинался творческий путь Олимпии Ивлевой21 июня Олимпии Ивлевой исполняется 30 лет. Несмотря на молодой возраст, «маленькая мисс счастье» обзавелась армией поклонников, которой позавидуют самые
подробнее...

В учреждениях культуры рассказали, как они будут открыватьсяСогласно очередному этапу снятия карантинных ограничений, 16 июня московские музеи и выставочные залы могут открыть свои двери для
подробнее...

Нина Дворжецкая: «Мы не только актерских детей учим в театральном вузе»Нина Дворжецкая больше 30 лет работает в Российском молодежном театре. С кино долгие годы отношения не складывались, но в 2013-м
подробнее...

Артисту было 56 летНа 57-м году жизни скончался российский актер Олег Борецкий. Об этом сообщил продюсер Вячеслав Шмыров на своей странице в Facebook.По его словам, Борецкий умер 13 июня. Причина
подробнее...

Об этом сообщили в пресс-службе театраНародный артист России Федор Добронравов больше не служит в труппе Театра Сатиры. В пресс-службе театра сообщили, что 58-летний актер написал заявление об
подробнее...

Марк Варшавер: "Нужны только радикальные шаги, иначе мы не сможем продолжить дело Захарова"Два с половиной миллиона рублей уже истратил столичный «Ленком» Марка Захарова, готовясь встретить зрителей в
подробнее...

Рокерша расскажет всю правду о своей жизни в новом фильмеИрина Миронова – клипмейкер с особым видением реальности. В свое время она окончила факультет прикладной космонавтики и утверждает, что это
подробнее...

"Растеряли инопланетность"Сериал «Чики» режиссера Эдуарда Оганесяна уже сейчас можно назвать одним из хитов сезона. Главные героини драмеди о женской силе и мужском бессилии — работницы
подробнее...

Гендиректор Стефан Лисснер: «Вирус поставил театр на колени»Разные театры решают свои проблемы, возникшие в связи с пандемией COVID-19 по-разному. Одно из самых радикальных решений приняла Парижская
подробнее...

Борис Грачевский: «Миша сказал — если плюсовать, подумают, что я пьяный снимался»Теперь уже ясно, что Михаил Ефремов больше не доснимется сразу в нескольких картинах, которые были запущены до
подробнее...

Маститый театр сделал специальный проект для геймеров-подростковБДТ им. Товстоногова сыграл спектакль по мотивам чеховского «Вишневого сада» в одной из самых популярных сетевых игр последних лет. То,
подробнее...

Премьер Королевского балета Вадим Мунтагиров: «Артисты ушли в отпуск, не зная, что будет дальше...»Практически все театры мира в результате пандемии находятся сегодня в финансовом тупике, терпят
подробнее...