loader
Срочные новости раздела
Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

Мы побывали в мастерской Андрея Черкасова

После снятия или смягчения режима самоизоляции народ хлынул на улицы и засобирался в отпуска. Люди устали сидеть в четырех стенах. Но есть и те, для кого самоизоляция – норма. Для художника Андрея Черкасова уединение – часть обычной жизни, что бы ни происходило вокруг. В своей мастерской он создает из фарфора села и города – целые миры.

Его керамические инсталляции не имеют аналогов в современном искусстве. Сегодня проект «Искусство БЫТиЯ» отправился в его необычную студию.

После окончания Суриковского института в 1982 году Андрей Черкасов больше 15 лет работал как монументалист, создавая проекты художественного оформления зданий. Но однажды его жизнь круто изменилась.

Приятель попросил слепить несколько сувениров, а Андрей увлекся всерьез. Через несколько лет его первые авторские эксперименты вылились в отдельное направление, которое много шире, чем декоративно-прикладное искусство – это фарфоровый концептуализм. Представьте: целая улица из разноформатных домиков, по которым ходят люди, бегают дети, несутся салазки. Десятки зданий и персонажей.

У каждого мира – свое время и настроение. У каждого героя – свой характер. Будь то девушка в платке, несущая ведра с водой в избу, священник, ведущий крестный ход, или кошка на завалинке. Эти фарфоровые реконструкции минувших эпох – не просто ностальгия, а попытка анализа времени, его ритма, уклада жизни. Черкасов считает, что только так и можно осознать и проанализировать минувшее.   

На создание объектов уходят годы. Это весьма кропотливый труд, требующий, с одной стороны, ювелирной точности, с другой – масштабности мышления и взгляда проектировщика. Как создается фарфоровая Россия, Андрей Черкасов рассказал «МК».  

– Какова ваша личная территория творчества? Какое это пространство, его настроение, напиток? Имеет ли значение размер, цвет стен, вид из окна, отсутствие или присутствие дополнительных атрибутов?

– Сейчас, с годами, годится любое крепко обжитое мною пространство, чтобы под рукой было всё необходимое для работы, и чтобы не задумываться, где что лежит. С обязательной возможностью уединиться надолго и остаться со своими мыслями и «фантазиями».

Замкнутость, возможность не отвлекаться ни на что по нескольку дней кряду. А желательно – и жить в мастерской или, по крайней мере, чтобы находиться от дома в пределах получаса.

Дома и с родными – это всегда напряг, даже если они предельно деликатны и всё понимают. Размер, цвет и прочее не имеет значения. Обязательно должен быть чай. Желательно – картошка. Остальное нанизывается по ходу.

По молодости обживал новые места быстро. Даже прикольно было: затаскиваешь рабочее барахлишко в пустую коробку (на стройке, например) – и вот он твой дом и мастерская на многие месяцы. Монументалка определяла формат – приехал, завёз, работаешь, спишь, ешь. Пока не закончишь. А это и год бывает.

Керамика, которой занимаюсь теперь, требует размеренности, стабильности и расчётливости. На годы - в моём случае длинных проектов. Странным образом мастерской оказалась комната в некогда почти необитаемом полуподвале спортшколы. Со временем он заселился, порой был даже очень густо заселён, но мне как-то удавалось удерживаться вне формата. Потом пришлось прописаться в штат и исполнять обязанности кладовщика. Так уже многие годы и разделяю жизнь на работу и службу. Ради мастерской, ради привычного, обжитого места – приходится.

– Важно ли для вас одиночество во время работы в мастерской? Можете ли вы работать, если рядом находится кто-то еще?

– Когда делал монументалку, научился не замечать посторонних. В работающей школе или на фасаде над улицей. Но отчасти там позволял отрешаться от реальности масштаб, грязь, движение, высокие леса или хотя бы кОзлы. С керамической ювелиркой это не очень совместимо. Всякое отвлечение, даже ненадолго, обрывает начатую мысль. Это бесит. Если рядом друзья – раздражения нет, но и работать в полную силу невозможно. Годится что-то спокойное, нейтральное, бормочущее – скажем, про своё детство. И не задающее вопросов. И недолго. Но в реальности – уж что есть, то есть.

– Как долго вы можете оставаться в мастерской наедине с собой? Несколько дней, недель, месяцев и не выходить в белый свет?

– До месяца мог и прежде без проблем быть в полном одиночестве. Самая лучшая работа вообще начинается на третий день уединения. Но после полугода почти полной изоляции хочется уже выйти, распрямиться, проветриться, тусануться – и похвалиться. Теперь же, со всякими соцсетями, можно протянуть и дольше. Зашёл в интернет, посмотрел, у кого чего, перекинулся парой фраз, полайкал – и обратно. С выставками, конечно, приходится выползать.

– Как важно для вас питание, когда приходит вдохновение? Есть ли у вас свои рецепты для подогревания творческой активности?

– Питание лучше простое. Без особого выбора. И быстрое в готовке. Когда работа идёт полным ходом, еда и всё прочее интересует меньше. И нужна она только чтобы прерваться, остыть, отвлечься. Рецепты «подогревания» творческой активности – возможно, более полное погружение в свой художественный виртуал.

Но иногда требуется дополнительно распалиться, когда понимаешь, что затапливает вялость, лень, и нужна любая, хотя бы и посторонняя энергия, чтобы поднять собственный градус, обостриться. Тогда помогает какой-нибудь спор яростный, или бешеный рок-н-ролл – от Пресли и харда до Цоя и Шевчука. Или выпить слегка (если больше – наоборот, только усыпляет).

Потом, когда направление найдено и машина заработала, нужна сосредоточенность внутри, и я включаю аудио с умным и симпатичным мне человеком. Знания его, тонкие наблюдения, вдумчивый ритм и порядочность и доброжелательность настраивают на правильный режим, не дают отчаиваться, проваливаться, и сопровождают сутками как фон. Эти аудио не отвлекают, а напротив – дают работе глаза звуковую полноту, заполняют одиночество и настраивают на самую высокую требовательность.

Бывает, что надо для проверки промежуточного результата начисто выйти из процесса. Отоспаться, сыграть в какую-то острую игрушку на компе, уехать нафиг. И заново войти в работу со стороны, глянуть посторонним взглядом. У меня редко, но бывает, что кто-то из друзей приносит этот посторонний взгляд. Иногда абсолютно для меня неожиданный и поэтому очень ценный. Но это требуется редко – раз в полгода, в год, два, когда уже есть, что оценивать. И мало кто может дать такое.

– Говорят, что многие художники работают в «измененном состоянии»? Так ли это для вас? Что вам помогает погрузиться в него?

– Обязательно. Всегда. Точнее, «изменённое» оно для «обывателя», для НЕ художника. А так-то для нас это рабочая норма. То есть, в город выходишь как приезжий, как инопланетянин. Эта «изменённость» даёт независимость взглядов, неожиданность «ракурса». Прежде, в юности, удерживать это состояние удавалось недолго, оно приходило вспышками. И что-то протяжённое, требующее времени, исполнить было невозможно. На день, в крайнем случае, на два хватало. На остром импульсе внезапно найденного. Мучился, как научиться держать его дольше.

Научился с годами – отключением от реальности. И наощупь после перерывов, после сна, скажем, возвращаться «медитацией», лежа в темноте, закрыв глаза, отказавшись от мира….

– Человек для того, чтобы прожить в квартире несколько месяцев должен закупить продукты. А что должно быть в вашей мастерской на несколько месяцев, кроме продуктов? Конкретно – какие это материалы?

– Ничего. Только материалы, инструменты, и теперь – интернет ещё (прежде это были книги и кассеты, но немного). Конечно, лежанка, свет и тепло. Теперь ещё плеер и скачанные аудио – лекции, мемуары, что-то важное и непрочитанное в прошлой жизни, музыка иногда – для фона, для присутствия чего-то умного, острого и дружественного, душевно близкого. Радио, интернет.

– Как, по-вашему, массовая самоизоляции изменит наш мир? Повлияет на сознание художника и восприятие зрителя? Как скажется на культуре?

– На массовой – как-то скажется. Наверное. «Тренды», то-сё… На индивидуальной – никак не скажется. Самоизоляция для художника – норма. Содержательно – даст, наверное, какие-то новые сюжеты…. И, пожалуй, произойдёт глобальный пересмотр отношения к человечеству. Не как следствие этой «самоизоляции», а как результат нового опыта, наблюдения за поведением других в этих невиданных прежде обстоятельствах.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Артисты должны молчать»Утверждение актрисы Елены Яковлевой о том, что в машине с Михаилом Ефремовым был ещё кто-то, и этот кто-то после страшной аварии ещё и сбежал, дало серьезный повод говорить о
подробнее...

Киркоров в восторге, Билан молчит, Лорак признается, сколько заплатилаНовость минувшего уикэнда взорвала евровидийные соцсети: поклонники «Евровидения» устроили на карантине «переголосование», и новой
подробнее...

Герои латиноамериканской сцены Mexican Juligans записали пластинку в разгар пандемииС эксцентричными участниками группы Mexican Juligans из Мехико мы познакомились на крупнейшем в мире музыкальном
подробнее...

Наташа будет нашейРоссийский паспорт становится модным аксессуаром среди звезд, которые уже давно чувствуют себя здесь любимыми и почти родными людьми. У уругвайской певицы и актрисы Наталии Орейро
подробнее...

Сериалы с одесским колоритомСериал «Анка с Молдаванки» канала «Россия 1» вышел в 2015 году, но его повторный показ вызывает интерес и ностальгию не только у зрителей, но и действующих лиц проекта.
подробнее...

Битва старлеток и матерых поп-див в майском чартеТревожное лето двадцатого года музболельщики встречают с повышенным аппетитом на попсу. И здесь нет никакой сенсации. В ситуации, когда толком ничего
подробнее...

На рынке виртуального контента обратились к мистикеАктриса Анна Чиповская открыла первый виртуальный рынок российского контента, проходящий при поддержки Министерства культуры. В элегантном костюме с
подробнее...

Нина Дворжецкая: «Мы не только актерских детей учим в театральном вузе»Нина Дворжецкая больше 30 лет работает в Российском молодежном театре. С кино долгие годы отношения не складывались, но в 2013-м
подробнее...

У аккаунта уже несколько тысяч подписчиковВ интернете, как известно, можно найти что угодно. Например, личную страничку Александра Сергеевича Пушкина, его невесты Натальи Гончаровой и друга Жоржа
подробнее...

Артисту было 56 летНа 57-м году жизни скончался российский актер Олег Борецкий. Об этом сообщил продюсер Вячеслав Шмыров на своей странице в Facebook.По его словам, Борецкий умер 13 июня. Причина
подробнее...

Рокерша расскажет всю правду о своей жизни в новом фильмеИрина Миронова – клипмейкер с особым видением реальности. В свое время она окончила факультет прикладной космонавтики и утверждает, что это
подробнее...

Марк Варшавер: "Нужны только радикальные шаги, иначе мы не сможем продолжить дело Захарова"Два с половиной миллиона рублей уже истратил столичный «Ленком» Марка Захарова, готовясь встретить зрителей в
подробнее...

В учреждениях культуры рассказали, как они будут открыватьсяСогласно очередному этапу снятия карантинных ограничений, 16 июня московские музеи и выставочные залы могут открыть свои двери для
подробнее...

Имя легендарного динамовского футбольного вратаря Льва Яшина известно большинству даже далёких от спорта людей. Причём по всему миру. А вот о том, что гибкий русский голкипер в чёрной форме ростом 189
подробнее...

Он рассказал об искусстве одиночества и последствиях пандемииСамоизоляция сейчас на паузе, однако, говорят, на подходе вторая волна. Как бы то ни было, високосный год оставит след в сердцах и умах.
подробнее...

«Буду помогать Анне-Марии и дальше»Актриса и режиссёр Рената Литвинова в четверг приезжала в квартиру Михаила Ефремова, отправленного под домашний арест из-за ДТП со смертельным исходом. Актриса была
подробнее...

Ушла, как Анна КаренинаУ актрисы Галины Дашевской  все началось с поезда. В 1964 году она дебютировала в фильме  «Поезд милосердия» Искандера Хамраева  по повести Веры Пановой «Спутники», посвященной
подробнее...

Об этом сообщили в пресс-службе театраНародный артист России Федор Добронравов больше не служит в труппе Театра Сатиры. В пресс-службе театра сообщили, что 58-летний актер написал заявление об
подробнее...