loader
Срочные новости раздела
Лидер группы «Альянс» о смерти Олега Парастаева: «Обрел вечность»

Лидер группы «Альянс» о смерти Олега Парастаева: «Обрел вечность»

Романтика в циничные времена обречена на востребованность

В прошлую субботу многие артисты и меломаны перезванивались, донося друг другу и обсуждая грустную весть: умер Олег Парастаев, ему было 62 года, - те, кто знали, помнили, общались с музыкантом или просто не забыли и любили его музыку. Он не был звездой первой величины, но все-таки одним из культовых персон самой романтичной поры поп-музыки, оставив выразительным следом в музыкальной истории песню «На Заре» группы «Альянс». Выстрелив хитом в 1988 г., она не только пережила годы, но и вопреки всем законам шоу-бизнеса обрела буквально недавно вторую жизнь и славу.

Над Олегом Парастаевым подшучивали: вылитый Демис Руссос, тот самый колоритный грек и крупногабаритный бородач, популярный певец, чей хит Souvenirs был одним из самых желанных номеров любых «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» в конце 70-х - начале 80-х годов. Олег не обижался, ему даже нравилось это сравнение и он благожелательно отшучивался: «Голосом только не вышел».

Однако, свой яркий след в музыкальной истории он все-таки оставил – не голосом, но хитом «На Заре». Голосом, впрочем, тоже, поскольку пронзительное и романтическое исполнение оригинальной версии Игорем Журавлевым, фронтменом и лидером группы «Альянс», создало ту синергию, которая превратила просто песню в волшебную музыкальную материю, пережившую уже целые музыкальные эпохи.

Напомнив публике больше от безделицы, чем со «злым» умыслом, о былых победах стародавним и почти утерянным клипом в прошлом году на Ютюбе, Парастаев к собственному вящему изумлению выпустил джинна из бутылки. Плохонькая, примитивная по нынешним технологически крутым временам наивная запись, обретя флер ностальгического артефакта, собрала миллионы просмотров – на зависть многим из «актуальных» звезд. Ошеломляющий взрыв интереса вернул к жизни и собственно группу «Альянс», с которой в конце-80-х Олег разошелся, пробыв в коллективе пару лет.

Вдохновленный неожиданным резонансом музыкант задумал тогда собственный проект, благо название лежало на поверхности. «На Заре 2020» обрел новый голос – Сергея Арутюнова, сына лидера группы «Лига Блюза» Николая Арутюнова. Буквально в мае мы перезванивались, придумывая, как после карантинов и самоизоляций, надо бы собраться и потрещать на «Звуковой Дорожке» о его новых делах и планах, в грандиозности которых Парастаев был абсолютно убежден и источал невероятную энергию.  

Жизнь внесла грустную правку. Однако, его детище – песня «На Заре» - и порожденные ею «круги на воде» остаются, к счастью, непреложной реальностью, как и новый виток в судьбе группы «Альянс». Олег сам был бы несомненно рад поучастовать в нашем сегодняшнем разговоре с Игорем Журавлевым, фронтменом и лидером «Альянса».

- За два года мы успели сделать столько, сколько иным не удается за десятилетие, - вспоминает Игорь Журавлев и добавляет, - Видишь, какое знаковое совпадение получилось, что Олег ушел на заре (смертельный сердечный приступ сразил музыканта в 5 утра, - прим. «МК»).

- Зловещее совпадение…

- Все зависит от того, как относиться к смерти. Я к этому отношусь так, что неважно, в какой из миров он перешел, в лучший или в какой-то иной, он обрел вечность. 

- Если бы не эти два года Олега в «Альянсе», то во всей богатой и многослойной истории группы, получается, не было бы главного «визиточного» хита «На Заре»?

- Совершенно верно. Все наши концерты и выступления, кроме, может периода альбома «Сделано в Белом» с Инной Желанной в начале 90-х, когда мы не исполняли эту песню, прошли под знаком «На заре». Все ждали ее на концертах. В этом смысле мне всегда вспоминается Eaglеs с их Hotel California. В нашем репертуаре есть свой Hotel California – песня, которую все и всегда ждут.

- Кто-то предполагал тот мощный резонанс, который возник в прошлом году после того, как Олег опубликовал в Интернете забытый всеми клип «На Заре»?

- Мы удивились, наверное, даже больше, чем кто-либо. Назвать это приятным удивлением – практически ничего не сказать. Больше, чем радость, поскольку в последние времена меня все чаще посещал вопрос: зачем мы все это делали – весь этот «Альянс», new wave, новая романтика? И вдруг года два-три назад пошла новая волна, причем именно среди молодежи. В какой-то момент оказалось, что основной возраст тех, кто стал приходить на наши концерты, - 18-25 лет, хотя прежде ходили в основном люди, которым было или за 30, или уже за все 50. Мы это почувствовали на рок-фестивале «Боль» позапрошлым летом. Когда я увидел полный зал, а многие люди даже не могли в него войти, поскольку были заняты не только все ряды, но и проходы между ними, я испытал большое потрясение. Это был абсолютно молодежный фестиваль. С волнением было очень трудно справиться, потому что столько лет молчания, в котором мы пребывали, и вдруг такой взрыв внимания к нам, интереса.

- А кто придумал все-таки выложить в Интернет старый клип «На Заре»?

- Как всегда, господин случай. Случай – это одно из имен Бога. Олег случайно обнаружил где-то у себя на антресолях запыленную VHS с этим клипом, который ему когда-то на эту кассету скинули ребята, которые снимали клип. И это удивительно, поскольку в архивах этой пленки давно не было, ее размагнитили. Олег и сам давно забыл, что у него осталась эта чудом переписанная копия, и чудо, что он нашел эту запылившуюся кассету. Подреанимировали ее, сделали какой-то косметический ремонтик полурассыпавшейся пленки, и он ее выложил. Получилось, выложил очень вовремя, удачно, как-раз на пике этой волны.

- Чудо подтолкнуло вас к идее записать и совместный альбом?

- Нет, этот сюжет шел как бы параллельно, независимо от него мы уже решили с Олегом не записать, а дописать альбом, который мы потом назвали «Хочу летать» с его песнями. На самом деле, этот альбом мы начали писать еще в 2003 году, но оставили незаконченным из-за наших сложных характеров. Он пропылился до 2018 г., 15 лет пролежал на полках! И уже в 2018, когда решили все-таки доделать эту работу, собрали деньги на краудфаундинге, чтобы альбом состоялся.

- Кажется, это самая долгая из известных мне история создания одного альбома. Тянет на Книгу рекордов…

- Вполне. Мы даже решили его выпускать под именем «Альянса», хотя в начале я был против, потому что стилистически он не совсем был выдержан в стиле группы. Предложил назвать просто «Песни Олега Парастаева». Но он убедил меня, что название «Альянс» должно как-то прозвучать. Тем более, что и Сережа Галанин и ребята из «Би-2» тоже мне говорили: «Все-равно все будут думать, что это «Альянс», раз вы воссоединились с Парастаевым. Не парься». Хотя из моей личной антологии этот альбом все-равно выпадает. Тем не менее, он вышел. На мой взгляд, получился хороший и добротный. Там есть песни, которые вполне могли бы быть народными, может и станут такими еще.

- Хорошо, что вы смогли перешагнуть через прошлые обиды и «воссоединиться», хотя бы ради того, чтобы закончить давно начатую работу…

- На самом деле мы разошлись (в 1988 г.) вполне по-джентельменски. Просто характер у Олега не простой, да и я с характером. У него были лидерские притязания, у меня тоже… Но мы не прерывали отношения, не расплевывались, что называется. Когда, например, Олег жаловался мне, что не может найти вокалиста для своего проекта НРГ, именно я предложил ему Игоря Орденова, с которым учился в училище им. Ипполитова-Иванова. Познакомил их. Игорь как-раз и спел первый хит НРГ «Время зовет меня».

- Олег пришел в «Альянс», у которого был уже многолетний бэкграунд с начала 80-х. Группа закрывалась, возобновлялась. Парастаев, однако, не казался «человеком альтернативы»…

- В училище Ипполитова-Иванова я познакомился с Костей Гавриловым, он работал тогда в «Бригаде С», но его не очень устраивала музыка, которую они играли, а мы сошлись как-раз на почве новой волны. Оба слушали Talking Heads, Duran Duran… Я сказал, что хотел бы возродить «Альянс». Стали думать. Тогда были еще басист Андрей Туманов, гитарист Сережа Володин, который, к сожалению, умер три года назад. Тогда только появились современные инструменты, на которых такую музыку собственно можно и нужно было делать: сэмплеры, электронные барабаны, первые цифровые синтезаторы. Это была эпоха новых технологий, и нам, конечно, хотелось туда, к Depeche Mode, к A-Ha, к этим новым звучаниям. А как? Это стоило бешеных денег. До Москвы, к тому же, многое еще тогда не доехало. Были какие-то самодельные сэмплы. Помню, ездили в Дом композиторов, и там человек своими руками сэмплы эти собирал, такой самоделкин был. В общем, нужно было оборудование, а соотвественно – деньги. Мы уже были знакомы с Олегом, и я его спросил: а не хотел бы он в «Альянсе» поиграть? А он говорит: хотел бы, и вообще все, что нужно купил бы, оборудовал группу.

- То есть просто нашелся богатенький буратино?

- Да, он был человеком с деньгами, у него с ними всегда все было хорошо. Еще с советских времен он занимался т.н. цеховым бизнесом, тем, за чем охотился ОБХСС. Но он был к тому же и музыкантом, потому мы собственно познакомились, и я пригласил его в «Альянс». Тогда ушел Володин, потому что у него было другое представление о звуке, о направлении, куда должна двигаться группа. Ему больше нравилась гитарная музыка, и когда он увидел, что идет поворот в сторону клавишных, к синти-попу, то отвалился. Пришел Олег и стал потихонечку оборудовать группу. Мы тогда в Берлин на рок-фестиваль поехали от московской рок-лаборатории с Ensoniq SQ 1, первым таким синтезатором, который тогда в Москве появился. Его купил Олег. Это я к тому, что мы были в плане и технического оснащения и профессионального на пике, что называется. Поэтому нас собственно и порекомендовали в Берлин, тогда это была еще столица ГДР в 1988 г., на рок-фестиваль под эгидой местного союза молодежи. Из рок-лаборатории многие могли поехать, а поехали мы. Поработали тогда на одной сцене с Uriah Heep. Немецкие комсомольцы каждый месяц приглашали какие-то группы c Запада. За месяц до нас на этот фестиваль приезжали, например, Depeche Mode.

- Трансформировалась не только технология. Такое исполнение, как в «На заре» – со всеми этими завораживающими «верхами» - прежде за тобой не очень замечалось...

- Я как-раз учился уже на третьем курсе в Ипполитова-Иванова, и меня там хорошо подтянули по академическому пению.

- Про недавний альбом «Хочу Летать» с песнями Олега ты сказал - «не совсем стиль «Альянса». Но группа всегда дрейфовала между стилями. Помнится даже, что в начале 80-х вы возглавили печально известные «черные списки» подпольных рок-групп…

- Возглавили, наверное, просто по алфавиту. А вообще это была очень странная история. В этих списках были «Зоопарк», «Чудо-Юдо», «Автоматический Удовлетворитель» и все такое, на фоне которых мы были просто розовыми и пушистыми, но все-равно попали. Почему? Думаю, так и останется тайной в недрах КГБ.

- Думаю, ларчик проще открывается Любая несанкционированность принималась за «антисоветчину», а молодежная субкультура считалась подозрительной априори. Хотя вот Артем Троицкий недавно в интервью «МК» вообще назвал «Альянс» диско-ансамблем…

- Тут даже не в стиле дело. Я всегда преставлял «Альянс» альтернативной группой – не по стилю, а по позиционированию. Этакая оппозиция мейнстриму. Такая аналогия: Ultravox и Alphaville, две группы, и между ними есть едва уловимая граница. Первые – еще new wave, а вторые – уже попс. Уловить довольно трудно, но если ты видишь эту грань, то хорошо. Я ее вижу. То, что касается песен Олега, то их я называл условно «имени Союза композиторов». Они были уже больше похожи на эстраду, нежели на нью-уэйв. И дело даже не в формальном стиле, стилизовать можно что угодно и подо что угодно, а именно в каком-то духе, заложенном в музыку. Поэтому именно его песни могли стать народными, как и произошло с «На Заре». Но у «Альянса» в принципе такой задачи никогда не стояло – делать песни, которые пела бы вся страна, чтобы их можно было исполнить на застолье под гитару. И заметь, таких песен действительно нет, «Альянс» всегда требует какой-то аранжировки, оркестровки.  

- Помимо «народности» «На Заре» обросла огромным числом каверов: от МЭD DOГ до BRAINSTORM музыканты с энтузиазмом, удовольствием и на все лады перепевали песню, подтверждая таким образом ее культовый статус. Какая из перепевок тебе больше зашла?

- Кстати, «На Заре» находится как-раз на той грани, о которой я говорил. Она не свалилась в попсу, совсем уж в какую-нибудь группу «Мираж», но еще чуть-чуть, еще прямо «тумб», и она могла бы там быть. Но мы постарались, чтобы она все-таки удержалась на правильной стороне. Что касается каверов, то я к ним отношусь совершенно позитивно, они все мне нравятся. В той или иной степени я их все приветствую. В данном случае, чем дальше от оригинала, тем интереснее, как, например, это было у Басты, или у Монеточки. Хотя и у BRAINSTORM тоже было неплохо, когда неожиданно вместо куплета пошел речитатив.

- После расставания с Олегом группа в очередной раз совершила резкий поворот, уйдя в начале 90-х в т.н. world music с новой солитской Инной Желанной. Почему именно такой выбор?

- Инна появилась не сразу. Сперва вернулся Володин, мы стали более гитарной группой, были концерты на фестивале «Интершанс», мы съездили в Бельгию, Данию. Но после этих поездок в Европу я понял, что этот наш доморощенный нью-уэйв там не нужен, у них своих групп очень много, а нам очень хотелось стать мировой группой, гастролировать за границей. Когда мы летели назад из Копенгагена, как-раз и состоялся разговор о том, что надо меняться, попробовать новое. На самом деле и по самоощущению уже немножечко приелась эта нью-уэйв. Наш продюсер Игорь Замараев уже был знаком с Инной Желанной, у нее были эти русские мотивы в музыке, выглядело все очень клево, и мы решили, что можем сделать для нее аранжировку. Но мы повернули аккуратно. В альбоме «Сделано в Белом» все-равно присутствовали эти романтические мотивы в аранжировках.

- Получился весьма свежий микс нью-уйэва, этники, world music. На ярмарке MIDEM в Каннах вас удостоили даже призом за эту запись. А потом что-то пошло не так?

- Мы получили гран-при от французского радио за «Лучшую группу ист-рока» - восточного рока. Было выступление в La Cigale в Париже (знаменитый концертный зал, - прим. «МК»). А все не так пошло в стране. Начало 90-х. Все начали разъезжаться (на Запад). Первым уехал клавишник Костя Гаврилов, который был краеугольным камнем в «Альянсе» с 1986 г., потом уехал гитарист Костя Баранов, потом и наш продюсер Игорь Замараев. Мало того, Инка забеременела. Короче, вот эта перестройка всего и вся перестроила и все наши планы, надежды. Без них было очень тяжело. Мы, конечно, поездили какое-то время с Максом Трифаном, клавишником из «Вежливого Отказа», но это уже были последние вздохи. Потом Инна вышла из декрета и начала сольную карьеру, продолжая стиль world music. Я разобиделся, что все меня бросили. Дальше пошел уже совсем другой период, уже не «Альянс».

- Возрождение «Альянса» спустя столько лет тоже факт уникальный для музыкальных хроник. Какие ощущения от этого нового состояния?

- Я себя чувствую очень хорошо. У меня совершенно позитивное настроение, после альбома «Хочу Летать» с песнями Парастаева мы выпустили альбом «Космические Сны» - не о космонавтике, а о космосе как месте гармонии. Сейчас начали работу над новым альбомом, музыкального материала много. Мы вернулись опять в новую романтику и нью-уйэв. Тогда нам все это поднадоело, потому что было кругом и везде, а сейчас романтической музыки очень мало. Вообще очень мало музыки 80-х… А хочется поднять этот пласт времен Duran Duran, Police, Tears For Fears… Для этого, как мне кажется, сейчас есть все условия и предпосылки. Молодежь к этому стремится, нам это наглядно доказала и реакция публики на фестивале «Боль», и «реанимация» «На Заре», и многие другие примеры. Людям хочется романтики. А в музыке 80-х как-раз вся красота, на мой взгляд.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Киркоров в восторге, Билан молчит, Лорак признается, сколько заплатилаНовость минувшего уикэнда взорвала евровидийные соцсети: поклонники «Евровидения» устроили на карантине «переголосование», и новой
подробнее...

Наташа будет нашейРоссийский паспорт становится модным аксессуаром среди звезд, которые уже давно чувствуют себя здесь любимыми и почти родными людьми. У уругвайской певицы и актрисы Наталии Орейро
подробнее...

В числе лидеров оказались неожиданные именаПосле отмены в России всеобщего режима самоизоляции постепенно возвращается спрос на корпоративы с участием российских артистов. Известный промоутер Сергей
подробнее...

Битва старлеток и матерых поп-див в майском чартеТревожное лето двадцатого года музболельщики встречают с повышенным аппетитом на попсу. И здесь нет никакой сенсации. В ситуации, когда толком ничего
подробнее...

Он рассказал об искусстве одиночества и последствиях пандемииСамоизоляция сейчас на паузе, однако, говорят, на подходе вторая волна. Как бы то ни было, високосный год оставит след в сердцах и умах.
подробнее...

Ушла, как Анна КаренинаУ актрисы Галины Дашевской  все началось с поезда. В 1964 году она дебютировала в фильме  «Поезд милосердия» Искандера Хамраева  по повести Веры Пановой «Спутники», посвященной
подробнее...

Как начинался творческий путь Олимпии Ивлевой21 июня Олимпии Ивлевой исполняется 30 лет. Несмотря на молодой возраст, «маленькая мисс счастье» обзавелась армией поклонников, которой позавидуют самые
подробнее...

В учреждениях культуры рассказали, как они будут открыватьсяСогласно очередному этапу снятия карантинных ограничений, 16 июня московские музеи и выставочные залы могут открыть свои двери для
подробнее...

Нина Дворжецкая: «Мы не только актерских детей учим в театральном вузе»Нина Дворжецкая больше 30 лет работает в Российском молодежном театре. С кино долгие годы отношения не складывались, но в 2013-м
подробнее...

Артисту было 56 летНа 57-м году жизни скончался российский актер Олег Борецкий. Об этом сообщил продюсер Вячеслав Шмыров на своей странице в Facebook.По его словам, Борецкий умер 13 июня. Причина
подробнее...

Об этом сообщили в пресс-службе театраНародный артист России Федор Добронравов больше не служит в труппе Театра Сатиры. В пресс-службе театра сообщили, что 58-летний актер написал заявление об
подробнее...

Марк Варшавер: "Нужны только радикальные шаги, иначе мы не сможем продолжить дело Захарова"Два с половиной миллиона рублей уже истратил столичный «Ленком» Марка Захарова, готовясь встретить зрителей в
подробнее...

Рокерша расскажет всю правду о своей жизни в новом фильмеИрина Миронова – клипмейкер с особым видением реальности. В свое время она окончила факультет прикладной космонавтики и утверждает, что это
подробнее...

Дизайнер пожелала россиянам чаще выбирать в качестве реакции радость, а не грусть и злобуКак сообщает Пятый канал, супруга известного российского шоумена Александра Реввы, дизайнер Анжелика Ревва
подробнее...

"Растеряли инопланетность"Сериал «Чики» режиссера Эдуарда Оганесяна уже сейчас можно назвать одним из хитов сезона. Главные героини драмеди о женской силе и мужском бессилии — работницы
подробнее...

Гендиректор Стефан Лисснер: «Вирус поставил театр на колени»Разные театры решают свои проблемы, возникшие в связи с пандемией COVID-19 по-разному. Одно из самых радикальных решений приняла Парижская
подробнее...

Маститый театр сделал специальный проект для геймеров-подростковБДТ им. Товстоногова сыграл спектакль по мотивам чеховского «Вишневого сада» в одной из самых популярных сетевых игр последних лет. То,
подробнее...

Премьер Королевского балета Вадим Мунтагиров: «Артисты ушли в отпуск, не зная, что будет дальше...»Практически все театры мира в результате пандемии находятся сегодня в финансовом тупике, терпят
подробнее...