loader
Срочные новости раздела
Художник Владимир Козин предрек роспуск Госдумы

Художник Владимир Козин предрек роспуск Госдумы

Он рассказал об искусстве одиночества и последствиях пандемии

Самоизоляция сейчас на паузе, однако, говорят, на подходе вторая волна. Как бы то ни было, високосный год оставит след в сердцах и умах. Отразится он и на художниках, которые, в отличие от многих, привыкли к одиночеству. Сегодня проект «Искусство БЫТиЯ» в гостях у автора, чья территория творчества – весь мир, а основной материал – вторсырье, артефакты человеческой цивилизации, которым он дает новую жизнь в искусстве. Встречей с Владимиром Козиным «МК» завершает пандемический цикл, который был посвящен переломному моменту истории и рефлексии художников в этих условиях.

 «Тупая жизнь порождает тупой взгляд, тупой взгляд порождает тупое искусство, а это уже гармония. Простое всегда гениально, непредсказуемо и понятно», – гласит программное заявление художников арт-товарищества «Новые тупые», куда входит и петербургский художник Владимир Козин. Без юмора в нашей стране никак и никуда. Как и без самоиронии. У Козина этого не отнять. Трезвый и ироничный взгляд на реалии помогает ему говорить как о самых обыденных вещах, так и о важном, на простом, доступном  и в то же время смысловом языке искусства. 

 Владимир Козин родился в 1953 году под Львовом, и с детства был увлечен классическим искусством. Как сам он однажды признался, пошел в художники, чтобы не стать похитителем. Окончил «Муху» в 80-м (отделение архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), получил известность в 90-х, но настоящая слава настигла уже в 2000-х. Козин известен своими произведениями из вторсырья, в основном из старых резиновых покрышек, которые он превращает в актуальные художественные высказывания. Его называют художником-паразитом. Не только за то, что когда-то он открыл в Петербурге остроумнейшее арт-пространство с таким названием, а также создал демократический передвижной музей «Мышеловка современного искусства», где каждому участнику выдавался единый модуль в виде стандартной мышеловки для создания своего объекта. Таким образом, все оказывались в равных условиях. Не только за то, что у него много арт-объектов в виде гигантских паразитов, среди которых, пожалуй, самый известный – «Блоха человечья» – трехметровая скульптура из автопокрышек, выросшая из знаменитого полотна Веласкеса «Медины». Козин якобы обнаружил блоху на теле картинной собаки: «С одной стороны, она чемпион мира по прыжкам в высоту, а с другой — страшное кровососущее существо, разносчик чумы, унёсший в средние века миллионы человеческих жизней».

Козин получил свое прозвище за метод ироничного паразитирования на чужом искусстве, переработанном в тонкие произведения о современности и повседневности. Например, однажды он предложил свой творческий способ вырваться из-под влияния таких «китов» искусства, как Шишкин, Малевич и Дюшан: 1. Забросать писсуар Дюшана рулонами туалетной бумаги 2. Закидать черный квадрат Малевича камнями, 3. Засыпать шишкинских медведей в лесу сосновыми и еловыми шишками. И смастерил из резины огромные рогатки, которые мог использовать по приведенной выше инструкции каждый посетитель выставки.

Сейчас Владимиру Козину 67 лет и он находится в группе риска. Поэтому самоизолировался в своей квартире в небольшом городке под Петербургом под названием Тосно. И, несмотря на снятия ограничений, художник не спешит выбираться в большой город, хотя и очень скучает по своей мастерской. 

 – Какова ваша личная территория творчества? Какое это пространство, его настроение, напиток? Имеет ли значение размер, цвет стен, вид из окна, отсутствие (или присутствие) дополнительных атрибутов (может быть, книг)?

– Территория творчества художника – весь окружающий мир: страна, где он родился и живет, природа, круг друзей и единомышленников, книги, музеи и так далее. Свои ощущения и рефлексии художник реализует в мастерской, на своем рабочем месте, где у него имеются какие-то условия для этого: рабочее пространство, все необходимые материалы и инструменты. В моем случае это нежилое цокольное помещение первого этажа в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, в доме, построенном 120 лет назад, бывшей коммуналке из трех комнат, коридора и туалета. Стены белые, окрашенные водоэмульсионной краской. Высота потолка – 2м 80 см, что дает необходимое ощущение воздуха. На окнах – шторы. Вид на внутренний дворик типового питерского образца. Книг немного, в основном буклеты и каталоги выставок. Основная библиотека находится в квартире в Тосно, где я живу с 1988 года. Никаких художественных атрибутов типа гипсовых голов, драпировок, орнаментов и других милых художественных безделушек в моей мастерской нет. Я не живописец и не собиратель древностей, и мне не нужен натюрмортный фонд и что-либо для вдохновения и украшения ателье, как называют в европейских странах мастерскую художника.

– Важно ли для вас одиночество во время работы в мастерской? Можете ли вы работать, если рядом находится кто-то еще?

– Было время, когда в трудные 90-е годы я приютил в своей мастерской одного известного питерского художника по экономическим причинам. Чтобы вдвоем было легче оплачивать аренду, и по дружеской симпатии. Но уже давно он нашел другое место и теперь я работаю один.

– Как долго вы можете оставаться в мастерской наедине с собой? Несколько дней, недель, месяцев и не выходить в белый свет?

– После окончания ЛВХПУ им. В. Мухиной в 1980 году я по неопытности и распределению на 8 лет завис в г. Саранске (Мордовия), где у меня появилась первая мастерская. В последний 1988 год пребывания в Мордовии, когда я отправил жену и сына в Ленинград, я целый год безвылазно прожил в своей мастерской. Поначалу это было неплохо, можно было работать неограниченное время, ложиться спать и просыпаться сразу на рабочем месте и включаться в работу. Но по возвращении в Петербург я прекратил эту практику. Поскольку жить постоянно среди своих работ крайне утомительно. Отсутствует критический взгляд. Порой вечером кажется, что день прошел зря и ты сделал какую-то лажу. И просыпаясь утром, ты видишь, что это так и есть на самом деле. В итоге – плохое настроение и неуверенность в собственных силах. Иное дело, когда ты не живешь и не остаешься в мастерской на ночь. Есть время отключиться от работы, прокрутить и перебрать в голове различные версии и варианты своей работы. И когда уже на следующий день или через день приезжаешь в мастерскую, ты понимаешь, что все случилось именно так, по лучшему сценарию, и ты – в смысле, я – продолжаешь или заканчиваешь работу с прекрасным настроением. Если же несколько дней не  удается попасть в мастерскую, то чувствую себя больным, ущербным, убогим, полным ничтожеством, говном, бездарностью и неудачником.

– Как важно для вас питание, когда приходит вдохновение? Есть ли у вас свои рецепты для подогрева творческой активности?

– Питание во время работы совершенно неважно. Чай, хлебцы, баранки- бублики, иногда баночка пива в обед, вполне достаточно. Вдохновение, как правило – вернее, желание что-то делать, – есть всегда. Редко бывает, когда в голове полный вакуум. Тогда иду в музей, на выставки, вернисажи.

– Говорят, что многие художники работают в «измененном состоянии»? Так ли это? Что вам помогает погрузиться в него?

– До пандемии, как правило, работал, «не изменяя сознание». Курить бросил лет 15 назад. Иногда во время работы могу позволить себе 100-150 грамм водки или «Старого Кенигсберга» для ясности мысли и остроты зрения. Но, как правило, это происходит уже после работы, в качестве награды за труды праведные.

– Человек для того, чтобы прожить в квартире несколько месяцев должен закупить продукты. А что должно быть в вашей мастерской на несколько месяцев, кроме продуктов? Конкретно – какие это материалы?

– Я работаю с «бедными материалами». Старые автомобильные резиновые камеры – небольшой запас еще имеется. Хотя теперь их раздобыть все труднее, производители перешли на бескамерную резину. Что-то из материалов очень удачно собираю на помойке во дворе. Доски и фанеру покупаю в ближайшем стройхозмаге. Краска – недорогие строительные ПФ-эмали в банках. Последнее время часто использую «золотую» быстросохнущую кладбищенскую краску в поллитровых бутылках и серебрянку для окрашивания металлических поверхностей.

– Как, по-вашему, массовая самоизоляции изменит наш мир? Как скажется на культуре?

– Я думаю, что вынужденная самоизоляция и суровые будни пандемии положительно скажутся на окружающем нас мире. В первую очередь, власть сделает необходимые выводы из своего 20-летнего правления. Закончится война в Украине, и Крым вернется обратно. Будет пересмотрена пенсионная реформа и сокращен военный бюджет. Госдума будет распущена, а коррупционеры покаются и отправятся в места не столь отдаленные. Олигархи убедятся в ущербности своих накоплений и отдадут свои загородные дворцы под музеи и санатории. Росгвардия станет не нужна, полиция сократится до необходимого минимума, а освободившиеся кадры стройными рядами пойдут поднимать экономику и медицину. Сознание художника при этом, увы, уже не будет иметь значения. Наступят счастливые времена всеобщего благоденствия, любви и процветания. Наука, культура, образование, медицина станут приоритетом нашего государства!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Киркоров в восторге, Билан молчит, Лорак признается, сколько заплатилаНовость минувшего уикэнда взорвала евровидийные соцсети: поклонники «Евровидения» устроили на карантине «переголосование», и новой
подробнее...

Наташа будет нашейРоссийский паспорт становится модным аксессуаром среди звезд, которые уже давно чувствуют себя здесь любимыми и почти родными людьми. У уругвайской певицы и актрисы Наталии Орейро
подробнее...

В числе лидеров оказались неожиданные именаПосле отмены в России всеобщего режима самоизоляции постепенно возвращается спрос на корпоративы с участием российских артистов. Известный промоутер Сергей
подробнее...

Битва старлеток и матерых поп-див в майском чартеТревожное лето двадцатого года музболельщики встречают с повышенным аппетитом на попсу. И здесь нет никакой сенсации. В ситуации, когда толком ничего
подробнее...

Ушла, как Анна КаренинаУ актрисы Галины Дашевской  все началось с поезда. В 1964 году она дебютировала в фильме  «Поезд милосердия» Искандера Хамраева  по повести Веры Пановой «Спутники», посвященной
подробнее...

Как начинался творческий путь Олимпии Ивлевой21 июня Олимпии Ивлевой исполняется 30 лет. Несмотря на молодой возраст, «маленькая мисс счастье» обзавелась армией поклонников, которой позавидуют самые
подробнее...

В учреждениях культуры рассказали, как они будут открыватьсяСогласно очередному этапу снятия карантинных ограничений, 16 июня московские музеи и выставочные залы могут открыть свои двери для
подробнее...

Нина Дворжецкая: «Мы не только актерских детей учим в театральном вузе»Нина Дворжецкая больше 30 лет работает в Российском молодежном театре. С кино долгие годы отношения не складывались, но в 2013-м
подробнее...

Артисту было 56 летНа 57-м году жизни скончался российский актер Олег Борецкий. Об этом сообщил продюсер Вячеслав Шмыров на своей странице в Facebook.По его словам, Борецкий умер 13 июня. Причина
подробнее...

Об этом сообщили в пресс-службе театраНародный артист России Федор Добронравов больше не служит в труппе Театра Сатиры. В пресс-службе театра сообщили, что 58-летний актер написал заявление об
подробнее...

Марк Варшавер: "Нужны только радикальные шаги, иначе мы не сможем продолжить дело Захарова"Два с половиной миллиона рублей уже истратил столичный «Ленком» Марка Захарова, готовясь встретить зрителей в
подробнее...

Рокерша расскажет всю правду о своей жизни в новом фильмеИрина Миронова – клипмейкер с особым видением реальности. В свое время она окончила факультет прикладной космонавтики и утверждает, что это
подробнее...

Дизайнер пожелала россиянам чаще выбирать в качестве реакции радость, а не грусть и злобуКак сообщает Пятый канал, супруга известного российского шоумена Александра Реввы, дизайнер Анжелика Ревва
подробнее...

"Растеряли инопланетность"Сериал «Чики» режиссера Эдуарда Оганесяна уже сейчас можно назвать одним из хитов сезона. Главные героини драмеди о женской силе и мужском бессилии — работницы
подробнее...

Гендиректор Стефан Лисснер: «Вирус поставил театр на колени»Разные театры решают свои проблемы, возникшие в связи с пандемией COVID-19 по-разному. Одно из самых радикальных решений приняла Парижская
подробнее...

Маститый театр сделал специальный проект для геймеров-подростковБДТ им. Товстоногова сыграл спектакль по мотивам чеховского «Вишневого сада» в одной из самых популярных сетевых игр последних лет. То,
подробнее...

Премьер Королевского балета Вадим Мунтагиров: «Артисты ушли в отпуск, не зная, что будет дальше...»Практически все театры мира в результате пандемии находятся сегодня в финансовом тупике, терпят
подробнее...

Борис Грачевский: «Миша сказал — если плюсовать, подумают, что я пьяный снимался»Теперь уже ясно, что Михаил Ефремов больше не доснимется сразу в нескольких картинах, которые были запущены до
подробнее...