loader
Срочные новости раздела
Стас Намин: «Кремль был как кухня на шесть тысяч зрителей»

Стас Намин: «Кремль был как кухня на шесть тысяч зрителей»

Музыкант и продюсер - о юбилейном шоу группы «Цветы», рок-музыке, документальном кино и съемках в Армении

Большой кремлевский концерт легендарной группы «Цветы» состоялся в ноябре прошлого года и стал большим музыкальным событием. Создатель и лидер коллектива Стас Намин, как дипломированный кинорежиссер, окончательный монтаж концертного фильма взял нас себя. Процесс растянулся на несколько месяцев, и только сейчас шоу готово к телепремьере.

Пятидесятилетие группы «Цветы» широко освещалась в «МК», и в ноябре прошлого года и сам Стас Намин и многие известные музыканты, для которых этот коллектив имеет большое значение, вспоминали невероятные истории из прошлого, и говорили приятные слова о юбилярах.

О закулисной части кремлевского шоу есть небольшой фильм, который так и называется «За кулисами», и предназначен он скорее для частного использования, однако у читателей «МК» есть эксклюзивная возможность заглянуть туда, куда не пускают без специального пропуска и послушать звездных участников концерта.

Давно известно, что Стас Намин занимается самыми разными творческими проектами. Знаменитый музыкант и композитор работающий во многих музыкальных направлениях, реализовался еще и как художник, фотограф, а также создатель и режиссер «Театра музыки и драмы». Важное место в карьере Стаса Намина занимает и документальное кино. В беседе с «МК» г-н Намин рассказал о съемках по всему миру и семейном подходе к кинопроектам, подробно остановился на концертной фильмографии группы «Цветы», а также определил чем отличается российский рок от западного.

— Самое сложное при съемке концерта — передать на экране атмосферу в зале. Удалось ли это сделать режиссеру вашего концертного фильма? 

— В сьемках наших концертов обычно участвуют два режиссера – режиссер самой сьемки и режиссер монтажа. Когда мы снимаем своими силами, режиссером монтажа в пост-продакшн являюсь я сам,  а съемку мы продумываем вместе с режиссером, который снимает концерт. 

Этот концерт в Кремле был снят режиссёром от телевидения, и мы его всерьез не согласовывали, поэтому монтаж был очень сложным и занял у меня несколько месяцев. Но в результате, мне кажется, дух и драйв удалось передать. Получилось то, что мы и хотели: не специально придуманный и отрежиссированный концерт, с разными эффектами и прибамбасами, а простой и спонтанный, такой, какие мы обычно играем.

Мы просто пели все наши известные и новые песни, и зал пел вместе с нами, а один раз даже без нас. Публика попросила нас еще раз спеть «Летний вечер», но у Валеры Диордицы к концу концерта сел голос. Тогда шеститысячный зал сам спел вместо нас, а мы стояли на сцене и слушали…. И еще было много симпатичных и неожиданных моментов. В общем, мне кажется, в эту субботу в 23.00 у телезрителей будет ощущение, что они сидят в зале.

— У группы «Цветы» есть несколько концертных фильмов, по которым можно проследить технический прогресс телевидения и музыкальных постановок. Какие из этих фильмов вам нравятся больше, и есть ли среди них те, что вы считаете не совсем удачными?

— У нас за пятьдесят лет было снято не так много концертов. Жизнь «Цветов» фактически состоит из двух периодов, примерно по двадцать лет каждый (первый – с 1979 и до 1990 и второй – с 1999 и по сей день), и десятилетнего перерыва между ними.

Снимали наши концерты, только начиная с 2000-х, а все, что было до этого в СССР — это прошедшие жесткую цензуру и снятые в стиле ВИА отдельные песенки. Их и тогда смотреть было невозможно, а сейчас просто охватывает ужас, когда случайно где-нибудь вижу. Именно поэтому я сам тогда не снимался, и на кадрах тех времен меня нет. На реальную группу «Цветы» это совсем не похоже, мы являлись противоположностью ВИА, и уже тогда в концертах играли не совок, а реальную рок-музыку, поэтому и были запрещены.

Первый раз наш концерт снимали подпольно еще в 83 или 84 году в Алма-Ате и то, что тогда сняли, естественно, нигде не было показано. В турне по США наши концерты снимали в разных городах, но в Россию ничего не попало, и теперь что-то можно найти только в интернете.

В России впервые был открыт, снят и показан на ТВ наш концерт уже после десятилетнего перерыва, когда мы в 1999 собрались снова и сыграли юбилейный «Цветы-30». Я сейчас с улыбкой его смотрю и вспоминаю, как все тогда было непродуманно и спонтанно, и какие мы и все наши гости молодые и наивные.

Следующий наш концерт, который был снят и показан по ТВ, тоже юбилейный — «Цветы-40» в «Крокусе» в 2009г. Два года спустя мы там же сыграли и сняли еще один большой концерт, который по ТВ не показывали, но он есть на You-Tube, и мы выпустили DVD, разделив его на две части – «Человек Разумный» и «Власть Цветов».

В 2014 г. мы сыграли концерт в зале «Арена» и сняли нескольких песен, посвященных начавшейся тогда войне в Украине, но это можно увидеть только в Интернете. Концерт в Кремле, по сути, четвертый снятый для ТВ за последние двадцать лет и, может быть, самый лучший. Мы там просто играли и пели, забыв про ТВ сьемку и огромную сцену, и были такими как в обычной жизни, будто бы на кухне, среди друзей. Только кухня была на шесть тысяч зрителей…

— Долгое время «Цветы» попадали под запреты, и появиться на экране и даже на радио группе было очень сложно. Почему сейчас, когда рок-музыка не запрещена, вас тоже очень редко видно по ТВ и слышно по радио?   

— Это интересный вопрос, который провоцирует на некоторые неожиданные для многих рассуждения. Думаю дело в том, что если в 70-80-х годах «Цветы» были альтернативой того, что тогда звучало в эфире, то и сейчас мы в определенном смысле тоже не очень вписываемся в общепринятые отечественные стандарты.

Российский рок в противоположность западному, находится под влиянием, так называемой авторской песни. Это значит, что один автор-исполнитель пишет и музыку, и тексты и сам же поет свои песни, а остальные музыканты ему аккомпанируют. И по сути не очень важно, кто еще играет в группе помимо лидера, так как любого легко можно заменить и на музыке это почти не отразится.

В мире такое тоже существует, так делает Боб Дилан, делал Дэвид Боуи, и другие, но группой это не называют. В международном понимании группа – это команда, где от каждого музыканта принципиально зависит музыка, образ и стиль. «Цветы» были созданы под влиянием «Битлз» и во многом формально похожи. 

У нас тоже три лидер-вокалиста, тоже мелодичная музыка, полифонические аранжировки, ну и, скромно говоря, ребята профессионально поют и играют, что редко встречается в отечественной рок-музыке. И я не автор-исполнитель, и «Цветы» поют не только мои песни. Нет, наверное, не только зрителей, но и музыкантов, которые с этим не согласятся. Причем и у нас в стране и на Западе, где мы много выступали и записывались.

У «Цветов» около двадцати хитов, которые знает вся страна, и это подтверждает не только кремлёвский концерт, но и любые гастроли группы, где публика поет с нами все песни. Но это почему-то не убеждает редакторов музыкальных каналов и тех, кто ими командует. У них какие-то свои критерии, не связанные с принятым в мире ценностями и пониманием этой музыки.

Как бы там ни было, с нашим «классическим» стилем и пониманием рок-музыки, сегодня, так же как и в 70-х, мы, на отечественном музыкальном олимпе, являемся своеобразной не актуальной альтернативой. Ребятам это, наверное, немного обидно, а я за пятьдесят лет другого отношения к «Цветам» и не помню, так что на этот счет,  абсолютно спокоен.  Я в последние месяцы вдруг написал песни для нового альбома и одна из них называется «Время на моей стороне».

— Кроме музыки у вас есть немало других интересов. Например, документальное кино на протяжении многих лет является для вас сферой, где вы реализуете самые разные проекты. Что вас вдохновило на увлечение документальным кинематографом?

— В восьмидесятых я закончил высшие кусы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР и собирался всерьез заняться кинематографом, но перестройка меня отвлекла от этих планов. Сегодня я так загружен разными проектами, которые сам себе придумываю, что уже не могу все бросить и как режиссер снимать художественные фильмы. Поэтому я сам снимаю только документальные и продюсирую.

— Среди работ, снятых при вашем непосредственным участии, есть фильмы разных жанров. Любителей музыки конечно же впечатлил Free to rock, о влиянии рок-культуры на жизнь людей. А еще вы путешествовали с камерой по самым разным странам…

— Если вспоминать Free to rock, то над этим фильмом мы несколько лет трудились с моим другом, режиссером Джимом Брауном, четырежды лауреатом награды «Эмми», и конечно, работа с ним дала мне большой опыт. Потом мы еще сняли с ним фильм «Реальная Куба», который получил несколько наград на разных фестивалях. Я снимал в Индии, в Африке, в США, Латинской Америке, Индокитае и многих других странах и старался передать дух и энергетику, этническое своеобразие и культуру этих стран.

— Один из ваших документальных проектов посвящен Эрнсту Неизвестному. В фильме вы выступаете не в самом привычном для вас амплуа интервьюера. Какие впечатления у вас остались от съемок?  

— Ну, наверное, правильно было бы это назвать не интервью, а разговором, так как мы с Эрнстом дружили много лет и часто болтали на разные темы. А один разговор удалось снять, и это оказалось его последним снятым разговором о жизни. Но то, что интервьюер – непривычное для меня амплуа, это не совсем так. На подобном интервью-разговоре построен мой фильм «Древние храмы Армении об истории и культуре моей исторической родины. В нем я примерно так же разговариваю с Католикосом всех Армян Гарегином II.

— Над этим фильмом вы работали вместе с сыном Артемом. Какие заботы он взял на себя?

— Артем — профессиональный кинематографист, он учился в Америке, и девяносто процентов того, что снято — его заслуга. Но если я первый раз приехал в Армению еще ребенком, то Артем до съемок там не был. Он родился в Нью-Йорке, где закончил университет, потом прошел практику у Роберта Де Ниро в «Трайбека» и сейчас работает в Москве. Но после нашего путешествия он сказал мне, что почувствовал себя армянином. В Америке и Москве он об этом не задумывался, но в Армении почувствовал что-то близкое и родное.

— Вы проехали на машине почти всю страну и побывали в местах, которые принято называть отдаленными от современной городской цивилизации. Наверное иногда возникали какие-нибудь трудности?

— Нам всегда помогали, и я думаю так было бы и в других странах. Вообще в любых странах, чем дальше столицы, тем добрее и проще люди.

С моей точки зрения люди не делятся по национальности, партийной принадлежности и идеологическим взглядам. Они делятся на достойных людей и не очень. А вот, которые не очень, они уже делятся по национальности, партийной принадлежности и идеологическим взглядам и т.п.

Сама Армения — это артефакт в истории мировой цивилизации. Никому не нужно доказывать ее тысячелетнюю историю. Во многих музеях по всему миру есть множество документов и артефактов, которые невозможно отрицать.

Другое дело, что судьба любого народа складывается по разному. Армянский народ в разные времена пережил трагедии в своей истории, но за тысячелетия сохранились и государство, и генетический код. Например, сегодняшние греки не являются потомками древних греков. Сегодняшние арабы — не потомки народов, населявших Древний Египет. Это, генетически совсем другие нации. А сегодняшние армяне по анализам ДНК — потомки тех древних армян. Правда, не знаю насколько им это помогает (улыбается).

Тем не менее, возможно из-за древности нации, у армян есть какая-то народная мудрость и генетическая доброта. В Армении нет национализма и агрессии, нет ненависти к кому бы то ни было. Это прежде всего касается простых людей на периферии.

— Фильм был снят еще в 2016 году, а премьера, в том числе и на сайте «МК», состоялась буквально на днях. Вы не очень-то торопились…

— Моя дочь, которая уже взрослая девочка и у нее самой растут три дочки, однажды меня спросила: «Как ты все успеваешь?» И я ответил: «Я делаю все быстро, но не тороплюсь». И действительно так. Я не слежу за модой, и занимаюсь только тем, что с моей точки зрения с модой никак не связано, а ценно по сути во все времена. На мой взгляд, фильм «Древние храмы Армении», как и другие которые я снял, никак не связан с временем, его и через сто лет можно посмотреть с интересом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Артист выпустил песню совместно с ЛиндойМузыканты показали публике композицию под названием «Катацумури». Эту работу они назвали экспериментом в японском стиле «рэнга». Несмотря на текст
подробнее...

Знаменитый артист отмечает 60-летиеАндрей Ильин не сходит с телевизионных экранов и театральных афиш. Зрители обожают его за разноплановые роли и точно выписанные образы, а сам он считает, что лучшая
подробнее...

Идиотские идеи носятся в воздухеВысоцкому отрезали голову. С живым это сделать не успели, но сейчас — как раз к 40-летию со дня смерти — отрезали голову памятнику на могиле.Верные поклонники
подробнее...

«ДДТ» сделали из хора фаршЛидер этой легендарной рок-группы всегда отличался своей бескомпромиссностью и стремлением рубить правду-матку о происходящем в стране и в обществе. Сложившаяся в мире
подробнее...

В Мариинке прошел первый в мире Гала-концерт звезд балета со зрителямиВ Москве и других городах с 1 августа разрешено открытие театров для публики. Но пока во всем мире думают, да гадают, что же
подробнее...

Режиссер Виталий Воробьев рассказал о том, что осталось за кадромЛюбовь, семейные интриги, морские маневры плюс детективная линия. В сериале «Андреевский флаг» удивительным образом соединились разные
подробнее...

«МК» стало известно, как отметят юбилей Олега Табакова17 августа исполнилось бы 85 лет великому русскому актеру и строителю театра в высшем смысле этого слова Олегу Табакову. Как будет отмечаться
подробнее...

30 работ в 10 номинацияхСтали известны финалисты Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Летопись-Победы» 2020. Его цель формирование единого информационного пространства для сохранения памяти о
подробнее...

Мхатовские мужики в усеченном составе вышли к людям с гагаринским настроемВ то время, как отечественные и мировые кинофестивали один за другим о отменяются и уходят в онлайн, в Нижнем Новгороде
подробнее...

Поэту Андрею Дементьеву сегодня было бы 92 годаЗамечательный поэт, гражданин, совестливый человек, он так и жил — любил и дружил. А если быть точным — умел любить и дружить, ибо сполна был наделен
подробнее...

Как делать кино из собственной жизниДокументалист Елена Демидова, снявшая фильмы «Прикосновение ветра», «От парада до «Оскара», «Леша», в дни карантина провела совместно с Театром.doc
подробнее...

Попасть в залы можно только с «маршрутной картой» и строга на два часа15 июля впервые с марта месяца открылся для посетителей Государственный Эрмитаж. Но это не значит, что все станет, как раньше:
подробнее...

Песня набирает популярность, но уже без участия Лады Денс«Baby tonight, baby tonight, девочка ночь меня называй...” Припев из золотого хита девяностых снова звучит на всю катушку. Правда поет уже не
подробнее...

Актер снова играет следователя с непростым характеромКонстантин Хабенский снова играет следователя, и опять с непростым характером. Еще одной кинотрадицией можно считать то, что форма, на этот раз
подробнее...

Сергей Беляев: "Машков сказал: "Он - Леонов, ты - Беляев. Вперед!"Вырвавшись из самоизоляции, театры, пока всех не накрыла вторая волна коронавируса, в темпе завершают запущенные ещё до всеобщего
подробнее...

Никита Кукушкин сыграл в новом видео группы Cream SodaОдин из ведущих актеров и начинающий режиссер«Гоголь-центра», звезда фильмов «Класс коррекции», «Дуэлянт», явно неравнодушен к жанру музыкального
подробнее...

Вышло видео на «The Passenger»Игги Попа частенько, по-доброму шутя, поклонники сравнивают с эдаким Кощеем Бессмертным от рок-н-ролла. Несмотря на бурную молодость (и не только), ему удалось не только
подробнее...

Кирилл Крок: «Занимайтесь, господа, своим делом!»Директора и художественные руководители российских театров приняли участие в виртуальном круглом столе «Как творцу отстоять своё честное имя:
подробнее...