Срочные новости раздела
«Геликон-опера» открыла сезон премьерой «Каменного гостя»

«Геликон-опера» открыла сезон премьерой «Каменного гостя»

Много лет назад Дмитрий Бертман приехал в Петербург и, как обычно (это с детства стало для него традицией), отправился в Александро-Невскую Лавру, почтить память великих русских композиторов в некрополе мастеров искусств. Огромный букет в руках - на всех. Но вот он видит надгробие Александра Сергеевича Даргомыжского. Взгляд на даты - именно сегодня день рождения композитора! Весь букет достается автору «Русалки» и «Каменного гостя». Буквально через полчаса в номере гостиницы раздается телефонный звонок: директор Госконцерта (это был 1992 год), сообщил, что Бертману пришло приглашение на Уэксфордский фестиваль в Ирландии. Ему предлагали впервые в Европе поставить «Русалку» Даргомыжского.

Даргомыжский и в дальнейшем сопровождал творческую жизнь режиссера и «Геликон-оперы», причем всегда в созидательном русле. Так когда, как не сейчас, когда над театрами да и всей нашей жизнью нависла тень опасности и риска, не обратиться к Александру Сергеевичу? Даже двум Александрам Сергеевичам - ведь опера Даргомыжского - уникальный в оперном искусстве пример, когда композитор создает партитуру не на основе либретто, а на оригинальном тексте своего литературного источника, маленькой трагедии великого Пушкина.

Даргомыжский не переписал Пушкина, не переосмыслил его, не «прирастил смыслов», как это сделал, скажем, Чайковский, переписавший и «Онегина», и особенно «Пиковую даму» в параллель авторским идеям. Здесь все иначе. Даргомыжский и Пушкин - равные соавторы. И в равной степени новаторы. Аналогично тому, как Пушкин создал новый литературный язык, на долгие годы (как показывает жизнь - до сегодняшнего дня) не утративший актуальность и не кажущийся архаичным, Даргомыжский создал совершенно новый тип оперного музыкального высказывания, основанного на речитативе. Речитативе мелодичном, красивом, интонационно насыщенном, но все же - речитативе. А это значит, что для исполнения этой оперы требуется особый тип вокалиста, который будет способен оставаться в рамках академической манеры пения, но при этом быть драматическим артистом, «проговаривающим» каждую ноту.

Композитор идет за текстом, буквально в каждом такте мотивируя персонажа. Предвосхищая почти на полвека новую драматургию Чехова, партитура «Каменного гостя» содержит разные пласты смыслов: герой думает одно, чувствует другое, говорит, вернее, поет - третье.

Все артисты, участвующие в спектакле Дмитрия Бертмана, делают это виртуознейшим образом. Заглавный герой в исполнении Виталия Серебрякова - настоящий пушкинский герой - фантастически обаятельный. В современной психологии его назвали бы «гипоманьяком». В нем нет ничего рокового, циничного - зато есть что-то от Джека-Воробья. В своей страсти и стремлении к пограничным ситуациям, он почти неадекватен и адски привлекателен. В теноре Серебрякова есть баритональная краска, необходимая для этой партии, подчеркивающая мужественность образа. Донна Анна в исполнении Ольги Толкмит тоже не лишена психического своеобразия. Ее молитвенная жертвенность кажется гипнотической. Похоже, покойный муж зомбировал ее, и только бешеный темперамент Жуана вывел ее из этого состояния. В ее пении много пиано, диминуэндо, она - сама тишина. Но такова ли ее истинная природа? 

Зато Лаура (Юлия Никанорова) не боится быть тем, кто она есть. Красивое густое меццо в сочетании с прекрасной фактурой делает героиню неотразимой. Ее притягательный образ вуалирует интонационные неточности в непростой вокальной партии: скачки на септиму в довольно быстром темпе - не шуточки. Впрочем, об этом забываешь, когда дуэтная сцена Жуана и Лауры заканчивается слиянием героев в любовном экстазе: в руках Жуана бутылка, из которой хлещет пенистое шампанское. Образ недвусмысленный и весьма эротичный.

И, наконец, Лепорелло в замечательном исполнении Дмитрия Скорикова - очень непростой персонаж, оказывающийся в постановке Бертмана двигателем сюжета. Причем не совсем в том направлении, которое предполагали авторы. Не хочется выдавать спойлер, однако замечу, что финал трагедии решен Бертманом не в мистическом, а в вполне реалистическом ключе. Нет, не надо ждать, что за Жуаном пришли агенты НКВД - пришел Командор, конечно. Только вот вовсе не каменный, а настоящий. Лично мне немного жаль утраченной метафизики - бытовуху лучше бы оставить за пределами оперного театра, но надо признать: явление рокового мстителя из сверкающего креста, который оказывается застежкой-молнией, настолько эффектно и выразительно, что вполне ощущается как удар небес.

Спектакль невероятно красив. Его оформила Алла Шумейко, художник-дизайнер, для которой эта работа - театральный дебют. Исключительно черно-белая гамма и в костюмах, и в интерьерах. Все очень лаконично, безупречно во вкусовом отношении. В результате на сцене выстраивается альтернативно-футуристическая Испания, которая могла бы существовать в параллельной реальности или четвертом измерении. А костюмы героинь мечтали бы иметь в своем гардеробе кинозвезды. Визуальное решение создает атмосферу, которая очень помогает артистам раскрывать характеры своих героев - органичных, как в кинематографе. К сожалению, мало помогает им в этом оркестр под управлением Михаила Егиазарьяна. Оркестр звучит несмело, осторожно. А партитура, которую завершал Цезарь Кюи (Даргомыжский умер, не закончив своего произведения) и оркестровал Римский-Корсаков, столь же насыщена смыслами, сколь вокальные партии. Оркестр должен вступать в диалог с героем, «выдавать» его истинные намерения, что-то подчеркивать, что-то опережать. И уж, конечно, не уступать Жуану в темпераменте. Увы, этого не было. Сыграно аккуратно, ритмично, но в этой удивительной опере хочется услышать иное.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Стас Костюшкин вернется в образе Мороженого, Лариса Долина предстанет в образе Оленя, Алексей Глызин облачится в костюм Слона, Лена Катина вновь выйдет на сцену в роли Паука, Антон Лирник станет
подробнее...

Как ранее сообщал «МК», первое неприятное открытие было сделано после того как на сайте американского аукциона «всплыло» некое письмо Петра Великого от 1721 года. Поскольку доселе считалось, что этот
подробнее...

Кажется, только вчера кино-театральный мир оплакивал чудовищно огромный список ушедших актеров, режиссеров, музыкантов, художников, писателей. Надеялись, что с перевернутой последней страницей
подробнее...

Летом этого года Андрей Малахов заявил, что собирается основать в Апатитах Центр современного искусства «Сияние». Предполагается, что для арт-пространства будет возведено отдельное здание. А пока
подробнее...

И, хотя любимая всеми актриса пока ещё остаётся в реанимации, но положительная динамика, наметившаяся у неё буквально в первые дни нового года, внушает медикам оптимизм. Во всяком случае Алиса
подробнее...

Джефф Кунс: «Кролик» – 91 миллион долларовДжефф Кунс как никто другой проникся идеями короля поп-арта Энди Уорхола, который говорил: «хороший бизнес — лучшее искусство». Энди создал «Фабрику»,
подробнее...

Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России. Письменные эти благодарности
подробнее...

Когда группа Nirvana в свое время сделала свою версию композиции «The Man Who Sold The World» Дэвида Боуи, сам «звездный мальчик» признал, что она получилась лучше оригинала, да и вообще – теперь есть
подробнее...

Начать хотя бы с того, что первым большим заказом Врубель стала реставрация Кирилловской церкви в Киеве, на территории которой располагается (тогда и по сей день) психиатрическая клиника. Спустя 21
подробнее...

19 сентября 2020 года во дворце Шайо в Париже состоялся показ документального фильма «Дом Кардена». Его сняли режиссеры П.Дэвид Эберсоул и Тодд Хьюз. На показе присутствовал сам Пьер Карден. Как
подробнее...

— Эдмунд, люди моего поколения слушали вашу музыку еще когда были школьниками, слушают и сейчас, когда им уже за сорок. Как вы считаете, в чем причина того, что к вашему творчеству люди "прикипают"
подробнее...

Свой выбор Клим объясняет так: «Фигура Есенина привлекала меня всегда, еще в студенческие годы я думал о том, какой бы фильм я хотел снять о нем. Мне очень близка его поэзия, таинственная смерть,
подробнее...

«Очень тяжело сейчас говорить. Это огромное горе для всех нас, для театра. Владимир Борисович был настоящим великим артистом и огромным человеком. Чувство, которое у нас сейчас в театре — это чувство
подробнее...

«Если бы я делал фильм о себе, там появился бы один русский фильм, который очень нравился маленькому Квентину. Это «Человек-амфибия»! Его в Америке не показывали в кино — дублировали на английский и
подробнее...

Виртуальный музей расположен на интерактивных экранах в нижнем и верхнем фойе. Зрители смогут познакомиться с ним до спектакля и после его окончания, но этого, конечно, мало.Поскольку в театр
подробнее...

«В этом году у Smash!! юбилей, - говорят артисты, - надо что-нибудь придумать. Точно - мы запишем для вас песню!» Точно неизвестно, сдержат ли они обещание, но в комментариях уже самопроизвольно
подробнее...

И главное из них – пересмотр отношения к наивному искусству. В 1990-м году на базе Центра современного искусства на Якиманке возникла галерея наивного искусства «Дар», которую возглавил Сергей
подробнее...

Дорогая Галина Борисовна, ГБ...Хотела было поставить в конце восклик, но подумала, что этим восторженным знаком только придам  ложность своему посланию. А ложь - это то, что вы больше всего
подробнее...