Срочные новости раздела
В Эрмитаже показали картины из пепла храмовых благовоний

В Эрмитаже показали картины из пепла храмовых благовоний

 Во дворе Эрмитажа зрителей встречает «Эрмитажный Будда». Семитонная скульптура напоминает пятиногого безголового паука и далека от классического образа духовного учителя. Кажется, что этот Будда был разорван на множество кусочков, а потом причудливым образом заново собран воедино. Так Чжан Хуань напоминает о «культурной революции» (1966 – 1976 гг.), когда буддийские храмы и монастыри в Китае подвергались разорению. Многие скульптуры Будды тогда были разбиты, а позже их собирали заново из фрагментов, как это делает и художник. Одну из таких восстановленных скульптур Чжан Хуань нашел в Тибете, куда совершал паломничество, и под впечатлением создал «Эрмитажного Будду» для России, где в советское время, так же, как и в Китае, многие храмы были разорены, а иконы разбиты или уничтожены. 

 Странная скульптура во дворе Эрмитажа становится предисловием ко всему проекту, созданному специально для музея, и обозначает основные его темы. Ключевая из них – метаморфозы: традиций и истории, и в Китае, и в России. Здесь же обозначаются параллели между двумя странами, культурами и этносами, которые ищет и находит Чжан Хуань. Не случайно архитектура выставки в Николаевском зале закручена на геометрии: работы выстраиваются в линии и параллели, вступая таким образом в диалоги между собой. 

  Открывает проект работа из серии «Love», созданная во время пандемии. Это большое полотно, экспрессивно написанное красным акрилом, – на гране фигуративной и предметной живописи. С одной стороны оно может вызвать ассоциацию с сердцем, с другой напоминает кровь. Это чувственная живопись – отражение эмоций художника в дни, когда многие люди вокруг него болели и умирали от вируса. 

В конце зала еще одна работа из серии «Love», только в черно-красных тонах. Этими картинами Чжань Хуань обращается к теме любви и смерти, открытости и искренности, которые по-новому осмыслял он, как и все человечество, в сложные дни пандемии.

Серия перекликается с еще одним циклом – «Реинкарнация», расположенным в соседнем зале. Эта живопись так же написана красным и рассказывает о тибетском ритуале небесного погребения, во время которого тела умерших отдают на съедение стервятникам. Буддисты верят, что душа покидает тело в момент смерти, а человек должен приносить пользу на всех этапах своего бытия, поэтому жертвование мертвого – своего рода акт благотворительности, дань природе. Вообще для буддистов смерть не является катастрофой, конечной точкой - напротив, это начало нового, та самая реинкарнация, о которой говорит Чжан Хуань в своей серии живописных работ. Надо сказать, что для его творчества «красные» циклы тоже становится переходным этапом. Он давно не брался за кисти и краски (прославился скандальными перформансами, а позже увлекся картинами из пепла и скульптурами), а теперь вновь вернулся к живописи.

И все таки главной на выставке стала картина, написанная художником в технике, которой он наиболее известен в мире. Это 40-метровый портрет Мао Цзэдуна с товарищами по партии. Написан пеплом храмовых благовоний. Основой для картины «12 июня 1964» стала фотография, найденная художником на блошином рынке. Сегодня невозможно опознать всех персонажей пепельного полотна, да и сама история в прямом и переносном смысле покрылась пеплом. Многие ли сегодня знают детали тех событий 1964 года, когда пути двух коммунистических партий – СССР и Китая – разошлись в разных направлениях? На создание этого полотна Чжан Хуань потратил пять лет и, чтобы осознать контекст картины, важно рассказать о технике, в которой она создана. 

– Художник собирает в буддийских храмах пепел благовоний. У него есть договоренности с 20 храмами. Пепел сортируется по тонам от светлого к темного – на 24 тона. Холст кладут на пол, размечают с помощью веревок на квадраты, над ним возводят леса, на которых устанавливается подвижный стул. Находясь на нем, художник насыпает пепел на холст, а потом закрепляет его с помощью клея, который распыляется сверху, – рассказывает один из кураторов выставки Дмитрий Озерков (двое других – сотрудница Эрмитажа Анастасия Веялко и профессор Чикагского университета У Хун).

То есть пепельные картины аккумулируют в себе все чаяния и добрые желания людей, которые приходили в храмы и сжигали там благовония. Таким же образом создан еще десяток картин, представленных на выставке. Среди них, например, изображения Конфуция с учениками и образ Христа с апостолами из «Тайной вечере», Мао Цзэдун, провозглашающий начало нового Китая перед народом, и Ленин, выступающий перед коммунистами, пепельные версии картины Репина «Иван Грозный и его сын Иван» и «Возвращения блудного сына» Рембрандта. Эти полотна образуют интересные диалоги и вскрывают связи между культурами и временем. Они к тому же связаны с историей Эрмитажа, ведь некоторые оригиналы хранятся именно здесь (как шедевр Рембрандта), другие когда-то жили или гостили в музее.

Главная картина выставки – 40-метровый портрет членов китайской коммунистической партии – тоже в диалоге. Мао, находящий в центре полотна, оказывается напротив портрета Николая II из коллекции Эрмитажа. И, если повернуться спиной к нему и пойти вперед, можно попасть на балкон Зимнего дворца, с которого некогда перед народом выступали цари. А за изображением последнего российского императора находится портрет Ленина, оказавшийся в компании из «красной серии», посвященной реинкарнации…

Еще одна важная часть выставки – работы, выполненные на дверях XVIII-XIX веков. Эти двери словно осколки старого мира: их выбросили жители столицы провинции Шаньси, когда древний город Тайюань переживал экономический бум и на смену старым домам пришли современные здания.

На эти двери художник наклеил фотографии с репродукциями самых известных полотен из коллекции Эрмитажа или исторические снимки, а ремесленники-резчики искусно вырезали часть образов. Здесь метафора о пепле истории создается другими средствами, но речь все о том же – метаморфозах времени. Например, есть изображение Сталина и его приближенных, но часть людей вырублены из «книги памяти». Многие люди в СССР, в том числе из ближнего круга лидера партии, были репрессированы.

Подобные «стирания» происходили и в Китае, когда из-за изменения политической конъюнктуры некоторые персонажи, изображенные на картинах, переписывались художниками (на выставки присутствует такая «пепельная» реплика). Воссоздание этих метаморфоз истории из пепла и дерева, поиск параллелей и создание диалогов – и есть реинкарнация. Тот буддийский взгляд на мир и последние трагические события, который предлагает нам пережить автор.

Выставка продлится до 8 ноября.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Владимир Андреев, народный артист СССР президент театра имени Ермоловой ушел из жизни через два дня после того как ему исполнилось 90 лет. Семья собралась на даче и поздравила его, не думаю, что это
подробнее...

Пока театры были закрыты по понятным причинам, артистов, как и зрителей, сокрушали громкие заголовки о шахматном разделении, масочном сидении и дистанционном нахождении. Как теперь смотреть спектакль?
подробнее...

Жизнь футболиста Эдуарда Стрельцова напоминает сценарий захватывающего фильма. Парень из народа, в шестнадцать лет он стал игроком столичного «Торпедо», а в восемнадцать — звездой сборной СССР.
подробнее...

Один из главных в Европе музыкальных фестивалей прошел в Санкт-Петербурге по расписанию.В северной столице, несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, состоялся международный
подробнее...

«20 на 53 метра – наверное, это самый большой мой «холст», – говорит Марина, стоя на фоне своего масштабного творения. Дом-пианино приковывает взгляд и ,кажется, даже по-своему звучит. Теперь само
подробнее...

Умер актер Чедвик Боузман. Он известен по роли супергероя Черная пантера из кинематографической вселенной Marvel. Всего в его фильмографии более 70 ролей. Артист скончался от рака в возрасте 43 лет. С
подробнее...

Накануне столетнего юбилея мы дозвонились до Леонида Аароновича, и он поделился с секретом своего воистину богатырского долголетия. А ещё в Московском музее анимации в течении недели будет проходить
подробнее...

Создавался киносмотр совместно с украинскими коллегами. Теперь их нет. Ушли из жизни 11 ветеранов. В этом контексте многим название киносмотра кажется не вполне уместным. Однако его руководители
подробнее...

- До сих пор существуют два варианта написания фамилии Боратынского. С чем это связано?- Действительно, есть два варианта: БАратынский и БОратынский. Связано это с тем, что сам поэт по-разному писал
подробнее...

Как стало известно «МК», актер не так давно вернулся из Крыма, где отдыхал с семьёй.Почувствовав недомогание, Дмитрий Певцов вынужден был обратиться к врачу. Естественно, что сначала было подозрение
подробнее...

Над сценарием он работал больше года. После того, как передал его Сергею Сельянову, переживал в ожидании ответа как на экзамене по мастерству актера. Но все сложилось, как нельзя лучше, и съемки
подробнее...

Фестивальная жизнь – это особое удовольствие для любителей эфемерных тел. Ведь под единым знаменем собираются самые яркие фигуры из мира современного искусства. Тут не только классический театр или
подробнее...

Много чего натерпевшись с фильмом «Матильда», против которого восстали оскорбленные в своих чувствах верующие, пережив скандалы, секретные  показы, на которых собаки охраняли экран, Учитель, похоже,
подробнее...

В программу фестиваля вошли новые неигровые ленты, премьеры которых состоялись на мировых киносмотрах, и иной возможности увидеть их многим из нас не представится. Есть картины, посвященные новым
подробнее...

Среди неравнодушных оказался Instagram-блогер Нэко, имеющий аудиторию в почти 2 млн подписчиков. В своем stories он обратился к подписчикам, посоветовав им ознакомиться с первой картиной, которая
подробнее...

Но что делать в эпоху, когда коронавирус не отменен? Весной казалось, что уж к осени-то жизнь наладится, вирус отступит, границы откроются. Но ситуация и теперь безрадостная. Ничего радостного ждать
подробнее...

Несмотря на то, что собственной труппы у театра нет, зеркальное фойе у основной сцены готово треснуть от обилия журналистов, фотографов, артистов и режиссеров. Чтобы удовлетворить коммуникационные
подробнее...

О смерти известной актрисы, звезды фильма "Доживем до понедельника", сообщила ее подруга Нина Давыдова. Женщина уточнила, что Печерникова скончалась вечером 1 сентября, не дожив буквально несколько
подробнее...