Срочные новости раздела
Мкртич Окроян: «Ар Деко невозможно повторить»

Мкртич Окроян: «Ар Деко невозможно повторить»

– Мкртич Окроевич, музею Ар Деко вот уже более пяти лет. Как бы вы определили его главные достижения за эти годы?

– Думаю, главное наше достижение состоит в том, что посетители, глядя на экспонаты коллекции, понимают естественную связь русской культуры начала двадцатого века с европейским ар-деко. Европейцы, конечно, этого не признают, но когда мы смотрим на многие скульптуры, то видим, что они созданы на основе эскизов русских художников: Бакста, Попова, Кандинского. Посетители чувствуют эту связь и осознают, что нет никакого водораздела между русской и европейской культурой. Более того, русский модерн был раньше европейского. Поскольку в Европе до двадцатого века искусство было в основном орнаментальное и королевское: барокко, рококо, а простой народ не имел своих ярких, культурных образов. Напротив, в России модерн конца девятнадцатого столетия не всегда отражал царскую жизнь. Вспомним картины Репина или Петрова-Водкина. Европейцы часто предвзято смотрят на Россию, а мы можем сказать: «Уважаемые европейцы, ваша культура порождена от русских художников, скульпторов, танцовщиц». Мы с супругой подготовили две большие книги об ар-деко, и английские авторы, написавшие предисловие к ней, признали, что этот стиль подпитывался русской культурой. Если в мире признано, что Кандинский – основатель абстракционизма, то такое же значение в становлении стиля ар-деко имеют русские художники и российские деятели искусства того времени.

Нельзя не отметить, что в 2015 году музей Ар Деко вошел в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM).

– Как складывалась эта коллекция и что послужило отправной точкой ее создания?

– Подавляющее большинство скульптур в стиле ар-деко, которые существуют в мире, находится в нашей коллекции. Она была собрана по всему миру от Токио до Петербурга, включая Южную Африку, Бразилию, Аргентину. Началось же все с того, как в 2004 году я случайно нашел в антикварном магазине Петербурга одну из интереснейших работ Дмитрия Чипаруса «Девочка с попугаем» – двухметровую бронзовую скульптуру в стиле ар-деко, подобных которой в Европе нет. Многие лучшие произведения были приобретены на аукционах. Например, «Тройка русских танцовщиц» куплена на аукционе Christie’s в Париже.

– Коллекция музея формировалась на протяжении пятнадцати лет. Какие находки для вас наиболее ценны и почему?

– У нас есть много экспонатов, которые существуют в единственном экземпляре, главные из них обе скульптуры Чипаруса – «Девушки» и «Русский балет». Присутствуют и работы, которые в свое время были в домах Шанеля, Лалика. Музей Ар Деко – это не только музей скульптур, а по своей сути – великое прикладное искусство, поэтому в музее представлено много работ по мебели, по металлу. Один из ведущих авторов этого направления – Эдгар Брандт, чьи основные произведения тоже находятся в нашей коллекции. Есть несколько знаменитых авторов: это Брандт, Чипарус, Пёрцель. Чипарус представляет французскую школу. По национальности он румын со славянскими корнями, учился в Италии, потом уехал во Францию, где стал серьезным общественным деятелем и создал самые значительные скульптуры в стиле ар-деко. Прейс – немец. Он был знаменит своим строгим, элегантным представлением скульптур олимпийских видов спорта, Пёрцель – автор, воплотивший австрийский модерн.

– Известно, что после Второй мировой войны в Европе интерес к ар-деко падает и возрождается только в конце 1980-х. С чем, на ваш взгляд, связана популярность этого стиля и как вы для себя определяете его философию?

– Интерес к ар-деко начал возрождаться уже в 1960-х, а концептуально сформировался в 1980-х. Впервые применительно к ар-деко это сделал английский искусствовед с русскими корнями Виктор Арвейс, который выпустил монографию по этому стилевому течению. Если в девятнадцатом веке скульптура изображала некие символические образы, то в ар-деко из слоновой кости создавали фигуру конкретного человека, у которого есть имя и фамилия. Не случайно в начале двадцатого века во Франции церковь начала гонения на авторов и художников, упрекая их в том, что нельзя непосредственно представлять лицо человека. Скульптура ар-деко показывает характер личности, лицо, образ. Такие объекты могли иметь в домах только достаточно богатые люди, общественные деятели, политики. Для них это была демонстрация определенного социального статуса. Ар-деко невозможно повторить. Повторение скульптуры ар-деко называют не копией, а фейком, потому что другой автор не может в точности воспроизвести конкретное лицо. Живопись намного проще подделывать.

Кроме того, живопись находится в музеях или у очень серьезных коллекционеров, а предметы ар-деко вошли в дома людей и стали частью их повседневности. Ар-деко породил новые культуры: неоклассицизм в 1940-1950-е и во многом нонконформизм.

– Расскажите о новых экспозициях и проектах музея, чем попробуете удивить?  

(Мкртич Окроян на секунду задумывается.)

– В музее представлена только часть экспонатов, которая существует у нас. Есть проекты, связанные с реставрацией мебели 1920–1930-х годов во Франции, – это первые экземпляры современной мебели по своему функционалу и подходу. Предметы нашей коллекции демонстрировались на выставках в Испании и Петербурге. Мы продолжим активное международное сотрудничество, особенно когда будут сняты полностью ограничения из-за пандемии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

На полюсах при этом сходятся все векторы и линии магнитных полей, защищающие жизнь на Земле от смертоносной радиации — этого жуткого, темного, мрачного, безвоздушного, жестоко-тоталитарного космоса.
подробнее...

По правилам шоу приглашенный гость должен рассказать историю, а задача ведущих заключается в том, чтобы угадать, чем она закончилась. При этом в качестве ведущих выступают известные молодые комики
подробнее...

Пандемия поспособствовала некоторым качественным сдвигам. В фестивальную программу попали картины, которых при другом раскладе мы могли бы и не увидеть. Как сказал продюсер Александр Роднянский,
подробнее...

В них можно обустроить старинный собор, старый европейский вокзал, не прибегая к особым ухищрениям. Эти стены с лепниной привносят мистику и торжественность в то, что происходит. Узкая полоса сцены
подробнее...

Невозможно рассказать обо всех спектаклях, которые будут представлены на фестивале, — так их много. Здесь есть и классическая опера — например «Дон Жуан» Моцарта в постановке Башкирского оперного
подробнее...

Дебютное стихотворение «Первенец» Луиза Глюк выпустила в 1968 году и довольно быстро получила признание как один из самых значительных современных поэтов. У лауреата Нобелевской премии немало регалий
подробнее...

На долю Скобцевой выпали не только счастье и слава, но множество испытаний, которые она гордо прошла вместе со своим мужем, едва ли не главным советским режиссером. Да, он был обласкан властью, имел
подробнее...

Вице-президент Академии российского телевидения Александр Митрошенков еще год назад, выступая на первой церемонии ТЭФИ KIDS, сказал, что нас ждет революция: «Совершит революцию детский контент на
подробнее...

Выпускник Московского архитектурного института Александр Панкин с детства любил математику, много читал о точных науках, и как-то само собой вышло, что формулы слились с его творчеством. Он начал свои
подробнее...

Дом в Староконюшенном переулке. В гостиной уже стоят корзины с цветами, связки надувных шаров привязаны к креслам и стульям. Две надувные цифры золотого цвета - 8 и 5 - украшают комнату. ⁃ Мне уже
подробнее...

Почетный статус академика подруга экс-министра обороны Сердюкова Евгения Васильева мечтала заполучить уже давно. Об этом «МК» рассказал источник в ее ближайшем окружении.На членство в Союзе художников
подробнее...

В тот же вечер Светлане Крючковой вручили награду «Верю. К.Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школе великого реформатора сцены. Растроганная лауреатка внесла
подробнее...

Но ведь на то она и репетиция, чтобы все доводить до идеала. Здесь нет времени для многозначительных пауз, а право на ошибку сведено к минимальной погрешности. Слишком многое поставлено на карту.
подробнее...

Еще на сентябрьской презентации сезона художественный руководитель Ермоловского Олег Меньшиков обратил внимание журналистов, что молодой человек по его правую руку выжимает из артистов все соки на
подробнее...