Срочные новости раздела
Фотограф Сергей Лидов рассказал об особенностях съёмки первых лиц государства

Фотограф Сергей Лидов рассказал об особенностях съёмки первых лиц государства

Сергей Лидов известный российский фотограф ещё советской закалки. Самый, пожалуй, титулованный, лауреат множественных премий и наград. Является автором 9 альбомов и участником более 200 выставок в России и за рубежом.

В канун полу-юбилея он рассказал о себе и проблемах фотографического искусства наших дней.

- Сергей Львович, сегодня с развитием техники, усовершенствованием сотовых телефонов, которые оснащают все более продвинутыми камерами, профессия фотографа упрощается или я ошибаюсь?

- Чем отличается профессиональный фотограф от любителя ? Любитель не задумывается о мелочах – рука полностью в кадр не вошла, фон плохой, ну и ладно. Любитель этого просто не видит. Профессионал же знает, как работать на композицию, как замечать самые тонкие моменты. Я люблю жизнь, и стараюсь передать всех людей красивыми в объективе моего фотоаппарата.

- А если человек некрасивый? Значит, получается, вы снимаете его в более выгодном плане, льстите ему, но это же не соответствует реальности?

- Когда ты занимаешься фотографией, ты – скульптор. И ты, как скульптор, лепишь образ человека Наша профессия – вторая древнейшая, и иногда мы работаем в угоду человеку, для которого делаем портрет. Поэтому лично моё отношение к тому, кого я снимаю, выражено в простом девизе «Я не могу лишь бы». Я должен передать все нюансы, чтобы создать нужный образ, и в то же время не обмануть людей, которые увидят эту фотографию. А некрасивых людей не бывает, бывают плохо представленные на картине или фотографии. 

- Фотографы, работающие с крупными политиками, формируют их образ в глазах людей. Получается, фотограф – тот же политтехнолог, и в какой то мере от него зависит репутация не только конкретного человека, но и всей страны?

- В последнее время появилась тенденция: когда фотографы снимают первых лица государства, они ищут негатив. Это пришло с запада. Меня всегда поражало, с каким сарказмом тот или иной человек иногда  воспроизведен на фотографии. Порой  это бывает просто обман, созданный искусственно, или получившийся  от неопытности. Но я работаю по-другому. Если  человек мне интересен как объект съёмки,  я стараюсь передать через  глаза, жестикуляцию , через фон его суть. Всё это может сыграть  положительную или отрицательную роль. Даже фон, на котором ты снимаешь человека, имеет важное значение.. Иногда фон или свет работают против человека, и тогда надо искать более подходящий момент для фотосъёмки.

- Можете привести в пример каких-то медийных личностей, может быть, политиков, характер которых хорошо передаётся через фотографию?

- Например, бывший мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Он был замечательным актером, настоящая находка для фотографа. И вот после Лужкова приходит Сергей Семёнович Собянин. Серьёзный, сдержанный в своих эмоциях политик. Поначалу было сложно работать, но потом я проникся его образом. При случае, я подарил Сергею Семеновичу фотографию Льва Яшина. Яшина я снимал, когда у него был прощальный матч. Он прощался с людьми, с народом. И вот я сделал Собянину подарок – этот портрет. Почему именно Яшин? Потому что Яшин был вратарём, защитником. Он отстаивал честь своей команды и всего Советского Союза. А Собянин - защитник Москвы, от его действий зависит честь столицы и всей страны. И действует он успешно – посмотрите, как преобразилась при нём Москва! Это мои искренние слова и моё мнение.

- Как искусство фотографии менялась за время  вашей жизни? Каким оно было  в вашей молодости в советское время,  во времена перестройки и какие тенденции сейчас?

- Когда я пришел в фотографию, мне не было и двадцати лет. К этому виду искусства в то время у народа была такая любовь, что у Московского Манежа, где были выставлены фотографии Василия Малышева, стола очередь в три круга. Только представьте себе – огромный Манеж, центральный выставочный зал, и вокруг него очередь в три круга! 

Подъём в культуре фотографии произошел в конце хрущевского периода, в начале брежневского. На слуху был пресс-репортажи. Фотографы суетились, старались по максимуму снимать в движении. Это было благоприятное время, каждый старался выделиться, внести какие-то новшества в процесс. В фотографическом мире был тогда шикарный подъём! Постепенно всё это начало угасать…

В 90-х наступила свобода . Где только и что только не фотографировали: на рынках, в подворотнях, обнаженку… Работать становилось опасно. Фотограф мог получить удар и по лицу, и по камере, а то  и нож в спину, если снял того, кто никогда не должен попадать в кадр, например, криминального авторитета. 

На сегодняшней же день я вижу, что репортажная съёмка постепенно вымирает. Думаю, что в итоге дело придёт к тому, что операторы будут просто снимать  по 100 кадров в секунду, а  бильд-редактора в журналах потом  отбирать оттуда подходящие кадры. Фотография останется  только в искусстве.

- Нет ли здесь опасности, что настоящее искусство фотографии станет уделом элиты? 

- Я наблюдал что-то подобное в Таиланде. Там фотографом номер один был  король. В 2014 году нашим послом в Таиланде был Кирилл Михайлович Барский. Благодаря ему мне удалось устроить наградить короля Таиланда почётной наградой «Золотой  Глаз России» , а также и принцессу – она на высоком уровне занималась макросъёмкой. Позже Кирилл Барский вместе с министром правительства Москвы Сергеем Черёминым организовали мою персональную выставку в Таиланде. Я им обоим за это очень благодарен!

- К сожалению, первые лица российского государства фотографией, похоже, не увлекаются, и сегодня этот вид искусства в России не в приоритете. Как по вашему можно это изменить?

- В России всегда были и есть великие мастера фотографии – Дмитрий Донской, Владимир Мусаэльян, Сергей Киврин, Юрий Козырев, Юрий Транквиллицкий Николай Рахманов….Чтобы молодое поколение могло учиться на примере этих фотографов, необходимо возродить Московское  отделение Русского  фотографического общества. Я преподносил портрет Валентине Матвиенко, мне дали слово, и я высказал мысль о возрождении РФО. Мне было так радостно видеть, как Валентина Ивановна вся засияла в ответ и горячо поддержала эту идею. Очень  надеюсь, что мы с ней встретимся и поговорим на эту тему. Она была бы замечательной кандидатурой на пост главы Русского  фотографического общества.

Кроме того, я недавно встречался с космонавтом Юрием Батурином. Он профессор, был Директором Института истории естествознания и техники РАН. Мы с ним обсудили идею создания международного Центра  фотографии на базе Российской академии наук. Я бы хотел просить Валентину Ивановну Матвиенко создать мировой центр фотохроники, где могли бы расположиться многие фирмы известных производителей фотоаппаратов и там могли бы проходить фотовыставки.

Очень важно создать для молодёжи вот такой центр , и он мог бы быть создан на базе Российской академии наук. Что касается первых лиц, на насколько я знаю, фотографией увлекается Дмитрий Анатольевич Медведев, причём, довольно успешно. ,

- В советское время имело место быть что-то подобное? 

- В 30-х годах Максим Горький  создал журнал  «СССР на стройке». Этот был советский ежемесячный иллюстрированный журнал новостей и пропаганды. Горький редактировал первый номер журнала.  Журнал был очень популярен, хотя больше ориентирован на иностранную аудиторию. Он выходил с 1930 по 1941 год. В то время на пяти языках! А в 1949 году его начали выпускать уже в новом формате под названием «Советский Союз». В жанре иллюстрированных новостных журналов он стал  предшественником американского журнала Life. Почему бы не воссоздать этот журнал в цифровом формате ? Считаю, что это просто необходимо, тем более, что журналу «Советский Союз»  в этом году 90 лет!

- Наверное за жизнь у вас образовалось множество друзей, какое понимание дружбы приходит в таком возрасте ? 

- Рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь, что в жизни всё не просто так – очень сложная вещь человеческие взаимоотношения. Есть люди, которые не подадут руку помощи в сложный момент. Но это не главное. Главное – есть верные товарищи и настоящие друзья, которые всегда помогут.. Я говорю об известном журналисте, главном редакторе «МК» Павле Николаевиче Гусеве. Я работал на множестве мероприятий, побывал на сотнях конференций. Мне всегда казалось, что все вокруг радужно, красиво и хорошо. Но вот настали чёрные дни. Они пришли неожиданно, произошла попытка захвата помещения моей мастерской. Я оказался в полнейшем тупике! И вот тогда я позвонил Павлу Николаевичу, и рассказал ему о том, что происходит. И хотя он в тот момент находился на Дальнем Востоке и был страшно занят, но не отмахнулся «Да, сочувствую». Он проявил действие – подключил своих журналистов! Которые разобрались в ситуации.  И вскоре слало понятно, что четвёртая власть работает! После этого всё пошло по другому, и  я «Московскому комсомольцу» за это очень благодарен!

- Расскажите про свой любимый фото-кадр, у меня есть подозрение, что это – Владимир Путин в кабине комбайна…

- Да, у меня есть исторический кадр! Владимира Путина я снимал в Ростове на-Дону, в ходе визита он посетил сельскохозяйственную выставку «День российского поля – 2007» и забрался там на место комбайнера. Тут я должен заметить, что фотографы из президентского пула работают без вспышек – бить светом в лицо  первых лиц государства нельзя, а я же фотограф свободный, фрилансер, президент гильдии профессиональных фотографов, и вспышку, хоть и редко, но с собой беру…И в данном случае я оказался на коне. Дело в том, что у современных комбайнов лобовое стекло затемнено , чтобы солнце не светило комбайнёрам в глаза.. И поэтому увидеть комбайнёра снаружи почти невозможно. Когда же  президент оказался а кабине комбайна, я подумал – а вдруг вспышка пробьет эту коричневую пелену? Попробовал…и оболдел! Вспышка сделала своё дело – фотография получилась резкая и красивая. Сначала президент был один, а потом уже к нему подсел тогда первый заместитель председателя правительства Сергей Иванов и директор завода «Ростсельмаша»  Валерий Мальцев, которые сопровождали президента, поэтому у меня получилось несколько сюжетов. Каждый фотограф любит похвалиться тем, что он придумал. Так вот, похвалюсь – таких  фотографий нет ни у одного фотографа! 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

На полюсах при этом сходятся все векторы и линии магнитных полей, защищающие жизнь на Земле от смертоносной радиации — этого жуткого, темного, мрачного, безвоздушного, жестоко-тоталитарного космоса.
подробнее...

По правилам шоу приглашенный гость должен рассказать историю, а задача ведущих заключается в том, чтобы угадать, чем она закончилась. При этом в качестве ведущих выступают известные молодые комики
подробнее...

НежностьОна была полная, зеленоглазая, с наглым взглядом и хищными, как у кошки, ногтями. Мурашки по коже пробегали, когда брала в руки принесенные пиджак и брюки.Но деться некуда: срочно требовалось
подробнее...

Пандемия поспособствовала некоторым качественным сдвигам. В фестивальную программу попали картины, которых при другом раскладе мы могли бы и не увидеть. Как сказал продюсер Александр Роднянский,
подробнее...

Невозможно рассказать обо всех спектаклях, которые будут представлены на фестивале, — так их много. Здесь есть и классическая опера — например «Дон Жуан» Моцарта в постановке Башкирского оперного
подробнее...

В них можно обустроить старинный собор, старый европейский вокзал, не прибегая к особым ухищрениям. Эти стены с лепниной привносят мистику и торжественность в то, что происходит. Узкая полоса сцены
подробнее...

Дебютное стихотворение «Первенец» Луиза Глюк выпустила в 1968 году и довольно быстро получила признание как один из самых значительных современных поэтов. У лауреата Нобелевской премии немало регалий
подробнее...

На долю Скобцевой выпали не только счастье и слава, но множество испытаний, которые она гордо прошла вместе со своим мужем, едва ли не главным советским режиссером. Да, он был обласкан властью, имел
подробнее...

«Врата в рай» созданы в копродукции нескольких стран: Армении, Литвы, Германии, Болгарии, Чехии, Италии, Австрии, Франции, США. В ней снимался интернациональный актерский состав, а главную роль сыграл
подробнее...

Выпускник Московского архитектурного института Александр Панкин с детства любил математику, много читал о точных науках, и как-то само собой вышло, что формулы слились с его творчеством. Он начал свои
подробнее...

В тот же вечер Светлане Крючковой вручили награду «Верю. К.Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школе великого реформатора сцены. Растроганная лауреатка внесла
подробнее...

Дом в Староконюшенном переулке. В гостиной уже стоят корзины с цветами, связки надувных шаров привязаны к креслам и стульям. Две надувные цифры золотого цвета - 8 и 5 - украшают комнату. ⁃ Мне уже
подробнее...

Почетный статус академика подруга экс-министра обороны Сердюкова Евгения Васильева мечтала заполучить уже давно. Об этом «МК» рассказал источник в ее ближайшем окружении.На членство в Союзе художников
подробнее...

Вице-президент Академии российского телевидения Александр Митрошенков еще год назад, выступая на первой церемонии ТЭФИ KIDS, сказал, что нас ждет революция: «Совершит революцию детский контент на
подробнее...