Срочные новости раздела
В Вахтанговском театре сыграли старинный водевиль

В Вахтанговском театре сыграли старинный водевиль

Надо сказать, что это произведение в пяти (!!!) актах позапрошлого века имело завидно-счастливую судьбу с момента его первой постановки в Париже в год его же написания - в 1851-ом. Премьера состоялась в театре Королевского дворца (Théâtre du Palais-Royal), откуда, собственно, и началось его триумфальное шествие по мировым сценам. Этой глуповатой (с точки зрения сегодняшнего дня) «Шляпке» аплодировала публика Комеди Франсез, театра Шайо и театра Мольера. На российских подмостках водевиль появился через год после парижской премьеры: его ставили Александринка, а через несколько лет и Малый театр, в репертуаре которого «Шляпка» прописалась надолго и шла вплоть до 1914 года. Музыку для этой французской комедии в театре Станиславского и Немировича-Данченко в 1927-ом году писал сам Исаак Дунаевский. Наконец в 1939-ом году водевиль был поставлен в Вахтанговском, куда он и вернулся без малого спустя 100 лет. Так что «Соломенная шляпка» прошла испытание на прочность успехом длинной в 169 лет. В кино, начиная с 1910 года, она выдержала семь экранизаций, включая знаменитый советский фильм 1972 года с Андреем Мироновым в главной роли. «Иветта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта...» - ну, вы, конечно, помните. Такой бэкграунд, как говорится, обязывает.

Накануне своего 100- летия Вахтанговский решил вернуть некогда успешную «Соломенную шляпку» на одну из своих пяти сцен - Новую. Режиссером выступил Михаил Цитриняк, имеющий в Вахтанговском уже два спектакля исключительно драматического свойства. А тут - комедия, сплошное легкомыслие и недоразумение. И к тому же возникает серьезный вопрос - как шутка позапрошлого века отзовётся в веке XXI, если вообще отзовется? Смотрим.

Пространство Новой сцены практически пусто. Лишь на заднем плане в полутьме можно рассмотреть два больших плоских, как мишени, круга с небольшой разницей в диаметре и наложенных один на другой. По краям сценического пространства - две небольшие стойки с вращающимися плоскими профилями из фанеры: одна часть которого - некий месье с усами и в котелке, а вторая - пышный букет в руке этого же господина. Фигурки начинают вращаться легким движением руки - качнул и закрутился месье с букетиком в руке. Но зажжется свет, заиграет музыка, и круги на заднике начнут своё неторопливое вращение, воплощая образ карусели, какую в старые добрые времена устанавливали на городских и рыночных площадях и на которых родители катали детей, а кавалеры - для увеселения дам.

И музыка тоже как из старинной шарманки, какую из-за ее особого звучания ни с чем другим не спутаешь (композитор Борис Кинер). И тут же под музыку, набирающую скорость, по диагонали понесётся по сцене свадебная процессия. Каждый из участников что-то везёт перед собой - ширму, стул, карусельную лошадку или миртовое дерево - символ чистоты и невинности невесты, приехавшей из провинции со всей родней на собственную свадьбу. Винтажная по оформлению и звучанию музыкальная увертюра обещает праздник и, надо признать, что за два с лишним часа ожидания публики не будут обмануты.

Сюжет «Соломенной шляпки» (в оригинале «Шляпка из итальянской соломки») незамысловат и не даёт повода для поиска неких новых смыслов. Поиздержавшийся столичный франт Фадинар (Леонид Бичевин) решил поправить свои материальные дела, женившись на дочке провинциального богача-фермера Нонанкура (Александр Рыщенков, Михаил Васьков). Юная Элен (Лада Чуровская, Евгения Ивашова) прибыла в Париж на собственную свадьбу с многочисленной родней. Жених, вскочив на лошадь, отправляется встречать новоявленных родственников, чтобы сопровождать их к своему дому. Но по дороге, что пролегала через лес, произошло событие, которое чуть не погубило планы новобрачного: его лошадь случайно позавтракала шляпкой одной дамы, которая совсем не случайно прогуливалась в лесу с офицером, нарушая всяческую дистанцию. И понеслось - интрига, обман, шантаж, несовпадения, путаница и прочее, что может погубить союз двух трепетных влюблённых. Поискам соломенной шляпки и посвящён весь водевильный сюжет.

Ну, скажите, разве не глупость? Где, спрашивается, актуальность и невидимые связи, протянутые из прошлого в настоящее? Не стоит утруждаться поисками - в старинном водевиле, поставленном в пандемическом XXI веке, есть то, чего так остро не хватает драматургии нынешнего времени - праздника, чистоты жанра, необыкновенно легкой и изящной иронии по отношению и к жанру, и к себе. Тем более, что школа представления, которой так мастерски владеют актеры Вахтанговского, позволяет эффектно превратить действие в каскад с вставными дивертисментами и музыкальными номерами, остроумными по музыке и по текстам. 

Легкость и изящество обеспечивает и оформление постановки, за которое отвечает давно сложившийся дуэт художниц - Мария Рыбасова (сценография) и Виктория Севрюкова (костюмы). Декорации и костюмы задают винтажный стиль. И что удивительно - при обилии костюмов, пышностью соответствующих эпохе (их около 60), они не утяжеляют сцены, а как будто ускоряют движение водевильного каскада. Это достигается за счёт конструкции костюмов: они трехслойные, на каждый из них нанесён рисунок - реплики на картины французского примитивиста Анри Руссо (фрагменты из него появятся и на предметах мебели). Рисунки на тканях при движении и создают эффект анимации. Помимо того, костюмы с флористическими мотивами зададут и определённый взгляд на персонажей: все они как растения - забавные, смешные или нелепые, но смотреть на которых, право слово, одно удовольствие.

Вахтанговская «Соломенная Шляпка» - это легкость, скорость, элегантность. Надо признать, что режиссёр отлично поработал с актерами, буквально каждая роль сделана ярко, даже массовка, изображающая гостей на свадьбе, запоминается своими персонажами. Наряду с мастерами - Лидией Вележевой, Мариной Есипенко, Нонной Гришаевой, Анатолием Меньщиковым, Рубеном Симоновым, Александром Рыщенковым, Михаилом Васьковым, Олегом Форостенко, Игорем Карташевым, Андреем Ильиным, Олегом Лопуховым - отлично работает молодой состав - в первую очередь это Лада Чуровская, Александра Стрельцина, Фёдор Воронцов, Ян Гахарманов, Владислав Гандрабура, Анастасия Жданова.

И безусловным открытием будет работа Леонида Бичевина в роли Фадинара. Актер, которого зрители знают в основном по драматическим ролям, очень удачно выступил в новом для себя амплуа. Он оказался лёгким, элегантным, с шармом. В его игре, впрочем, как и в игре остальных артистов, ещё есть легкая пародия на водевиль, и, возможно, такое отношение к жанру наполняет его живым чувством, а счастливый финал (шляпка найдена среди подарков, любовь торжествует и никакого апокалипсиса) воспринимается как самый желанный на сегодняшний день.

Однако на волне успеха, который два состава успели словить на премьерных показах, не стоит забывать о коварстве легковесного жанра. При всём поверхностном существовании в нем актеров водевиль не терпит нажима, грубых красок в рисунке роли, бенефициантства, что гарантирует скатывание в пошлость. Так что, господа - легкость, скорость, элегантность.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

"19 сентября ушел из жизни Владимир Чуприков, служивший в РАМТе с 1988 по 2000 год", - говорится в сообщении.Чуприков родился в Москве и успело поработать лесорубом на Севере, фермером в Калужской
подробнее...

Он умер от коронавируса. Практически за один день. В середине сентября Михаил Борисович поехал в Казань на фестиваль, куда был приглашен работать в жюри. Казалось, ничего не предвещало беды, но,
подробнее...

Как только опустили занавес, после паузы от пережитого публика начинает аплодировать, ждет выхода артистов на поклоны. Но вместо этого открывается совершенно неожиданная картина — на сцене появляется
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

По сценарию, главные герои сериала время от времени отправляются в разные командировки, в том числе и заграничные. Но чаще всего заграничные виды находят на родных просторах. У «Морских дьяволов» есть
подробнее...

Еще до премьеры «Большой тройки (Ялта-45)» постановка обратила на себя внимание зрителей и прессы. Во-первых, тема. Одного названия достаточно, чтобы представить примерную сценическую картину: финал
подробнее...

26 сентября Всероссийский юношеский симфонический оркестр дал первый концерт в рамках тура по России. Оркестр участвовал в праздновании 500-летия города Тулы, однако без Юрия Башмета, который должен
подробнее...

– Мкртич Окроевич, музею Ар Деко вот уже более пяти лет. Как бы вы определили его главные достижения за эти годы?– Думаю, главное наше достижение состоит в том, что посетители, глядя на экспонаты
подробнее...

В тактике полного абстрагирования от ожиданий есть немало плюсов. Собираешься на спектакль не известного тебе театра, где нет громких фамилий артистов, и не надеешься на гарантированно отличный исход.
подробнее...

Победителей определяли по двум номинациям: приз зрительских симпатий и Гран-при. Тут мнение взыскательного жюри и пришедших на церемонию поклонников поэзии разошлись. Зрительское голосование отдало
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

Во время виртуальной пресс-конференции между Россией и Китаем организаторы признались, что из-за пандемии они столкнулись с беспрецедентными трудностями, которые не позволили провести форум, как
подробнее...

По ее словам, как-то Миронов обследовался у известного нейрохирурга Александра Коновалова - один из лучших в мире специалистов в данной области на тот момент. Коновалов обнаружил у актера аневризму -
подробнее...

Вообще премьера должна была состояться еще в апреле, в день рождения Нины, но COVID-19 поменял все планы: спектакль перенесли на сентябрь, уменьшив количество зрителей ровно наполовину.— Я, как и
подробнее...

Пышные церемонии, где звезды сверкают нарядами и улыбками в окружении фотографов а потом произносят помпезные речи в знак благодарности за престижные трофеи, иногда справедливо кажутся ужасно нудными
подробнее...

К 100-летию мастера киноканал «Мосфильм.Золотая коллекция» показывает его дебютный фильм «Судьба человека», снятый в 1959 году о  русском солдате, прошедшем немецкий плен, но  и не утратившем
подробнее...