Срочные новости раздела
На выставке «Утопая в цифрах» художники осмыслили последствия пандемии

На выставке «Утопая в цифрах» художники осмыслили последствия пандемии

Проект «Утопая в цифрах» начинается с работ художников, сделанных задолго до пандемии. Это, например, картина «Я не в ответе перед тобой», созданная на основе оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Автор пропустила ее отрывок через специальную программу, что позволило визуализировать звук и разбить его на яркие линии (их толщина зависит от высоты звука). На премьере той постановки побывал Василий Кандинский, который писал: «Слово — это внутреннее звучание». В работах Татаринцевых тоже есть это внутреннее звучание — большинство работ так или иначе связаны со словом. Красной нитью через большинство произведений проходят цитаты из трактатов Людвига Витгенштейна — австрийского философа, который считал, что язык отражает мир, так как логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Во время Первой мировой войны Витгенштейн оказался в русском плену. Здесь он влюбился в русскую литературу и даже переписал «Преступление и наказание» на свой лад, расставив ударения над каждым словом. На выставке его цитаты можно найти между произведений — достаточно навести камеру телефона на QR-код, и тебе приходит сообщение от философа. Например — «Образ есть факт». 

Такие фразы дополняют проекты «Запределами» (авторы намеренно пишут название слитно), «Природа молчания» или «Линия звука». Тексты и образы переплетаются в работах Татаринцевых в философские образы-факты. Так, «Запределами» (серия 2017–18 гг.) представляет собой тексты, написанные в условиях заключения великими писателями (Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гумилев, Хармс, Бродский etc.). Тесты частично перекрывает черная краска — так же многие письма писателей, написанные в тюрьме, вымарывали цензоры. Слова словно становятся пленниками поверхности холста. Тексты оказываются в условиях живописной изоляции, как узники свободомыслия, как недавно каждый из нас — на карантине. 

Новые работы, созданные в дни изоляции, продолжают размышления о философии языка и цвета, ситуации свободы и несвободы. Они представлены на 40-м этаже, куда зрителей доставляет скоростной лифт — и ощущение полета в художественный космос новой реальности становится своеобразным продолжением идей авторов проекта. Здесь, в поднебесье, публику встречает основная работа выставки — «Утопая в цифрах». Перед нами стрелковое оружие, созданное из керамики. Оно плавится и превращается в черные кляксы. Эта инсталляция сделана разнотекстурными глазурями и поэтому выглядит весьма глянцевой, соблазнительной. Это не случайно, ведь все страшное, что происходит в мире, привлекает людей, завораживает, несмотря на весь свой ужас и жестокость. Рядом можно найти цитаты из «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич: «Человек с ружьем в зоне... В кого он мог там стрелять и от кого защитить? От физики... От невидимых частиц... Расстрелять зараженную землю или дерево?..»

— Светлана Алексиевич говорит о том, что мир готовился к большой атомной войне, а угроза пришла с другой стороны. И она невидимая. Мир оказался к ней не готов, — говорит Олег Татаринцев. — Мы эту инсталляцию делали на карантине. Здесь стрелковое оружие разных стран мира — и американское, и немецкое, и израильское, и наше, которое сейчас не нужно и не важно, и оно расплывается, превращаясь в кляксы. А рядом мы показываем графические листы с цифрами статистики пандемии — зараженных, выздоровевших, умерших. Эти цифры исчезают, стираются. Это цифры слабости всего нашего мира.

Графическая серия с полустертой статистикой эпидемии продолжается другой серией — с цитатами Людвига Витгенштейна, превращенными художниками в звучные и в то же время немые картины. Не случайно финальной цитатой проекта стала фраза этого австрийского философа: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». «Читать» работы Татаринцевых следует между строк. Но все же одну важную мысль они озвучивают громко в работе «Камуфляж». Эта инсталляция представляет собой детские игрушки, созданные авторами из керамики. Разноцветные зайчики, котики, лошадки покрашены так, что сливаются в цвета камуфляжа.

— Сейчас в мире все больше эстетизации войны. Дети играют с пистолетами, взрослые увлеченно смотрят боевики, телеканалы показывают новости о военных конфликтах. Все это вызывает у нас привыкание к войне. Мы же хотим показать, как вредна такая популяризация агрессии, к чему она потом приводит… Мне кажется, здесь каждый должен начинать с себя — меньше концентрировать свое внимание на ужасах мира, не покупать игрушечные пистолеты своим детям, и, быть может, тогда наш мир станет немного добрей, — уверена Ольга Татаринцева.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

"19 сентября ушел из жизни Владимир Чуприков, служивший в РАМТе с 1988 по 2000 год", - говорится в сообщении.Чуприков родился в Москве и успело поработать лесорубом на Севере, фермером в Калужской
подробнее...

Он умер от коронавируса. Практически за один день. В середине сентября Михаил Борисович поехал в Казань на фестиваль, куда был приглашен работать в жюри. Казалось, ничего не предвещало беды, но,
подробнее...

Как только опустили занавес, после паузы от пережитого публика начинает аплодировать, ждет выхода артистов на поклоны. Но вместо этого открывается совершенно неожиданная картина — на сцене появляется
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

По сценарию, главные герои сериала время от времени отправляются в разные командировки, в том числе и заграничные. Но чаще всего заграничные виды находят на родных просторах. У «Морских дьяволов» есть
подробнее...

Еще до премьеры «Большой тройки (Ялта-45)» постановка обратила на себя внимание зрителей и прессы. Во-первых, тема. Одного названия достаточно, чтобы представить примерную сценическую картину: финал
подробнее...

26 сентября Всероссийский юношеский симфонический оркестр дал первый концерт в рамках тура по России. Оркестр участвовал в праздновании 500-летия города Тулы, однако без Юрия Башмета, который должен
подробнее...

– Мкртич Окроевич, музею Ар Деко вот уже более пяти лет. Как бы вы определили его главные достижения за эти годы?– Думаю, главное наше достижение состоит в том, что посетители, глядя на экспонаты
подробнее...

В тактике полного абстрагирования от ожиданий есть немало плюсов. Собираешься на спектакль не известного тебе театра, где нет громких фамилий артистов, и не надеешься на гарантированно отличный исход.
подробнее...

Победителей определяли по двум номинациям: приз зрительских симпатий и Гран-при. Тут мнение взыскательного жюри и пришедших на церемонию поклонников поэзии разошлись. Зрительское голосование отдало
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

По ее словам, как-то Миронов обследовался у известного нейрохирурга Александра Коновалова - один из лучших в мире специалистов в данной области на тот момент. Коновалов обнаружил у актера аневризму -
подробнее...

Вообще премьера должна была состояться еще в апреле, в день рождения Нины, но COVID-19 поменял все планы: спектакль перенесли на сентябрь, уменьшив количество зрителей ровно наполовину.— Я, как и
подробнее...

Пышные церемонии, где звезды сверкают нарядами и улыбками в окружении фотографов а потом произносят помпезные речи в знак благодарности за престижные трофеи, иногда справедливо кажутся ужасно нудными
подробнее...

Во время виртуальной пресс-конференции между Россией и Китаем организаторы признались, что из-за пандемии они столкнулись с беспрецедентными трудностями, которые не позволили провести форум, как
подробнее...

К 100-летию мастера киноканал «Мосфильм.Золотая коллекция» показывает его дебютный фильм «Судьба человека», снятый в 1959 году о  русском солдате, прошедшем немецкий плен, но  и не утратившем
подробнее...