Срочные новости раздела
Поэты обсудили, почему не пишутся стихи

Поэты обсудили, почему не пишутся стихи

Это русское снежное тождество, Умный лёд и умное деланье, С блудом труда не в родстве, Рождество, то есть. Где «До» равно «да».

Это строчки из стихотворения Алеши Прокопьева. Его читает сам автор — поэт и переводчик с английского, немецкого, шведского и датского. Чосер, Уайлд, Гёльдерлин, Рильке, Тракль, Целан, Транстрёмер — вот только некоторые выдающиеся авторы, которых он переводит. Прокопьев — лауреат специальной Премии Андрея Белого (2010) за литературный перевод и премии «Поэзия» (2020) за поэтический перевод. Интересно, что писать стихи, по его словам, он начал уже по окончании университета, в конце 1980-х.

— Это не я создаю стихотворения, а они сами начинают писать себя и меня — признаётся Прокопьев. — Я в какой-то момент сообразил, хотя это и не такая потаённая истина, что стихи обладают своей собственной креатурой, они тебя создают и пишут. Мне долгое время казалось, что так, как я пишу, уже нельзя писать. Тем более я столько перевёл с немецкого, а также с некоторых скандинавских языков, и это не могло на меня не повлиять, потому что я видел, какие интересные стихи пишутся большими поэтами.

Прокопьев читает и недавние свои стихи, в которых смело экспериментирует с формой и словом.

теперь он пуст и стран среди ноч встать среди но не на а на не на не на не а нин всё ещё на площ щё мозелейно пустын но цо к ает по ноч пуст но и пусть пустеет пустее чем хуже тем луже тем глу же там лужи во че во лове во веки вот ще вот щё в моём че в моих чё в мо их в их в них во вс ех мо их че

— Конечно, это не импровизация, а давно уже осознанная история, — объясняет Прокопьев свое отношение со звуками. — Небрежное произношение для меня такой же маркер, как и небрежный синтаксис. Я мыслю звуками на уровне физиологии. Синестезия тоже есть, но она не всегда чётко распознаётся. Это иногда связано с музыкой, иногда со зрительными образами, а иногда всё вместе. Я испытываю физические страдания, когда люди говорят неправильно. Не когда это приём, а когда это неряшливость и невоспитанность. Я вижу в том глубокую вину среды, в частности, семьи, которая не занимается ребёнком. Как же весело воспитывать картину мира с помощью звуков и зрительных образов! Не делать этого преступно.

Стихи другой участницы «Рождественских чтений» — поэта Елены Жамбуловой — это своеобразные зарисовки, в которых чувствуется невероятная сильная эмоция и порыв.

***Гни шпангоуты, заводчанин, Молотком отстучи смену. Нам ли впадать в отчаяние Лбом в гипсокартонную стену? Я умею пельмени и борщ, И троих детей. Третий тощ. (Но рисует лучше старших Космические удивительные пейзажи).

Иногда ты зубами скрипишь во сне, Как будто валенки утопают в снег, Я тогда глажу тебя по спине, Тише, тише. А самой страшно. Но потом, на аэродроме заводском нашем, В день открытых дверей, тёплою осенью, Над нами летит серебряный Ми-8, И мы всей семьёй ему машем. Машем, машем.

Елена Жамбалова — лауреат премии «Лицей» (2018) в номинации «Поэзия», победитель конкурса «Стихи.Проза» в номинации «Поэзия» Литературного института им. Горького (Москва, 2015), победитель конкурса в рамках Всероссийского фестиваля поэзии имени Алексея Бельмасова (Ленинск-Кузнецкий, 2017), полуфиналист Филатов-Феста (2016). Она живёт в республике Бурятия, откуда и выходит на связь с «Рождественскими чтениями». Елена сетует, что в последнее время не пишет стихи, которые бы её радовали. Обращается к коллегам-поэтам: может быть, проблема в отсутствии внутреннего адресата?

— У меня два адресата. Первый — я сама себя утешаю, сама с собой разговариваю, веду беседу. Сейчас у меня нет такой потребности беседы с собой, — рассказывает модератор встречи, поэт Елизавета Трофимова, которая столкнулась с похожей проблемой. — Второй адресат, как у уважающей себя барышни, очередная несчастная, трагическая любовь, которая крутит мне сердце, и я страдаю. Но и сейчас у меня всё хорошо, поэтому нет необходимости ни себя жалеть, ни другому что-то от себя сообщать. Вот сижу, молчу и думаю. А что теперь то?

— Я представляю себе конкретного человека, который, быть может, даже не читает стихов. Но у меня возникает образный ряд, связанный с этим человеком, — рассуждает в свою очередь поэт, лауреат премии «Лицей» Антон Азаренков. — Я просто представляю, что посвящаю этот текст ему. Необходима коммуникативная направленность. На «Рождественских чтениях» Азаренков читает свои стихи, в которых немалую роль играют евангельские мотивы. Поэт говорит о мотиве сна, который связан с Рождеством: «Иосиф узнаёт о своем предназначении во сне, и волхвы получают указание во сне». Возникает волшебный образ, напоминающий Пастернака и Бродского.

Неслышно ковыляет человек. Вокруг, колыша ветхий борщевик, клубится снег. Ложатся покрова на кровли, трубы, бани и хлева (дрова, сараи, тряпки, конуры и прочее скупое иудейство). В прихожей собирается семейство. Шипят говоруны. — Любое страдание — деструктивно, — отвечает Азаренков на вопрос читателей, насколько внутренняя боль плодотворнее для творчества, чем радость. — Страдание как бы хочет выговориться, но потом вы прочтёте эти стихи и поймёте, что даже исповедальными их назвать нельзя. То, что вам казалось горячим, незажившим клубком, на самом деле такое нытье. Другое дело, что эта боль алхимически может превращаться в иное. Когда вы пишите стихотворение, занимаетесь литературой, творчеством, вы испытываете радость от создания формы и то, что эта форма хорошая. В эту форму может быть влита ваша боль, но она будет не больше, чем темой. «Рождественские чтения» показывают, что для поэзии нет преград: стихи способны тронуть и в онлайн-формате. Однако слушателя не покидает надежда, что скоро поэты соберутся в живом пространстве, чтобы поговорить стихами и о стихах.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Стас Костюшкин вернется в образе Мороженого, Лариса Долина предстанет в образе Оленя, Алексей Глызин облачится в костюм Слона, Лена Катина вновь выйдет на сцену в роли Паука, Антон Лирник станет
подробнее...

Как ранее сообщал «МК», первое неприятное открытие было сделано после того как на сайте американского аукциона «всплыло» некое письмо Петра Великого от 1721 года. Поскольку доселе считалось, что этот
подробнее...

Кажется, только вчера кино-театральный мир оплакивал чудовищно огромный список ушедших актеров, режиссеров, музыкантов, художников, писателей. Надеялись, что с перевернутой последней страницей
подробнее...

Летом этого года Андрей Малахов заявил, что собирается основать в Апатитах Центр современного искусства «Сияние». Предполагается, что для арт-пространства будет возведено отдельное здание. А пока
подробнее...

И, хотя любимая всеми актриса пока ещё остаётся в реанимации, но положительная динамика, наметившаяся у неё буквально в первые дни нового года, внушает медикам оптимизм. Во всяком случае Алиса
подробнее...

Джефф Кунс: «Кролик» – 91 миллион долларовДжефф Кунс как никто другой проникся идеями короля поп-арта Энди Уорхола, который говорил: «хороший бизнес — лучшее искусство». Энди создал «Фабрику»,
подробнее...

— Эдмунд, люди моего поколения слушали вашу музыку еще когда были школьниками, слушают и сейчас, когда им уже за сорок. Как вы считаете, в чем причина того, что к вашему творчеству люди "прикипают"
подробнее...

Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России. Письменные эти благодарности
подробнее...

«Очень тяжело сейчас говорить. Это огромное горе для всех нас, для театра. Владимир Борисович был настоящим великим артистом и огромным человеком. Чувство, которое у нас сейчас в театре — это чувство
подробнее...

19 сентября 2020 года во дворце Шайо в Париже состоялся показ документального фильма «Дом Кардена». Его сняли режиссеры П.Дэвид Эберсоул и Тодд Хьюз. На показе присутствовал сам Пьер Карден. Как
подробнее...

Когда группа Nirvana в свое время сделала свою версию композиции «The Man Who Sold The World» Дэвида Боуи, сам «звездный мальчик» признал, что она получилась лучше оригинала, да и вообще – теперь есть
подробнее...

Начать хотя бы с того, что первым большим заказом Врубель стала реставрация Кирилловской церкви в Киеве, на территории которой располагается (тогда и по сей день) психиатрическая клиника. Спустя 21
подробнее...

Свой выбор Клим объясняет так: «Фигура Есенина привлекала меня всегда, еще в студенческие годы я думал о том, какой бы фильм я хотел снять о нем. Мне очень близка его поэзия, таинственная смерть,
подробнее...

«Если бы я делал фильм о себе, там появился бы один русский фильм, который очень нравился маленькому Квентину. Это «Человек-амфибия»! Его в Америке не показывали в кино — дублировали на английский и
подробнее...

И главное из них – пересмотр отношения к наивному искусству. В 1990-м году на базе Центра современного искусства на Якиманке возникла галерея наивного искусства «Дар», которую возглавил Сергей
подробнее...

«В этом году у Smash!! юбилей, - говорят артисты, - надо что-нибудь придумать. Точно - мы запишем для вас песню!» Точно неизвестно, сдержат ли они обещание, но в комментариях уже самопроизвольно
подробнее...

Виртуальный музей расположен на интерактивных экранах в нижнем и верхнем фойе. Зрители смогут познакомиться с ним до спектакля и после его окончания, но этого, конечно, мало.Поскольку в театр
подробнее...

Дорогая Галина Борисовна, ГБ...Хотела было поставить в конце восклик, но подумала, что этим восторженным знаком только придам  ложность своему посланию. А ложь - это то, что вы больше всего
подробнее...