Срочные новости раздела
Режиссер Сторожева снимает Москву 41-го: как Сталин посетил Матрону

Режиссер Сторожева снимает Москву 41-го: как Сталин посетил Матрону

Хохловский переулок перекрыт. Окна старых домов заклеены бумажными крестами как в годы войны. К Церкви Троицы Живоначальной в Хохлах можно пройти сквозь укрепления. По словам продюсера Натальи Ивановой, завезли 1300 мешков с песком и  35 противотанковых ежей. На деревянной телефонной будке – слова: «Зажигательную бомбу опускай в бочку с водой». На стене дома – плакат «Отстоим Москву!», призыв изучать азбуку Морзе. С наступлением сумерек становится жутковато. Полное ощущение, что ты в военной Москве. Из дымки появляется вереница автомобилей с горящими фарами. Один из них останавливается у подъезда  старого дома, из него выходит Сталин и быстро заходит в подъезд. Он приехал к  Матроне Московской. 

До того, как эта сцена будет снята, захожу в теплый вагончик согреться. На диване расположился товарищ Сталин - актер Электротеатра Станиславский Валерий Горин. Гример по просьбе режиссера пытается его чуть состарить. Больше всего приходится заниматься усами, сравнивая с теми, что на портрете вождя. Сталин на наших глазах набирает возраст, становится угрюм. И хотя он появится вдали, так что деталей зритель не увидит, важно достигнуть достоверности.     

Существуют свидетельства, в частности «Сказание о житии блаженной старицы Матроны» Зинаиды Ждановой, где описан приезд Сталина  к Матроне Московской за советом  в момент нависшей над городом угрозы. Якобы  Матрона предсказала Иосифу Виссарионовичу,  что русский народ победит, а он сам - единственный из руководства страны -  не покинет Москву.  Книгу Ждановой раскритиковали высокопоставленные священники, из продажи ее  изъяли.  Зато в сети гуляет изображение Сталина и Матроны, именуемое иконой.

Во время обеденного перерыва мы поговорили с Верой Сторожевой.

- Я искала хороший сценарий и позвонила Елене Райской, хотя мы не были лично  знакомы, - вспоминает Вера Михайловна. - Она предложила «Икону», которая уже известна среди продюсеров. Кто-то за нее даже брался. Существует легенда, что Сталин побывал у Матроны в октябре 1941 года, когда к Москве приближались немцы. Она ему сказала, что надо с  иконой облететь вокруг города, чтобы  спасти его от врага. У нас был консультант-богослов, который утверждал, что именно так все и было. Наша героиня работает в НКВД, и ей дают задание привезти в Москву икону. Дело тут не  в том, было ли все это на самом деле, хотя у нас присутствуют исторические личности. Все внимание сосредоточено на главной героине – младшем  лейтенанте  НКВД в исполнении Марии Луговой, отце Владимире, которого сыграет Артур Смольянинов, и сержанте  Ильи Малакова. Мы настаиваем, что это художественное произведение, а не документальное кино, и не утверждаем, что все эти события  происходили в реальной жизни.  Есть слегка подзабытая дата - 16 октября 1941-го. Этот день назвали днем паники. Люди покидали Москву с узлами. Скот гнали из Подмосковья  на микояновский завод, чтобы ничего не досталось врагу. Сохранились кадры хроники, где стадо коров идет мимо Большого театра. Историки подтверждают, что был  момент, когда город был открыт, но немцы почему-то в него не вошли. Мы покажем добровольцев и ополченцев, то, как Москва готовилась к боям в самом центре. По городу летали обрывки документов, пепел, сжигались книги в красных переплетах. Мы хотим поймать состояние, когда город был не то, что охвачен паникой, но переживал момент сильного сосредоточения.  

- Вашу героиню отправляют за иконой, потому что ее отец был священником?

- В том числе. От отца-священника она отреклась. Его расстреляли в 1937 году. Наша героиня отправляется в город, который хорошо знает, где родилась, с группой прикрытия. Священник, который служит в храме, где хранится икона, идет за ними, следуя за святыней. По сути это  роуд-муви, а значит, не только путешествие в пространстве, но и движение внутрь человека. 

- Удивительно, что на роль священника вы пригласили Артура Смольянинова. 

- Не секрет, что некоторые священники были с погонами. Герой Артура – сотрудник того же ведомства, что и Мария. Его  отправили служить на место расстрелянного предшественника. Потом он свои убеждения поменяет. Артур играл у меня ангела. Почему бы теперь ему не сыграть священника?  Мне нравится, когда  в кастинге есть  некий парадокс. 

- Где продолжите снимать?

- На три дня в центре для нас перекрыли несколько улиц. Это небывалый случай. Затем будет еще четыре насыщенных съемочных дня в Москве. Мы снимем  бункер Сталина в Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ им. Фрунзе. Запланирована сцена в общежитии НКВД, где Мария сталкивается с мародерами, которых в те дни хватало. Понятно, что люди, покидая Москву, все бросали. По-моему, Косыгин  вспоминал, как остался в министерстве один. Все разбежались. Для того, чтобы создать видимость, что все работают, он бегал из кабинета в кабинет, отвечая на телефонные звонки.  

- Потом поедете в Ростовский кремль?

- Мария приезжает в родной Торхов, находящийся на оккупированной территории. Мы придумали этот город и снимем его в Ростове Великом, где  только монастырь и отреставрирован. Мы будем снимать в церкви Блаженного Исидора, построенной по указу Ивана Грозного. У нас будет Тихвинская икона Божией Матери, поскольку по одной из легенд, именно с ней был совершен облет Москвы. Облета как такового показывать не будем, но покажем весь путь нашей героини с иконой, который ее изменит.

- Валерий Горин сыграет Сталина, но будет и Берия?  

- Берию сыграет Вадим Медведев. В сценарии было больше сцен с их участием, но я не хотела фокусироваться на Сталине. Это всегда очень зыбкая почва, рождающая сравнения: похож – не похож. Я отношусь к Сталину как к тирану, считаю, что цель не оправдывает средства. Мою  бабушку и прабабушку выслали в Казахстан. По дороге туда прабабушку вместе с малолетними детьми убили. Но у Сталина же  кровь с клыков не капала. У него были и какие-то человеческие проявления.. У нас он посетит Матрону и не покинет Москву  в последний момент по непонятной причине, когда все эвакуировались.  У него же была аэрофобия. Самолет для него был готов. 

- Ваша история про чудо?

- Москву отстояли благодаря мужеству людей. А было ли чудо - это тайна, как и все чудесное. За икону полегло шесть парней, которые не понимали, чего от них хотят, что это за икона, и что за странное задание они получили?  В житии Святой Матроны вымарали то, что Сталин к ней приходил. У каждого своя политика. У церкви - одна, у историков - другая, а в Храме Вооруженных Сил в Кубинке есть мозаика с изображением самолета, священника с иконой и военных.  

- Сложно снимать зимой?

- Мы должны были снимать в октябре, но из-за пандемии пришлось съемки отложить. Но октябрь-ноябрь всегда были очень холодными в Москве. В 1941-ом стояли морозы, выпал снег. Немцы на это не рассчитывали, у них вообще не было теплой одежды. Мне кажется, что октябрь 41-го – самый трагический момент войны.  Я была красным следопытом. У нас в Ставрополе в школе был прекрасный музей, и мы ездили к ветеранам в Москву и Ленинград, к Маресьеву, Долорес Ибаррури. А директором  школы был участник войны  без руки, чем-то похожий на Олега Ефремова. Эти люди были рядом и моложе, чем мы сейчас. Так что очень  сложная задача – снять этот фильм. У меня были картины «Небо. Самолет. Девушка» и «Путешествие с домашними животными», про которые я думала:  вот бы утром встать, и ничего этого нет.  Сегодня полночи думала про первый кадр, хотя вроде бы дело было решенное, утром с оператором и художником обговаривали детали и сняли совсем по-другому. 

А с актрисой Марией Луговой (сериалы «Перевал Дятлова», «Бесы», «Василиса») мы поговорили после того, как был закончен второй съемочный день.    

- Моя героиня - дочь священника и простой прихожанки, - рассказывает Мария. – Ее отца расстреляли. Ее мать от него не отреклась, а она отрекается. Когда ее спрашивают: «Кто твой отец?», отвечает: «У меня нет отца». В начале фильма она - атеистка,  абсолютно советский человек,  считает, что отца заслуженно расстреляли. Она -  женщина с  оружием, как на плакатах,  отрицает свою женскую суть, семью, веру. Но  путешествие в родной город, встреча со священником – это ее путь к себе. В этом я вижу возвращение к корням, становление Марии как женщины. Она для меня - отчасти Жанна д`Арк. Я ждала такого материала лет десять. На встрече с режиссером  сказала: «Это моя роль». Никогда такого никому не говорила.  Удивительно, но фильм снимается  в хронологическом порядке. Это в моей карьере впервые. Были страхи, когда бралась за эту роль. В какой-то момент я чуть не дала задний ход. Этот фильм для меня очень важен, хочется  максимально на нем выложиться. Во время первой репетиции я призналась Вере Сторожевой, что очень волнуюсь.  Она мне ответила: «Не переживай. Я тоже волнуюсь». Важно не потерять то, отчего у меня горели руки, когда я читала сценарий. Как говорил мой мастер Семен Спивак, у которого я училась в Петербурге, чуть-чуть - и территория искусства. Вот это «чуть-чуть» нам и предстоит достичь.    

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Стас Костюшкин вернется в образе Мороженого, Лариса Долина предстанет в образе Оленя, Алексей Глызин облачится в костюм Слона, Лена Катина вновь выйдет на сцену в роли Паука, Антон Лирник станет
подробнее...

Как ранее сообщал «МК», первое неприятное открытие было сделано после того как на сайте американского аукциона «всплыло» некое письмо Петра Великого от 1721 года. Поскольку доселе считалось, что этот
подробнее...

Кажется, только вчера кино-театральный мир оплакивал чудовищно огромный список ушедших актеров, режиссеров, музыкантов, художников, писателей. Надеялись, что с перевернутой последней страницей
подробнее...

Летом этого года Андрей Малахов заявил, что собирается основать в Апатитах Центр современного искусства «Сияние». Предполагается, что для арт-пространства будет возведено отдельное здание. А пока
подробнее...

И, хотя любимая всеми актриса пока ещё остаётся в реанимации, но положительная динамика, наметившаяся у неё буквально в первые дни нового года, внушает медикам оптимизм. Во всяком случае Алиса
подробнее...

Когда группа Nirvana в свое время сделала свою версию композиции «The Man Who Sold The World» Дэвида Боуи, сам «звездный мальчик» признал, что она получилась лучше оригинала, да и вообще – теперь есть
подробнее...

Свой выбор Клим объясняет так: «Фигура Есенина привлекала меня всегда, еще в студенческие годы я думал о том, какой бы фильм я хотел снять о нем. Мне очень близка его поэзия, таинственная смерть,
подробнее...

— Эдмунд, люди моего поколения слушали вашу музыку еще когда были школьниками, слушают и сейчас, когда им уже за сорок. Как вы считаете, в чем причина того, что к вашему творчеству люди "прикипают"
подробнее...

«Очень тяжело сейчас говорить. Это огромное горе для всех нас, для театра. Владимир Борисович был настоящим великим артистом и огромным человеком. Чувство, которое у нас сейчас в театре — это чувство
подробнее...

Начать хотя бы с того, что первым большим заказом Врубель стала реставрация Кирилловской церкви в Киеве, на территории которой располагается (тогда и по сей день) психиатрическая клиника. Спустя 21
подробнее...

19 сентября 2020 года во дворце Шайо в Париже состоялся показ документального фильма «Дом Кардена». Его сняли режиссеры П.Дэвид Эберсоул и Тодд Хьюз. На показе присутствовал сам Пьер Карден. Как
подробнее...

«Если бы я делал фильм о себе, там появился бы один русский фильм, который очень нравился маленькому Квентину. Это «Человек-амфибия»! Его в Америке не показывали в кино — дублировали на английский и
подробнее...

Джефф Кунс: «Кролик» – 91 миллион долларовДжефф Кунс как никто другой проникся идеями короля поп-арта Энди Уорхола, который говорил: «хороший бизнес — лучшее искусство». Энди создал «Фабрику»,
подробнее...

Виртуальный музей расположен на интерактивных экранах в нижнем и верхнем фойе. Зрители смогут познакомиться с ним до спектакля и после его окончания, но этого, конечно, мало.Поскольку в театр
подробнее...

Ноябрь и декабрь — традиционное время раскрутки новых хитов, но сейчас последний месяц года выглядит в этом отношении немного бледновато. Видимо, фактический запрет на концерты (разрешенные четверть
подробнее...

«Твои песни давно стали народными и навсегда вошли в «золотой фонд» российской культуры! Вечная память тебе!» - написали его коллеги. Коллектив скорбит из-за смерти Ефименко. Его уход из жизни назван
подробнее...

Публичное исполнение этого хита из кинофильма «Карнавальная ночь» стоит в 1,5 раза дороже, чем сборы от песни британского дуэта Wham! Last Christmas и композиции шведской группы ABBA Happy New Year.
подробнее...

«В этом году у Smash!! юбилей, - говорят артисты, - надо что-нибудь придумать. Точно - мы запишем для вас песню!» Точно неизвестно, сдержат ли они обещание, но в комментариях уже самопроизвольно
подробнее...