Срочные новости раздела
Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре

Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре

На презентацию слетелся настоящий десант, которому не помешали ни границы, ни пандемические ограничения: режиссер Михаил Панджавидзе прилетел из Минска, художник Гарри Гуммель из Берлина, технический директор Александр Чобану из Москвы. Команду принимал и возглавлял худрук Самарского оперного — дирижер, музыкальный руководитель постановки Евгений Хохлов. Сам композитор не приехал: плотно работает над партитурой, его торопят — оркестранты уже ждут свои партии.

Самарскому оперному театру в этом году 90 лет. У театра славная история: в годы войны Куйбышевский оперный стал базой для Большого театра, эвакуированного в «запасную столицу» (так именовали Куйбышев). Важнейшим событием стало исполнение здесь в 1942 году Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которую он дописал, находясь в эвакуации в этом городе. Многие отечественные композиторы отдавали в Самарский театр свои партитуры: Тихон Хренников, Андрей Петров, Андрей Эшпай. И именно здесь в 1999 году состоялась мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в постановке Мстислава Ростроповича и Роберта Стуруа, на которую съехалась вся музыкальная общественность из обеих столиц. Так что не случайно Владимир Дашкевич доверил свою оперу «Двенадцать» театру, в котором нет ничего провинциального.

Презентацию организовали в колонном зале — роскошном фойе с огромными хрустальными люстрами и окнами в пол. Художественный совет театра во главе с худруком Евгением Хохловым и гендиректором Сергеем Филипповым внимательно слушали режиссера Панджавидзе, излагавшего свое видение сложного материала. На экране сменялись картинки — художник Гарри Гуммель вместе с режиссером проработал будущий спектакль буквально покадрово.

Михаил Панджавидзе: «Двенадцать» — опера-мистерия. Так обозначил автор. Исходя из этого жанрового определения мы предполагаем поставить спектакль, который я называю для себя «красная месса». История революционных событий, где основным образом является разрушенный храм. Его населяют так называемые «бывшие» — люди, которые не вписались в новый формат революционного безумия… Давайте послушаем сейчас фрагмент увертюры — в ней, как положено, звучат основные лейттемы оперы, будет понятен стиль музыкального материала…»

Члены худсовета слушают запись — авторское исполнение Дашкевича на рояле. В зале профессионалы, которым приходится дофантазировать, как это будет звучать в исполнении симфонического оркестра. На экране продолжают сменяться картинки, на которых ярко-желтый трамвай, бричка, а потом ярко-красный броневик. Появляются плакаты: «Вся власть Учредительному собранию!», «Вся власть Советам!», «За царя и отечество!»… Цвета — белый, синий, красный — вдруг очевидно складываются в триколор…

Михаил Панджавидзе: «У нас три основных цвета: белый, красный и синий. В этой же гамме решены и костюмы. Желтый трамвай — символ проституток, которым вместо паспортов выдавали «желтые билеты». Ватага, то есть бандиты, — в черном, но потом они становятся революционным патрулем и переодеваются в красный цвет. Каждый персонаж, в том числе и участники массовой сцены, персонифицирован».

Первая постановка оперы — всегда огромная ответственность. Особенно сейчас, в эпоху режиссерского театра. Михаил Панджавидзе, известнейший режиссер, скрипач по своей первой специальности, эту ответственность очень хорошо понимает. Его уважение к авторскому тексту Владимира Дашкевича несомненно, однако он не может оставаться простым интерпретатором, задача которого лишь развести мизансцены по авторским ремаркам. Впрочем, Дашкевич относится к этому с пониманием: он отдает себе отчет, что с момента попадания партитуры в руки режиссера совершается отчуждение текста от автора и текст начинает существовать по законам театра. Режиссер и композитор находятся в диалоге, и многие возникающие на стадии «застольного периода» вопросы решают полюбовно.

— Дашкевич вывел в своем сочинении Христа как персонажа, воспроизведя в либретто эпизод из поэмы Блока: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос», — говорит Панджавидзе. — Но у нас по этому поводу возникли сомнения: мы хотим избежать на сцене «явления Христа народу». Такие буквальные вещи пугают даже не столько кощунством, сколько возможной пошлостью. Мы придумали, что образ Поэта, который придуман Дашкевичем, мы объединим с образом пророка. И композитор с этим согласился. Именно Поэт в нашей трактовке идентифицируется с Мессией, который явился в мир в период адского революционного террора, которого люди не узнали и убили.

Художественный руководитель театра, дирижер Евгений Хохлов признался, что был потрясен, узнав, что действие спектакля будет сосредоточено внутри разрушенного храма. «Ведь наш театр построен на месте снесенного большевиками собора… В его подвальных помещениях можно увидеть остатки оснований сводов, фрагменты церковного фундамента. И в этом есть какая-то мистическая символическая рифма».

Мировая премьера оперы Дашкевича «Двенадцать» запланирована на начало сезона 2021–2022 гг. И можно быть уверенным, что она станет одним из самых заметных событий будущего музыкально-театрального сезона страны.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Канадский актер Кристофер Пламмер умер в возрасте 91 года. Об этом сообщает издание Deadline со ссылкой на супругу актера Элайн Тейлор.Артист скончался утром 5 февраля в своем доме в Коннектикуте
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с
подробнее...