Срочные новости раздела
Художник вышил летающий дом и другие памятники авангарда

Художник вышил летающий дом и другие памятники авангарда

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши Браулов очень к месту. Задумка художника очень тонко и изящно поднимает волнующий культурную общественность вопрос – сотни памятников авангарда сегодня находятся в руинированном состоянии, и, возможно, завтра мы можем потерять эти памятники навсегда. Многие уже стерты с лица земли. Хрупкость монументальной формы автор выставки подчеркивает с помощью тонкой вышивки. 

На одной из стен выставки мы находим нарисованную черным по белому карту Москвы, на которой закреплены вышитые изображения памятников. Некоторые из них хорошо знакомы каждому – это Шуховская башня, Дом Мельникова или Хлебзавод №9. Другие объекты теперь существуют только в памяти и на архивных фото, ну и на этих вышивках. Среди них, например, АТС Таганского района, созданная по проекту Мартыновича в 1929-1930 годах, здание в стиле конструктивизма. Его несимметричный фасад отражал внутренний план строения – вход в левой части, подчеркнутый объемным козырьком, лестничный блок с широким ленточным остеклением и правая часть с узкими окнами. Объект снесен в 2016 году. Или клуб Дорхимзавода им. Фрунзе, построенный по проекту Константина Мельникова. С 1990-х здание, относящееся к 1927-1929 годам, находилось в аварийном состоянии. В 1999-м получило статус памятника архитектуры, однако реставрация началась только в 2004 году – после пожара. Сейчас там находятся магазины и ателье. 

На противоположной стене – карта Петербурга, где ветшающих, утраченных и неосущественных проектов еще больше, чем в Москве. Одна из знаковых точек находится на изгибе проспекта Стачек. Здесь располагается масштабное здание Кировского райсовета, построенного по проекту архитектора Ноя Троцкого в 1930-1935 гг.: ассиметричное здание из нескольких корпусов, связанных галереями, венчает 17-этажная башня с ритмичными угловатыми балконами. Фасад оформлен непрерывным ленточным остеклением. Некоторые из корпусов сохранили свой функционал по сей день. Рядом с этим объектом намеревались создать настоящий летающий город по проекту Георгия Крутикова. Он должен был состоять из двух частей: вертикальной жилой зоны и горизонтальной производственной. Причем, вертикальная должна была свободно подвешена над промышленной. Город задумывался как своего рода дирижабль, который должен был парить и таким образом освободить землю от застройки. Жители летающего комплекса должны были перемещаться по нему с помощью воздушных потоков. Подобные проекты-мечты были популярны в эпоху зарождающего космизма, когда идеи Циолковского, казалось, можно будет воплотить вот-вот в жизнь. Однако они остались на бумаге, но кто знает, может быть, когда-нибудь человечество научится строить летающие города. Такие мечты есть и сегодня.

Но уже сто лет назад существовало немало амбициозных проектов, многие из которых были воплощены, а сегодня они не заслужено забыты. Выставка Саши Браулов позволяет всмотреться в такие идеи детально, и очень живо ощутить их хрупкость. Сами вышивки выполнены на черной ткани, что напоминает нам о главной «иконе» эпохи авангарда – «Черном квадрате». Каждая работа создана так тщательно и изящно, что позволяет ощутить масштаб замыслов мечтателей начала ХХ века. А обширная география дает понять, насколько глубоко успели распространиться идеи творцов авангарда. Оттого еще больше становится жаль, что это великолепное наследие сегодня не ценят должным образом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...