Срочные новости раздела
Балетом «Жизель» на исторической сцене Большого театра стартовала «Золотая маска»

Балетом «Жизель» на исторической сцене Большого театра стартовала «Золотая маска»

При этом если артистов Большого, Мариинского и Самарского театров в соответствующих номинациях отметили сполна, то театр Станиславского-Немировича Данченко в мужской номинации обошли – за победу с другими исполнительницами тут будет бороться только прима балетной труппы Оксана Кардаш, поскольку ни один из премьеров «Стасика» на премию номинирован не был. Хотя новая для нашего балета техника танца, культивируемая когда-то Нуреевым в Парижской Опере, поражает воображение и сегодня. 

Партию Базиля Нуреев ставил на себя, применяя «высшую балетную математику» к своим незаурядным способностям. Суперусложненные и навороченные па, обилие самой замысловатой мелкой техники особенно ловко преодолели два блестящих премьера этой труппы Денис Дмитриев и Иван Михалёв, но отборочная комиссия экспертов «ЗМ» странным образом не заметила. Видимо потому, что среди членов уважаемой комиссии представителей этого театра не оказалось. Впрочем, такая близорукость для экспертов «Маски» редкостью не является: в прошлом году «масочная» комиссия проглядела потрясающего исполнителя балета Бежара «Парижское веселье»  Алексей Путинцев, выдвинув за главную роль в этом балете значительно уступающего ему в трактовке этого образа танцовщика, игравшего в первом составе — очевидно, этот факт и сыграл в таком несправедливом решении, основную роль.  

Но если для мирового балетного театра хореография Нуреева не смотря на свою сохраняющуюся (особенно для России) актуальность, всё же давно пройденный этап (впервые на Западе Нуреев «Дон Кихота» в 1966 году, а в репертуаре Парижской оперы он  появился 14 лет спустя), то важность номинированной от Большого театра работы Алексея Ратманского трудно переоценить. При этом только этот театр может себе позволить сделать такой роскошный, крупноформатный и затратный спектакль, с огромным количеством артистов, значительно превышающем численность в «традиционных» версиях «Жизели» (более 50-ти  в сцене праздника виноградарей).  В спектакле на сцене используют, даже  белогривых лошади, как собственно это и было в первоисточнике (в Парижской Опере их было четыре) …

Созданный в Парижской опере в 1841году хореографами Жаном Коралли и Жюлем Перро, балет «Жизель» считается самым хорошо сохранившимся из старинных балетов классического наследия, однако первоначальный его облик значительно отличался от привычного нам сегодня. Новая «Жизель» — уже 14-я (!) версия этого балета в Большом за всю его историю, и соседствовать она теперь будет с версией Юрия Григоровича, тоже сохранившейся в репертуаре. 

Ратманский сделал спектакль близким к балету Коралли и  Перро, который назывался в 1841 году - "Жизель, или вилисы". Чтобы отличать его в афише от балета в редакции Григоровича , было бы и сегодня резонно называть его так, как он назывался когда-то. Ведь по сути перед нами два совершенно разных спектакля, с разными героями, которые имеют не только совершенно другой характер, но и зовут некоторых их них в первоначальном варианте (но, к сожалению, не в спектакле Ратманского) несколько по-иному: лесничий Иларион, вместо Ганса; сам главный герой Альбрехт, а не Альберт, и он не граф, как это сейчас принято, а герцог (или даже принц) Силезии. У двух балетов имеются даже два совершенно разных финала... 

Собственно, реконструкцией сам Ратманский, как скрупулезный и добросовестный исследователь, свою редакцию не считает, хотя и использует массу любопытнейших исторических документов. Например, записи танца из гарвардского архива Николая Сергеева. В случае с «Жизелью» Ратманский привлекает в своей работе еще один уникальнейший источник — открытые в начале нового тысячелетия в Германии и опубликованные в 2008 -ом нотации балета «Жизель», записанные в 50–60-х годах XIX века французским балетмейстером Анри Жюстаманом. Учитывает постановщик в своей работе, кроме того, и множество других малоизвестных раритетов.Тем не менее он подчеркивает, что перед нами новая, хотя и основанная на документах, версия . Так он, вероятно, специально, проигнорировал некоторые детали, которые первоначально имелись в балете "Жизель, или вилисы». Так, во втором акте он опускает сцену погони вилис за крестьянами, которые лесом возвращались с праздника. На голове Жизели в этом акте не видим венка вилисы, а в первом акте он не делает акцент на попытку самоубийства шпагой ни Жизели (поскольку не поддерживает популярную ныне версию самоубийства крестьянской девушки), ни Альберта. Сейчас существуют технологии специального «состаривания» картин, для того чтобы выдать их за подлинник, и эти детали такую дополнительную "старинность" балету Ратманского несомненно бы придали. Однако Ратманский намеренно от них отказывается, зато заново сочиняет утерянную хореографию «фуги вилис»…

От первоначального спектакль Ратманского отличает и его оформление, за которое на «Маску» выдвинут сценограф и художник по костюмам Роберт Пердзиола. Всю ту красоту, которую мы видим на сцене, он воссоздал не по частично сохранившимся эскизам и картинам, запечатлевшим  шедевр эпохи романтизма, а по эскизам Александра Бенуа, оформлявшего  спектакль как для Парижской Оперы в 1924 году, так и для  легендарного дягилевского сезона 1910 года. Тогда-то он и создал для «Бога танца» Вацлава Нижинского скандальный и неприличный по меркам того времени костюм в стиле художника раннего Возрождения Витторе Карпаччо. Именно за этот костюм на следующий  день  после показа в 1911 году танцовщик был уволен по приказу вдовствующей императрицы, которая впоследствии это отрицала. Но современный зритель ничего скандального в нём, разумеется, не обнаружит.

Чрезмерно ярких цветов костюмы по эскизам Бенуа герцога (в первоначальном варианте князя) Курляндского, а также его дочери и невесты Альберта - Батильды - тоже имеют свой смысл. Чтобы оправдать сцену, в которой крестьянская девушка пробует на ощупь ткань платья приехавшей на охоту герцогини, оно должно иметь необычный яркий бирюзовый оттенок и поражать современного зрителя, точно так, как оно поразило  Жизель…

Что касается исполнителей, то на «Золотую маску» от Большого театра выдвинуты сплошь достойные имена: в женской номинации это поэтичнейшая и истаивающая как облачко Жизель - Ольга Смирнова, а также строгая, техничная и четкая в движениях повелительница вилис Мирта – Екатерина Шипулина; а в качестве лучшего танцовщика - зависающий в полетных прыжках великолепный Артемий Беляков. Но ничуть не хуже станцевал эту партию в День всех влюбленных и на следующий день  итальянец Якопо Тисси, который был в этой роли не только завораживающе совершенен, но и наиболее красиво из всех исполнителей воспроизвел старинные мужские технические трюки.

Понять логику присуждения высшей Национальной театральной премии чрезвычайно трудно. Как всегда, здесь присутствует множество подводных и не совсем художественных по своему смыслу течений и расчетов, лоббирования определенных интересов, наконец, личных пристрастий и вкусов членов жюри… Знаю, что эта «Жизель» сильно не нравится, и даже вызывает раздражение некоторых традиционалистов (впрочем, как и нуреевский «Дон Кихот»). Но я сильно удивлюсь если этот выдающийся спектакль вообще никак не будет оценен жюри…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

О том, как произошла их первая встреча, как продолжилась работа, спустя несколько лет, нам рассказал кинорежиссер Мурад Алиев, которого Лановой называл как Станиславского – Константином Сергеевичем.
подробнее...

Артистка опубликовала снимок из самолета, причем, поклонники разглядели на руке Светланы помолвочное кольцо."Прилетела. У меня для вас есть новость. Все подробности завтра", - загадочно подписала
подробнее...

10:13 Звучит музыка из фильма "Офицеры". Легендарная песня "От героев былых времён" в исполнении Ланового. Пробирает до мурашек.10:11 Пока со сцены не звучат речи. Только голос Ланового. Стихи в его
подробнее...

Дело происходит в Готэме, где и полагается обитать Бэтмену. Но город этот не вымышленный американский, а наш  советский.  Сергей Епишев играет  «темного рыцаря застоя» Толю Дудочкина, напоминающего
подробнее...

- Василий Семёнович многие десятилетия был членом нашего учёного совета и настоящим другом музея, – говорит Евгений Богатырёв. – Традиция дружбы музея с театром им. Вахтангова существовала всегда, но
подробнее...

О смерти актера сообщил директор театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.16 января Лановому исполнилось 87 лет.Ранее сообщалось, что Василий Семенович в начале января был доставлен в больницу с
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

На показ картины на большом экране собрались в основном выпускники и студенты ГИТИСа. Павел Деревянко был приглашен в качестве гостя, представил фильм,  в котором снимался, наряду с другими
подробнее...

- В тот день даже представить было невозможно, что больше мы с ним не встретимся на сцене. «Последние Луны» уже стояли в афише на февраль, работа шла своим чередом. Хотя в тот день Василий Семенович
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Но она, сама Алла, — это часть единого целого, часть такой крепкой ее любви, советской ячейки общества со Стаханом Рахимовым. Йошпе и Рахимов — это нераздельное, это само собой разумеющееся, это инь и
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

В семилетнем возрасте родители отправили Василия Ланового вместе с сестрами к дедушке и бабушке. Там, под Одессой, он пережил страшные минуты, когда немецкий солдат полоснул огнем над его головой.
подробнее...

9.00. Старый Арбат. Театр им. Вахтангова. У главного входа собираются телевизионщики с камерами. На светящихся афишах по всему фасаду, где обычно можно видеть фото из спектаклей, — только Василий
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Таким образом, еще до того, как были проведены хоть какие-то следственные действия, музыканту фактически объявили бойкот, а его карьера вполне может оказаться в руинах. Деятельность шок-рокера всегда
подробнее...