Срочные новости раздела
Всемирно известные художники показали свой

Всемирно известные художники показали свой "Масочный режим"

Без маски мы сегодня не обходимся ни дня. Она – не только средство защиты, атрибут пандемического времени, но и модный аксессуар, возможность  самовыражения и  явление новой культуры. Кураторами спецпроекта культового еще с советских времен журнала «Декоративное искусство» стали корреспондент «МК» Мария Москвичева и наш постоянный автор  Дмитрий Гражевич. Вместе они ведут  рубрику «Искусство БЫТиЯ». Их «Масочный режим» – взгляд на маску  как культурный и социально-политический феномен.  

Слово «дизайн» впервые у нас появилось на страницах «Декоративного искусства» в 1960 году. В историческом зале выставки представили более 50  выпусков журнала разных лет, начиная с самого первого номера за 1957 год,  посвященных моде, архитектуре, актуальному искусству. В одном из них   опубликован и  «Масочный режим». 

Каждый из участников этого проекта предложил свое видение маски не просто как повязки на лице, но как атрибута новейшей культуры. В основном зале  выставлены  постеры художников и придуманные ими  маски. Самый необычный  участник – Лев Бакст, представленный  Наталией Курниковой, основавшей галерею «Наши художники»,  которая специализируется  на искусстве начала XX века. Бакст - мастер станковой живописи и театральной графики,  входивший в объединения  «Мир искусства» и «Русские сезоны».  Его эскизы орнамента на шелке в 1920-х годах исчезли и были обнаружены в США только несколько лет назад. Теперь их использовали в маске, трансформирующейся в шейный платок, а это, как известно,   - любимый аксессуар Бакста.  

Представитель московского концептуализма Юрий Альберт, живущий ныне в Кельне, обычную медицинскую маску голубого цвета прорывает гигантским красным карандашом, напоминающим нос Буратино. Эта работа отсылает к известному произведению Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина». Еще 30 лет назад самый «смешной» художник московской арт-сцены сделал серию концептуальных рисунков по мотивам книги. Они давно вошли в историю искусства.

Один из самых экстравагантных и непредсказуемых российских художников Андрей Бартенев приготовил дискомаску и целую «бартеневтеку для вирусов». Его вдохновили воспоминания о цюрихской дискотеке 1994 года, где танцпол  воспроизводил сейсмические удары. Так и вирусы «раскачиваются от напора дыхания — у них дискотека!» Работы Бартенева заняли целый зал, погружающий посетителей в полумрак. Светящаяся маска окружена кольцом  флуоресцентной живописи ученицы Бартенева - Маши Ив. Каждая картина содержит фразу, заставляющую посетителя  мыслить радостно, вопреки   хаосу жизни.  

Константин Бенькович изготовил маску в виде тяжелого собачьего намордника из арматуры. Она становится символом подавления человека, поскольку ограничивает его свободу. Живущая в Лондоне Мила Долман в комплекте с черной маской с перевернутым мухомором предложила кокошник, украшенный не только адскими грибами, но и черепами, кустами земляники и третьим глазом. Карикатурист Алексей Иорш  снабдил свой ответ пандемии карикатурой с надписью «Не соответствует действительности». 

Один из основоположников соц-арта и инициатор бульдозерной выставки Виталий Комар создал в Нью-Йорке  маску цвета пионерского галстука. На ней с пионерским задором написано «Я маске рад!» Надо принимать обстоятельства отчаянно и смело, извлекать что-то полезное из любой неприятности, которую подбрасывает жизнь. Павел Пепперштейн изобразил на черных масках демонов-охранников, призванных отпугивать духов.  Вирусы  в данном случае  и есть духи, а человек должен стать монстром, чтобы противостоять напасти, охватившей весь мир.  

Для участия в проекте пригласили не только знаменитых художников, но и начинающих авторов. География  представленных работ впечатляет. Если  Виталий Комар создавал свою работу в Нью-Йорке, а Юрий Альберт – в Кельне, то группа AES+F – в Берлине. Андрей Бартенев временно перебрался в испанский город Аликанте. Высказывания получились контрастные, что изначально и предполагалось авторами проекта. 

В одном из залов представлены три видеопроекта. Один из них  принадлежит арт-группе AES+F. Это инструкция по применению маски-невидимки. Ее  нет, но при этом она есть - воображаемая. Она диктует линию поведения. Нужно обработать руки антисептиком,  приложить маску к лицу, зафиксировать ее на переносице, посмотреть на себя в зеркало и  убедиться, что маска невидима. Видео Татьяны Шерстюк «Маска» навеяно одноименным произведением Станислава Лема. Сакральное начало связано с обнаженным лицом, которое мы уже привыкли прятать от чужих глаз. Сбросить маску иногда страшнее, чем обнажить тело.  «Аpnea» Сергея Катрана стало пророческим и воспринимается как предчувствие 2020 года. Апноэ – это приостановка дыхания во сне, способная  привести к полной или частичной утрате вентиляции лёгких. Художник искусственно вводит себя в это состояние и продолжает рисовать.   Создано это видео за два года до пандемии. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

— Лесков достаточно поздно вступил в литературу и долгое время публиковался под псевдонимами. С чем это связано?— Лесков начинал свой путь во взрослую жизнь с должности писаря, Акакия Акакиевича, да?
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

В ноябре 2020 года исполнилось двадцать лет с момента релиза сборника «Кинопробы», на котором весь наш рок-н-ролльный истеблишмент и примкнувшая к нему творческая молодежь представили свои версии
подробнее...