Срочные новости раздела
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»

В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»

Лишний раз убеждаешься в том, что «Доктор Живаго» - величайшая из когда-либо рассказанных историй. Когда-то американский режиссер Дэвид Лин, приступая к экранизации Пастернака, позднее отмеченной пятью «Оскарами», столкнулся с тем, что его сценарист Роберт Болт воспринял роман как историю мужчины, который любит одну женщину, а женится на другой, и публика при этом не должна его осуждать. Формально, так и есть, но простое становится сложным, а отдельно взятая судьба приобретает вселенский  масштаб. 

Спектакль Евгения Каменьковича эпичен и делится на главы. У каждой - свое название, которое можно прочитать на занавесе. Финальная часть «Свеча сгорела» напоминает о том, как мог бы называться  весь роман, написав который Пастернак словно  «исполнил долг, завещанный от бога, но кругом ничего не изменилось».   Времена, как известно, не выбирают, в них живут и умирают, сгорая в отпущенный срок. Человек может вмешиваться или не вмешиваться в водоворот событий, но они его поглощают, подводят к  непрогнозируемому финалу. 

С колосников спускается то ли книга, то ли тетрадь со стихами Юрия Живаго. Это то, что останется после него. Прекрасная Дама по имени Смерть, окутанная облаком капрона, уведет его вглубь сцены, туда, откуда возврата нет. Кажется, что небытие  еще так далеко, и жизнь не имеет границ. Ведь только-только закончилось детство с ранним уходом матери, жизнью в новой семье. А потом была женитьба на подружке детства, в которой и женщины Юра никогда бы не разглядел, если бы не предусмотрительная родительница, как оказалось, будущей жены. Потом рождение собственного ребенка, необъяснимая покорность судьбе, скитания по стране, на посторонний взгляд, лишенные душевных мук, наконец, настоящая любовь, и вот уже преждевременная финал, смерть от сердечного приступа. А ведь до старости еще так далеко. 

Женщину по имени Смерть в тот вечер сыграла Полина Кутепова, возможно, единственный раз. В программке она в этой роли не указана, но привнесла в нее таинственность блоковской Незнакомки. Живаго сгинет с лица земли, а поезд с его любимой Ларой умчится на Дальний Восток в полную неизвестность. Жизнь и все надежды унесет вихрь самого страшного века. 

Полина Кутепова играет еще две роли – мать Лары, Амалию Карловну Гишар, зависимую от будущего любовника дочери, и мать Тони, сердечную Анну Ивановну в инвалидной коляске, приютившую сироту Юру Живаго. Дивный голос актрисы звенит  как колокольчик, напоминая о театре, где она когда-то искусно плела кружева спектаклей своего учителя Петра Фоменко. Ассоциаций возникает множество, и это лучшее, что может быть. В «Докторе Живаго» некоторые актеры играют сразу несколько ролей, задавая  театральную условность, сплетая упругий узел неожиданных взаимосвязей.

На черные кулисы проецируются годы, название городов и улиц, где оказываются герои. Москва, Варыкино, Юрятин... Время действия с 1902-го по 1945-й год. Война, революция, еще одна война, земля дыбом… Время неумолимо, а Смерть всегда где-то рядом - раздает шинели,  провожает солдат на фронт, просто забирает с собой вне очереди. 

В черной коробке сцены минимум бытовых подробностей. Металлические конструкции трансформируются в гимназический двор, место юношеских забав, товарный вагон, уносящий семью Живаго на восток, военный госпиталь. Последним видением Живаго станет Лара, поселившаяся в его сердце после трех случайных встреч. Они как вспышки и определят судьбу. Юра увидит Лару с гимназистами, рядом с взрослым мужчиной, что не оставит сомнений в том, кем он ей приходится,  а потом в госпитале далеко  от Москвы. 

Главные роли сыграли молодые актеры, что привносит ощущение чего-то неизведанного и непредсказуемого. Нет стертых лиц. Талантливого и лишенного честолюбия Живаго, доктора и поэта, сыграл Иван Вакуленко. Есть что-то несовременное в его благородных чертах. Он интеллигентен и не борец, по сути. Екатерина Смирнова в роли его жены Тони Громеко особенно хороша в первой части. Но повзрослев и став матерью, ее героиня, пожалуй, перекрывает норму по части заведомой пошлости в духе чеховской Наташи. Прекрасна и так естественна Дарья Коныжева в роли Нади Кологривовой, подруги Лары, которая затем сыграет дочь дворника Маркела, последнюю жену Живаго, в которой будет куда меньше  девичьей привлекательности. 

На роль Лары Гишар Евгений Каменькович пригласил  22-летнюю дебютантку Ольгу Бодрову, дочь Сергея Бодрова-младшего, и, как оказалось, не ошибся. В ней есть знак беды, тревога, которую почувствовал в юной гимназистке  Пастернак, и это предчувствие опасности передается современному зрителю. Лара своим реакциями напоминает прямолинейного подростка, хотя внешне – вполне сложившаяся и миловидная барышня. Ее приберет к рукам алчный до плоти адвокат Комаровский в исполнении Карэна Бадалова, отнюдь, не роковой мужчина. Просто  подвернулся в нужный момент неопытной девушке. Порока не чувствуешь. Вообще, по части страстей и  любовного притяжения есть еще лакуны. Не хватает искры  между Юрием и Ларой, которую должен чувствовать, а не умом понимать,  сидящий в зале зритель. 

Духовным наставником молодежи призван стать дядя Юрия, человек, который априори источает заграничный лоск. В исполнении Никиты Тюнина он скорее растерянный и потертый интеллигент с вечной стопкой книг, вроде бы  сущностными разговорами, но на духовное лидерство не претендует. Пока еще в  спектакле есть нечто непроговоренное, только-только намечающееся по части чувств, брожения умов и классовой непримиримости, что непременно должно разрешиться,  иначе, зачем все было запускать. И это вопрос  времени. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...