Срочные новости раздела
Причуды «Золотой маски»: оперетту «Сильва» спели в лифте

Причуды «Золотой маски»: оперетту «Сильва» спели в лифте

Предыдущий фестиваль «Золотая маска» и церемония вручения одноименной Национальной российской театральной премии стали заложниками пандемии. Награды вручили онлайн и не так давно, в ноябре. Большую часть спектаклей в Москве показать не удалось, и теперь некоторые из них заявлены в рамках информационной программы. «Золотая маска» начала новый отсчет. В Москву приехали театры из Екатеринбурга, Архангельска, Санкт-Петербурга.

Помимо конкурсных показов существует программа «Маска плюс». Считается, что в нее попадают спектакли, которые  хотели, но не смогли включить в конкурс из-за переизбытка номинантов. Таковым оказался «Лавр», поставленный Борисом Павловичем в Театре на Литейном в Санкт-Петербурге. Это самая первая сценическая версия романа Евгения Водолазкина. Премьера состоялась  в 2019 году, но ее поглотил карантин.  

Давно уже не было в современной российской литературе такого произведения, которое вызвало бы столь мощный резонанс у читающей публики. Его герой - средневековый врач, обладающий даром исцеления. Он путешествует по земле и  пытается найти ответы на волнующие человечество  вопросы, волшебным образом спасает раненых и немощных людей, но свою возлюбленную от смерти не убережет. Через потерю обретет невероятные возможности и попытается прожить жизнь за двоих. У героя четыре имени и два прозвища, одно из них Врач. Но он больше, чем врач, поскольку выходит за пределы возможного. Раны затягиваются от его касания. Кто-то считает, что он бессмертен, если вообще человек, а не святой. 

Театром сделана не вполне привычная и не просто разбитая на диалоги инсценировка. Роли не распределены классическим образом, а перетекают одна в другую. Спектакль идет 3 часа 50 минут. По нынешним временам – слишком долго, громоздко. Но никто никуда не спешит. Для того, чтобы осмыслить «Лавр»  требуется остановка.

Борис Павлович читал с актерами роман, и вместе они выбирали то, что  им по-человечески близко. Только потом сложилась драматургическая основа, автором которой стала Элина Петрова. Теперь в присутствии зрителей актеры читают фрагменты романа, примеряя разные роли, но сохраняя при этом дистанцию «от третьего лица». Сцена наполняется потрескиванием, поскрипыванием, песнопениями.  Разноголосица  напоминает настраивающий инструменты оркестр. Актеры  пытаются рассказать о взаимоотношении человека и бога, понимая, что для этого требуется расстояние. Вот и оглядываются герои сегодняшнего дня на Средневековье, а оттуда смотрят в  наше настоящее.  

Среди вполне советских людей, одетых во что-то скучно-обыденное,  появляется флорентиец в ярком костюме, годящемся для пьесы Шекспира. Играющий его Александр Безруков, обладающий неповторимой актерской индивидуальностью,  кажется безумным видением. От него шарахаются как от чумы или инопланетянина. В финале первого действия он остается на сцене в полном одиночестве. Брожение времен происходит у бетонного советского забора. Три эпохи сошлись, а люди, не меняются. Елена Ложкина, Ася Ширшина,  Дарина Одинцова, Роман Агеев и другие актеры прекрасно чувствуют  поэтику и смысл текста, не присваивая себе героев. Разговоры про средневековый мор и исцеление мгновенно откликаются в зале. Кто бы мог такое предположить? Только стойкость и вера способны спасти.Герои Водолазкина переосмысляют жизнь через боль, задумываются о самом важном на пороге смерти. 

Еще одну необычную попытку осмыслить время предприняли в Свердловском театре музыкальной комедии. Оперетта «Сильва» Имре Кальмана представлена на «Золотой маске» в шести номинациях. Это тоже премьера 2019 года. «Красотки, красотки, красотки кабаре» - их  знают, наверное,  все. В постановке Дмитрия Белова «Сильва» прозвучит революционно. Взамен старинного либретто Алексеем Иващенко создано новое, адаптированное к новейшему времени. События происходят накануне Первой мировой войны, и жениху Сильвы грозит мобилизация. Что ждет героев в будущем, совершенно непонятно. Неизвестность придает драматизма хрестоматийной истории. Придуман и новый жанр  - трансильванское кабаре, в котором почти отсутствует то, что можно ожидать от консервативной  оперетты. Сложно делать вид, что ничего не происходит,  когда рушится  мир. 

Сильва подписывает контракт и вот-вот должна отправиться за океан, чтобы выступать на Бродвее. Ее ждет мировая карьера. А что в противовес? Призрачный брак с ненадежным человеком другого сословия? Символом быстротечного времени становится железнодорожный вокзал с большими часами, придуманный  московским сценографом  Максимом Обрезковым.  

Главные роли исполнили в основном молодые солисты с прекрасными голосами и драматическими талантами, что не так часто сочетается  в  музыкальном театре как таковом. Хотя некоторое возрастное несоответствие осталось, но главное, что не пожилые и полные  изображают молодую энергию и страсть. 

Шансонетка Сильва Вареску в исполнении Ольги Балашовой и Эдвин -  недавний выпускник Уральской консерватории Антон Сергеев - виртуозно справляются со своими партиями. Пробегающую между ними искру зритель почувствует. Штази (так зовут тут Стаси) Екатерины Мощенко поначалу кажется слишком статичной,  но очень скоро превратится в изумительную и задорную барышню, в которую сложно не влюбиться. Правда, всякий раз вздрагиваешь при упоминании имени героини: оно напоминает об одноименной службе госбезопасности  ГДР.  Партию Бони исполнил  пластичный во всех смыслах  Евгений Толстов. Его герой становится продюсером, не теряя при этом своего бестолкового обаяния. Он трогательно ухаживает в застрявшем лифте за Штази, ожидающей помолвки.  

Некоторые персонажи словно выписаны из «Горя от ума» или «Ревизора». Эклектики в «Сильве» хватает. А первые сцены с пестрым табором кафешантана не сулят ничего хорошего. По счастью, архаичное действие стремительно освободится от хлама и превратится в захватывающее и динамичное представление, которое уже ничто не будет тормозить.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...