Срочные новости раздела
От Пикассо до Церетели: истории художников и их юных муз

От Пикассо до Церетели: истории художников и их юных муз

Пабло Пикассо и Жаклин Рок: тихая гавань гения или предсмертный ад?

   У великого Пабло Пикассо было много женщин, но только две жены. Первая – русская балерина Ольга Хохлова. С ней художник фактически был вместе с 1918 года (венчание состоялось в Париже в православном соборе Александра Невского) вплоть до 1927 года.  Однако формально Хохлова оставалась его супругой до своей смерти в 1955 года. Второй женой Пикассо стала Жаклин Рок – со своей последней музой художник прожил 20 лет и умер на ее руках.

   Пабло и Жаклин познакомились в 1953 году, когда ей было 26 лет, и ему — 72 года. Когда Франсуаза Жило оставила Пикассо, забрав двоих детей, его домоправительница познакомила художника со своей племянницей – Жаклин Рок. Девушка неблагородного происхождения с египетским профилем была готова делать все для гения – она боготворила его. Впрочем, мастер, узнав, что Жаклин разведена и у нее есть дочь, не спешил приближать ее к себе. Однако преданность Рок в итоге покорила его. В 1958-м Пикассо вместе с Жаклин переехал в собственный замок ХIV века на юге Франции, а в 1961-м официально скрепил отношения с ней. Хотя до последнего сомневался, надеясь вернуть Франсуазу…

  Тем не менее, именно Жаклин художник посвятил больше картин, чем любой другой женщине (около 400), что, впрочем, неудивительно – последние 17 лет она была его единственной моделью. Рок не допускала никого к «хозяину», как она его называла, даже его собственных детей. Пикассо говорил, что устал ее писать, однако и не писать не мог. Всего, что творилось за стенами замка, где художник провел последние годы жизни под замком, нам знать не надо. Но известен случай, когда однажды Пабло сбежал на корриду с помощью своего парикмахера…

  Великий художник не оставил завещания, и за его наследство в сумме 250 миллионов долларов спорили его бывшие возлюбленные и дети, однако основное досталось вдове. Жаклин и после смерти хозяина осталась ему верна: организовывала выставки, передавала картины в музеи и исполнила предсмертное желание мастера – отправить картину «Герника» после смерти Франко в Испанию (в 1975 году полотно наконец увидела публика). Спустя 13 лет после смерти мужа, закончив последние приготовления большой выставки в Мадриде, Жаклин Рок покончила с собой. Она пожелала быть погребенной рядом с Пикассо у стен замка Вовенарг.

   Художник, разбивший сердца стольких женщин, прожил остаток дней с юной супругой, преклонявшейся перед его гением, но был ли он счастлив в золотой клетке, где царили строгие порядки?.. 

Поль Гоген и Техура: экзотическое счастье на Таити

   После смерти Ван Гога его заклятый друг Поль Гоген решил оставить цивилизацию и слиться с дикой природой. Памятуя о Перу, где он провел детство (мать художника была перуанкой) и вдохновившись книгой Пьера Лоти о жизни на Таити, он решил отправиться в экзотические земли. В Европе Гоген оставил не только законную супругу Метте и пятерых детей, но и натурщицу Жюльетт Юэ, которая вот-вот должна была родить от него ребенка. Устроив выставку-продажу своих картин, он заработал на билет на Таити и закатил по случаю отъезда на остров Папеэте шикарный банкет. 

   Однако дикая жизнь оказалась не такой сказочной, как рисовало его воображение. Художник страдал от бедности и дипрессии, а еще покоя не давал сифилис, заработанный еще в цивильной Европе. Тем не менее, Гоген был не обделен лаской местных юных дев. И в конце концов женился на одной из них (несмотря на то, что официально не разводился с  Метте) – 13-летней девушке по имени Теха’аману. Он называл ее Техура. На тот момент Гогену было хорошо за 40. «Эта девушка – ребенок лет тринадцати (маорийские женщины созревают на пять-шесть лет раньше, чем женщины в странах с умеренным климатом) – и чаровала, и пугала меня», – записал Гоген в своем дневнике. С появлением Техуры художник по-настоящему влюбился в Океанию. Он восхищался золотистой кожей юной избранницы и пытался разгадать эту немногословную, задумчивую и насмешливую девушку. Покладистая Техура взяла на себя все заботы по дому и о больном муже, пока тот писал картины. Впрочем, долго этот союз не продлился. 

  Гоген подал ходатайство о репартации – денег на обратный билет в Европу у него не было. В итоге, заботами его друзей в Париже, Министерство внутренних дел взяло на себя хлопоты по возвращению художника, оказавшегося в «бедственном положении». В 1893-м Гоген покинул Папеэте и вместе с ним – свою Техуру. Правда, в Европе он задержался всего на два года – потом снова вернулся в дикие земли и обосновался на одном из Маркизских островов, где и окончил свои дни 54-летним (по тем временам) стариком. 

  Лучшие свои произведения – более 80 – он создал именно в экзотических местах. Его таитянки, написанные сочными красками, были по-настоящему оценены уже после смерти художника и сегодня показываются в лучших музеях мира. В 2019-м вокруг его картин, выставленных в Национальной галерее Лондона, разгорелся скандал – музейщики обвинили Гогена в педофелии, а заодно и в расизме. За то, что занимался сексом со своими моделями и называл их дикарями. Впрочем, скандал быстро сошел на нет, потому как британцы забыли сделать скидку на эпоху: ведь в  те времена были совсем другие понятие о половозрелости, тем более на Таити, где в 14 уже можно было прослыть старой девой.  

Василий Кандинский и Нина Андреевская: любовь из телефонной трубки

   Весной 1916 года Василий Кандинский ненадолго приезжает в Москву. Своей спутнице Габриэль Мюнтер, которая когда-то была его ученицей, обещает заняться бумагами для оформления брака. С супругой Анной Филипповной Чемякиной, которая была старше Кандинского на 6 лет, художник развелся еще в 1911 году – к тому моменту он уже около десяти лет тайно встречался со своей бывшей студенткой . Но к 1916 годту их отношения дали трещину. И вот, приехав в Москву, Кандинский звонит одному из своих знакомых, а трубку берет Нина Андреевская. И художник без памяти влюбляется в ее голос… В тот же день он пишет акварель «Незнакомому голосу», ныне хранящуюся в Центре Помпиду.

 На момент встречи Кандинскому было почти 50, а Нине – 17. Через год после телефонного знакомства она стала его женой. Многие считали, что девушка вышла замуж за знаменитость по расчету, однако сама она писала в дневнике, что ее покорили его «потрясающие голубые глаза». Взаимную искренность их чувств подтверждает тот факт, что супруги прожили душа в душу 28 лет. Кандинский умер на ее руках в 1944 году. После его смерти Нина взяла заботы о наследии мастера: организовывала мемориальные выставки, основала премию его имени, некоторые картины дарила разным музеям, редко продавала.

  Еще почти 30 лет после его ухода она жила в их парижском доме, а в начале 70-х годов Нина Кандинская купила шале в Швейцарии и переехала туда. 2 сентября 1980 года она была найдена мертвой в ванной – грабители удалили ее чем-то тяжелым по голове. Злоумышленники забрали драгоценности, но картины Кандинского не тронули. Преступление так и не было раскрыто. Правда, спустя три года бриллиантовое колье от Картье стоимостью 930 тысяч долларов всплыло на аукционе. Нина Кандинская похоронена в одной могиле с мужем на Новом кладбище Нейи-сюр-Сен.

Оскар Рабин и Татьяна Лысак-Полищук: пересечение разных путей

Один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» и организаторов «бульдозерной выставки», нонконформист Оскар Рабин был женат дважды. Первой женой мастера стала дочь его учителя, известного художника Евгения Кропивницкого – Валентина. Ихбрак продлился 58 лет, в нем родилось двое детей - дочь Екатерина, появившаяся на свет в 1949 году еще до заключения официального брака.  Сын Александр 1952-го года рождения стал художником, вместе с отцом участвовал в знаменитой «Бульдозерной» выставке на пустыре в Беляево. Сейчас живет в Париже. Вместе с супругой Оскар эмигрировал в Париж в 1978 году,  советская власть  лишила художника  гражданства. Валентина умерла в Париже в 2008-м в возрасте 84 лет. 

  Через девять лет после ее смерти  89-летний  Рабин женился во второй раз – и снова на художнице. На 55-летней Татьяне Лысак-Полищук. Уроженка украинского городе Ахтырка окончила петербургский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, потом аспирантуру и в 1999-м уехала на стажировку в Париж. Видимо, тогда Оскар с Татьяной и познакомились. В отличии от своего супруга Лысак-Полищук никогда не отказывалась от традиционного художественного языка и академического стиля. Ее работы близки к реализму, хотя в них чувствуется влияние постимпрессионизма и экспрессионизма. Несмотря на это, в последние годы жизни Рабина они часто демонстрировали свои работы на одних выставках. 

  Оскар Рабин скончался на 91-м году жизни во Флоренции от сердечного приступа, через год после свадьбы. До последнего дня он не прекращал работать, его не стало накануне открытия выставки в Италии «Два пути», где работы Татьяны и Оскара были представлены рядом и можно было почувствовать разницу их творчества. Кому досталось наследие признанного классика – детям или второй жене – неизвестно.

Зураб Церетели и Татьяна Кочемасова: академическая не тайна

Первой женой нынешнего главы Академии художеств России была грузинская княгиня Инесса Андроникашвили. Они познакомились в Тбилисской государственной академии художеств, когда  Зураб учился на пятом курсе, а в 1958 году поженились. Через год после свадьбы у них родилась дочь Елена (Лика). Вместе с Инессой они прожили много счастливых лет, и после смерти супруги в 1998 году Церетели продолжал любить ее вспоминать с теплотой. Ей он посвятил множество картин и выставку «Посвящается Инессе», состоявшуюся в 2018 году в его Галерее искусств.

   Тем не менее, в жизни известного художника последние годы есть другая муза – художница Татьяна Кочемасова, его правая рука в РАХ. С 2018 года Татьяна является вице-президентом Академии. Сейчас красавице Татьяне 41 год, а Зурабу Константиновичу в январе исполнилось 87. Вместе они уже 15 лет, этот союз крепкий и не для кого не является тайной. И хотя их брак официально не зарегистрирован, Мастер называет Татьяну  женой. 

Марина Абрамович и Паоло Каневари: магнитическая любовь. Впрочем, бывает и наоборот, когда женщина-художник оказывается старше своего возлюбленного. У легенды современного искусства Марины Абрамович именно такая история: ее второй муж, успешный итальянский художник Паоло Каневари младше на 16 лет. Красавица родом из Сербии, прославившаяся на весь мир своими перформансами, и в 74 даст фору любой молодке. Магнитизм художницы фантастически работает как в искусстве, так и в личной жизни.  

В первый раз Марина выскочила замуж сразу после окончания Белградской Академии художеств в 1971 году – за художника Нешу Париповича, который был старше её на 4 года. У них были свободные отношения – вместе они не жили. Через пять лет, когда Марина из беззвестной студентки превратилась в известную художницу, они развелись. Тогда же, в 1976-м, она встречает свою большую любовь – Улая. Франк Уве Лайсипен – немецкий художник в тот момент работал над развенчиванием мифа об объективности фотографии и тоже делал опасные перформансы. Как раз в декабре 1976-м он вынес картину «Бедный поэт» из художественного музея Берлина и повесил в квартире турецких гастербайтеров. Встреча с Мариной изменила его судьбу – личную и творческую.

Они родились в один день 30 ноября, с разницей в три года (Марина младше). Их роман вылился в серию скандальных и чувственных акций, главная из которых должна была состояться на Великой китайской стене. Влюбленные собирались пройти километры на встречу друг к другу (он из пустыни, она от моря), встретиться на единственном архитектурном объекте, который хорошо видно из космоса, и пожениться прямо там. Но в замыслы вмешалась бюрократия: китайские власти восемь лет не давали разрешения на акцию. В итоге Улай закрутил роман с переводчицей, та забеременела от него. Марина стала изменять в ответ. В 1988 году –  после 12-ти лет любви – они разошлись, чтобы встретиться – лицом к лицу спустя 22 года – на перформансе "В присутствии художника".

Эта историческая встреча случилась спустя год после ее развода с Паоло Каневари. Эта была ее вторая большая любовь, он моложе ее на 16 лет. С итальянским художником ее тоже связывал 12-летний роман, который в отличии от предыдущего, закончился браком. После расставания Марина и Паоло договорились встретиться через год, и тоже посмотреть друг другу в глаза…  

С тех пор прошло, 11 лет, но Марина, в свои 74, остается магнитической красавицей и привлекает взгляды мужчин. Например – американского актера и бизнесмена Тодда Эккерта, который моложе Абрамович уже на 21 год. Они познакомились на вечеринке в 2016-ом. Они официально не женаты, тем не менее их союз стал продолжительным и творческим. В 2019-м вместе с Тоддом Марина создала цифровой перформанс «Жизни», который стал первым в истории дополненной реальности. «Раньше всегда был мужчина с молодой женщиной. Но теперь я думаю, что у женщины другая сила», – считает «рок-звезда» мировой арт-сцены.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...