Срочные новости раздела
Открылась необычная инсталляция в память о легендарном режиссере-сценографе Ленкома

Открылась необычная инсталляция в память о легендарном режиссере-сценографе Ленкома

Можно сказать, что это выставка в пяти комнатах. Их анфилада выстроена в белом музейном коридоре. На стенах первого зала расписан весь жизненный и творческий путь Шейнциса от рождения в Одессе 2 января 1949 года до скоропостижной смерти в 57-летнем возрасте 16 июля 2006 года. Похоронен он на Троекуровском кладбище в Москве, но скончался в родной Одессе, которая во многом предопределила его южный темперамент.

Можно быстро пройти по коридору за 20 минут, поскольку представлено так не так много вещественных артефактов. Но можно погрузиться в пространство чужой жизни часа на полтора.

Авторами выставки стала группа художников во главе с Тимофеем Рябушинским и Анной Федоровой. Кто-то учился у Шейнциса в Школе-студии МХАТ, кто-то называет его своим другом.

Тридцать лет Олег Шейнцис проработал в тандеме с Марком Захаровым, оформил 23 спектакля в Ленкоме, а среди них – «Юнона и Авось», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва», «Три девушки в голубом», «Жестокие игры».

Режиссером-сценографом его стали официально называть после выхода чеховской «Чайки». Он фактически становился соавтором спектаклей, во многом предопределял своим художественным решением их общий замысел.

В одной из комнат с грохотом над головами посетителей проносится какая-то конструкция. Там собраны пока неопределенные предметы, из которых может сложиться какой-то образ.

В следующей белой комнате установлена только самодвижущаяся чертежная доска, рождающая ассоциации с «Неоконченной пьесой для механического пианино». В темном пространстве выставлены макеты Шейнциса из фондов Театрального музея им. А.А. Бахрушина, сверкающие люстрами, окнами, зеркалами. Подписей нет, и те, кто не видел спектаклей, останутся в неведении, что тут к чему. Зато каждый макет на глазах у посетителей оживает, наполняется мерцающим светом, голосами актеров, занятых в спектакле.

В последней комнате можно остановиться надолго и почувствовать себя гостем в квартире Шейнциса, совершить вместе с героями видеоинсталляции круговое движение. Зрители попадают в пространство, в котором жил и работал художник. Камера движется по его квартире, останавливается у дивана, круглого стола, у окна с веточками вербы, выхватывает очередного героя. И так много раз.

О Шейнцисе вспоминают с экрана его друзья: актеры Игорь Ясулович и Сергей Чонишвили, художник и режиссер Дмитрий Крымов, художники Станислав Бенедиктов и Павел Каплевич, многочисленные ученики. Мы словно на карусели кружимся 45 минут. Не каждый выдержит до конца.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин вспоминает о том, как появилась на свет театральная премия «Золотая маска», название которой придумал драматург Виталий Павлов на пляже в Ялте. А Шейнцис в тот же вечер принес эскиз маски, которую потом получал и сам за «Чайку» в 1996 году, после которой и стал именоваться в афишах сценографом-режиссером всех постановок Захарова, и за оперу «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Большом театре в 1998 году.

Шейнцис не покидал театр, пока не падал от усталости, уходил перед закрытием метро. Он был похож на Джона Леннона, шмыгал носом, болезненно реагировал на статьи, кем-то сказанные слова, мог взорваться от того, что какую-то стену покрасили не в тот цвет. Это острое реагирование, по мнению коллег, и привело к ранней смерти. Сказывалась и «южность» темперамента. Павел Каплевич вспоминает, что многие Шейнциса боялись, разбегались при его появлении. Он был вспыльчивый, тонкокожий, рядом с ним находиться было опасно. С Дмитрием Крымовым он поссорился на несколько лет. Отец Шейнциса, а он был архитектором в Одессе, тоже не разговаривал с сыном 10 лет, расценив его отъезд в Москву и увлечение театром как предательство.

Сергей Чонишвили уверен в том, что в декорациях «Варвара и еретика» можно было сыграть все спектакли Ленкома. Художник Ольга Неволина вспоминает, как однажды Шейнцис сказал своим ученикам, что может по обуви определить, кто из них станет художником. Его младший коллега Дмитрий Разумов вспомнил о феномене декораций мастера – их надо было непременно изучать с обратной стороны, с изнанки. Именно там открывался особый мир, еще более неожиданный, чем тот, который видел зритель.

Своих учеников Шейнцис научил не бояться пустого пространства. На всю жизнь многие запомнили его слова, ставшие напутствием: «Никто не вспомнит, что сделали быстро. Вспомнят то, что сделано плохо».

Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок вспоминает, как однажды к Шейнцису обратились с просьбой прислать какого-нибудь мальчика или девочку из числа студентов и оформить спектакль на режиссерском факультете Школы-студии МХАТ. Как он взорвался. Какие мальчики и девочки? Это полноправные соавторы. Начинающих художников Шейнцис учил достоинству и умению высоко нести честь своей профессии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Вообще-то Манизер — это целая династия художников, скульпторов, берущая основание от Генриха Манизера, известного живописца. Его второй сын Матвей стал выдающимся скульптором, продолжив художественную
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

Регистрация на «Ночь театров» откроется 20 марта. Об этом сообщил руководитель Департамента культуры Москвы на виртуальной встрече с журналистами. По его словам, нынешняя акция — одна из самых
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...

Актриса назвала Серебрякова "русским человеком до глубины души, до кончиков ногтей". Она подчеркнула, что актер принял правильное решение, вернувшись на Родину."Всё-таки жить в нашей стране
подробнее...

Эта красочная и веселая поставка продолжает интерактивный цикл «Сказки народов мира», где зрители становятся непосредственными участниками театрального действа. В «копилке» Молодежного театра уже есть
подробнее...