Срочные новости раздела

"Под полом лежит тело Дали, а вы на нем топчетесь"

Казимир Малевич: супрематический гроб

Похороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много думал о смерти. Хотел быть погребенным под любимым дубом близ села Немчиновка, где жил последние годы, а собственный гроб представлял себе как супрематическое произведение. Художник-новатор считал, что в новом обществе должны быть новые ритуалы погребения. Он хотел упокоиться с распростертыми руками, будто обнимает Вселенную, и мечтал, чтобы на его могиле установили гигантский архитектон — «башню по форме той колонки, что в Третьяковке, с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть». Малевич был космистом.

Когда художник скончался, ученики исполнили его волю — похороны превратились в перформанс. Суетин и Рождественский нарисовали детальный проект гроба и отнесли его в столярную мастерскую, а потом расписали деревянный саркофаг. Боковые стороны — зеленым, крышку — белым, сверху был нарисован черный квадрат, в ногах — красный круг. Гроб медленно провезли по Невскому проспекту на грузовике, за ним тянулась процессия из учеников и поклонников. После тело перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории, а урну с прахом захоронили в Немчиновке под тем самым дубом. Там же был установлен деревянный монумент в виде куба с изображением черного квадрата.

Поставить архитектон для наблюдения за Юпитером так и не удалось. Более того, в 1940–1950-е могила была утеряна, поле превратилось в сельскохозяйственные угодья. В 1988 году группа энтузиастов нашла захоронение и решила поставить заново супрематический монумент (только из более прочного материала) на могиле мастера. Однако не удалось, белый куб с красным квадратом установили в нескольких километрах от места реального захоронения. Сейчас на месте дуба вырос жилой комплекс.

Илья Чашник: обряд беспредметности

Однако Малевич был не первым супрематистом, чьи похороны превратились в художественный акт. Первым был его ученик — Илья Чашник, но именно создатель «Черного квадрата» придумал сценарий похорон. Чашник ушел из жизни молодым — в 26 лет. Аппендицит. Перед смертью, внезапно настигшей его в 1929 году, он сказал своему другу Николаю Суетину: «Передай Малевичу, что я умер художником нового искусства». Именно эти слова написали на ленте, украшавший гроб супрематиста: «Художнику нового искусства». Вышло так, что Малевич будто отрепетировал собственные похороны на прощании с другом.

На могиле Чашника установили белый куб с черным квадратом. Надпись на нем гласила: «Мир как беспредметность». Точно неизвестно, размышлял ли над деталями собственного погребения талантливый молодой художник, но он точно хотел упокоиться по особому ритуалу, связанному с идеями нового искусства. Чашник писал: «Суть человеческого существования — беспредметное начало. Неизвестно, для чего, почему и зачем человеческое существо живет. Это доказывает беспредметную суть человеческого бытия, которое лишь поставлено в определенные условия своего существования или действия, проявляет себя тем или иным образом и во всех препятствиях существующего мира видит смысл или цель. Но это заблуждение».

Сальвадор Дали: могила в театре

Великий и ужасный Сальвадор Дали превратил не только собственную жизнь в феерический театр-перформанс, но и смерть. Художник скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить его в замке Фигерас — театре-музее в его родной Каталонии, созданном как тотальная инсталляция и ставшим главным произведением художника — да так, чтобы по могиле могли ходить люди.

Забальзамированное тело Дали замуровано в полу музея под полуторатонной плитой. На ней ни единой надписи, так что некоторые туристы и не догадываются, что топчутся на могиле Дали. Кстати, у сюрреалиста два гроба — дубовый и цинковый. А на нижнем уровне театра-музея, как раз под сценой с безымянной плитой, зрители оказываются в крипте, где в полумраке обнаруживается еще одна плита с надписью: «Salvador Dali i Domenec Marques de Dali de Pubol 1904 — 1985». Незадолго до смерти художника король Испании даровал ему титул маркиза, зная с каким трепетом Дали относится к аристократии, и тот завещал записать эту честь на своей надгробной плите.

Четыре года назад могилу Дали вскрыли. Такого решения суда добилась гадалка из Жироны Мария Пилар Абель Мартинес: она утверждала, что является дочерью художника, и претендовала на 25% наследства. Процесс длился 10 лет, и, как ни просила мэрия Фигераса не беспокоить могилу мастера, ее все-таки открыли, чтобы взять образцы для генетической экспертизы. Причем случилось это в разгар туристического сезона — вышло еще одно посмертное шоу.

Однако результат для Пилар Абель оказался неутешительным, что, впрочем, не удивило биографов: Дали почти не вел интимную жизнь, и даже его жена Гала (Елена Дьяконова), с которой он прожил 48 лет, была скорее музой. Художник завещал все свое имущество и творческое наследие Испании, так что, к радости публики, оно так и осталось национальным достоянием.

«Гутай»: дриппинг для самурая

Вечные вопросы жизни и смерти волновали художников всех времен. Но после Второй мировой — особенно. На фоне травматического опыта войны в разрушенной Японии появилась группа «Гутай». Вместо кисти участники арт-группы использовали собственные тела, что было подчеркнуто в названии: «гу» — «инструмент», «тай» — «тело». Художники делали разные перформативные акции, которые вошли в историю. Например, один из участников арт-группы — Сабуро Мураками — прорывал собой большие листы бумаги, натянутые на рамы. Другой — Седзо Симамото — стрелял по холсту краской из пушек. Третий — Кацуо Сирага — ходил, ползал и бегал по полотнам. «Гутай» считали, что у искусства нет границ.

Их вдохновляло абстрактное искусство Джексона Поллока, который писал картины, не касаясь холста: американский мастер разбрызгивал краску. Техника получила название «дриппинг». Говорят, один из художников «Гутай» расстелил на земле большой белый холст, а потом бросился на него с высоты. Отпечаток его тела и брызги крови создали своеобразный «дриппинг» на полотне. Впрочем, возможно, это лишь легенда. Хотя японцы — истинные самураи, у них особые отношения со смертью, так что все может быть…

Марина Абрамович: «Художник должен умереть без страха»

Легенда современного искусства Марина Абрамович прекрасно чувствует себя в свои 74 года, отлично выглядит, занимается спортом и покоряет мужские сердца, однако уже знает, как пройдут ее похороны. Сценарий посмертного перформанса она спланировала много лет назад. В 2004 году, вернувшись из Парижа с похорон писательницы Сюзен Зонтаг, она составила подробные инструкции. Марина не хочет, чтобы на ее похоронах грустили. Абрамович уверена, что «художник должен умирать осознанно, без страха», а «похороны — это последний след, который можно оставить после себя». Поэтому прощание с ней будет таким же экстравагантным, как ее творческая и личная жизнь. Последний перформанс пройдет с живой музыкой и черным юмором. Марина хотела бы, чтобы на похоронах ее близкая подруга Энтони Хегарти, солистка «Antony and the Johnsons», спела песню «I Did It My Way» («Я сделала по-своему»).

Абрамович предстанет в красочном платье, причем сразу в трех «лицах». Она собирается похоронить три своих тела (два из них, конечно, будут фальшивыми) в трех разных городах, с которыми связана ее судьба. Это Белград, где она родилась, Амстердам, где она познакомилась с Улаем, ставшим ее спутником и соавтором на 12 лет, и Нью-Йорк, куда она перебралась после расставания с Улаем и где началась ее новая глава творчества. А где именно будет находиться настоящее тело — останется тайной.

***

Художники ХХ и ХХI века пересматривают отношение к смерти и способ остаться в вечности. Теперь сам ритуал погребения может стать актом искусства и вписать имя художника в историю.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Слезы на глазах, учащенное дыхание, ком в горле. С каждым новым выпуском «Маски» страсти накаляются и даже многоопытные члены жюри не скрывают своих эмоций. Образ Неваляшки несколько недель интриговал
подробнее...

Возникло, однако, подозрение, что и Анита Цой не устояла перед модным «трендом времени» — горячими коллабами с модной молодежью. При этом совместный трек с Люсей Чеботиной вызвал преимущественно
подробнее...

Кроме того, в связи с пандемией коронавируса для иностранных звезд работают еще две площадки - в кинотеатре BFI Southbank в Великобритании и в студии телеканала Canal+ во Франции.Так, на красной
подробнее...

То, что это событие государственного масштаба, понятно было еще на подступах к Большому. По узкому проезду, ведущему от Театральной площади к театру, вереницей въезжают авто солидных марок и сплошь
подробнее...

Фильм "Земля кочевников" (Nomadland) американского режиссера китайского происхождения Хлои Чжао получил "Оскар" как лучший фильм. Чжао также признана лучшим режиссером. Прямую трансляцию из
подробнее...

Как сообщает АГН "Москва", заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная была госпитализирована в одну из больниц города Москвы с подозрением на инсульт.Уточняется, что 80-летняя легенда советского
подробнее...

Именно с рождением композиции «Зимнее солнце», которая звучала по всем радио, телеканалам и вошла впоследствии в трек-лист знаковой пластинки, к коллективу пришла массовая популярность. Прошло
подробнее...

«В следующем году «Русский Силуэт» отметит свое 25-летие, - рассказала президент фонда Татьяна Михалкова. - Даже сейчас, в период пандемии, мы получили три тысячи заявок на участие в Международном
подробнее...

Федеральный закон о просветительской деятельности, принятый в конце марта этого года, касается практически всех возможных форм популяризации знания — в том числе лекций, экскурсий, секций и кружков.
подробнее...

А их у нее — семнадцать!!! Да-да, вы не ошиблись — именно семнадцать. Аронова — Чичиков, причем в разном возрасте: от Павлуши до Павла Ивановича. Она же — генерал, его дочка на выданье, Манилов,
подробнее...

Архитектурное решение выставки «Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» звучит как самостоятельное произведение. Его автор, всемирно известный архитектор Даниэль Либескинд, организовал
подробнее...

  Каждый из них получил по две награды – за лучший фильм и режиссерскую работу. Вадим Абдрашитов, поздравляя Андрея Смирнова, заметил, что ни  пандемия, ни какие-то  другие обстоятельства не смогли
подробнее...

Юные артисты страдают от пандемийных ограничений ничуть не меньше своих взрослых коллег. Конечно, схема взрослого шоу-бизнеса гораздо сложнее, но даже у детских групп есть свои обязательства перед
подробнее...

Как стало известно «МК», увековечить память тружеников шелкового комбината в городе планируют аж с 2000 года, когда градообразующая прядильно-ткацкая фабрика была закрыта. Создать несколько скульптур
подробнее...

О произошедшем Noize MC сам подробно рассказал на своем Instagram-канале:- Во-первых, ФСБ, МВД и администрация области задались целью отменить во что бы то ни стало наш концерт сегодня у вас в городе.
подробнее...

В последние годы в легендарный кукольный театр приходили руководить люди, которые не стеснялись говорить о том, что ничего не понимают в этой сфере. А она специфическая, и требует особого отношения и
подробнее...

Кахи Кавсадзе родился в Тбилиси в 1935 году. Его отец попал в плен, а потом его арестовали. Кахи Кавсадзе рассказывал «МК», что не знает, что с ним потом произошло: расстреляли в Сибири или умер своей
подробнее...

Брутальные немцы Rammstein с начала своего появления на большой сцене эпатировали публику — поджигали друг друга на концертах в гигантских котлах, выкатывали на сцену огромный фаллоимитатор, из
подробнее...