Срочные новости раздела
Посетителям Бахрушинского музея показали открытый космос

Посетителям Бахрушинского музея показали открытый космос

Первое, на что обращаешь внимание на выставке, это парящие в невесомости космонавты – яркие вышивки художника Дмитрия Цветкова на черных тканях. Присмотревшись, можно заметить, что некоторые космонавты – курьеры доставки еды в скафандрах, что напоминает о недавних событиях, когда выход на улицу был сравним с полетом в открытый космос. Иногда ощущение полета можно испытать, не отрываясь от земли. Точнее, отрываясь, но в иносказательном, фантазийном смысле. На этой выставке идеи, связанные с полетом, переплетаются с историей, философией и юмором. 

 Рядом с космонавтами Цветкова летают метеориты, созданные художником Сергеем Катраном. Их два – мужской и женский. Каждый метеорит разрезан пополам, внутри одного мы видим отпечаток женского тела, внутри другого – мужского. Оба в позе эмбриона – в утробе матери дитя существует словно в невесомости, и, может, это не случайное совпадение? 

 А что происходит с нами после смерти – мы отправляемся в вечность? Пространство памяти о людях в каком-то смысле тоже космос – это мысль приходит на ум, глядя на работу Леонида Тишкова «Собор лиц рабочих и служащих конькового завода». На видео, размещенном на стене под «Метеоритами» Катрана, портреты людей парят в черной бесконечности, сияя словно звезды. Рядом – еще одна работа Тишкова под названием «Их дома на небесах». Перед нами окна, из которых смотрят люди, давно ушедшие в мир иной. Еще одну работу художника можно обнаружить в другом конце зала. Инсталляция «Космический водолаз» создана по идее автора монумента «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, которая в конце 1930-х, вдохновлённая образом «завоевателя стихий», задумала необычную скульптуру-маяк высотой 40 метров. Морские глубины таят свой космос, и там еще есть свои загадки, а погружение под воду чем-то напоминает полет. 

  Современные работы перекликаются с историческими. Они показаны вперемешку, но несмотря на это, можно почувствовать эволюцию и мифологию грез о полетах. На одной стене представлена серия плакатов к балетным постановкам – от начала ХХ века до последних лет. На каждом танцоры – в прыжке, в динамике, создающей ощущение легкости и воздушности. Балетные дивы во все времена воспевались художниками и поэтами как неземные существа. Кульбиты воздушных акробатов, показанных в следующей серии афиш, – еще одно доказательство того, как человек способен (пусть ненадолго) побеждать гравитацию. Следом представлено видео, запечатлевшее парашютистов, которые выстраивают в воздухе различные фигуры. Реальные полеты продолжаются мечтами – эскизами художников эпохи авангарда, которые проектировали «летающие города». И перемежаются различными этикетками, обложками и рекламами, где визуально воплощается тяга человека в небо. Космос не так уж далеко, как кажется, мы сами все время приближаем его к себе, делаем его осязаемым с помощью искусства.

 А в центре зала – словно заключительный и главный аккорд выставки – работа художницы Аннушки Броше «Сон Веры Павловны». На столе мы находим целые и разбитые тарелки, чашки и чайники в лучах зеленоватого подвижного света. На посуде написаны цитаты из нетленного романа Чернышевского «Что делать?». Это и есть ответ на вопрос: почему человека во все времена тянуло в небо: полет – это свобода. Такая творческая игра, по словам куратора выставки Виталия Пацюкова, дает «возможность зрителю непосредственно войти в особые миры, оказавшись за «маленькой волшебной дверью», ведущей в страны Зазеркалья, в торжество свободы».    

60 лет назад Юрий Гагарин воплотил мечту в реальность, но небо не перестало волновать человечество, напротив. Мечты о полете сегодня как никогда в тренде, ведь человек не может перестать стремиться к свободе. А выставка в музее имени Бахрушина материализует мечту в художественных символах и образах.

 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Вокруг одного из членов жюри «Новой волны» Димаша Кудайбергенова случился небольшой ажиотаж, но не фанатский, к которому Димаш, наверное, уже привык, а скорее критический. И пресса, и многие
подробнее...

- Это был один из самых крупных французских актеров, его партнером выступал Ален Делон, красавчик против не-красавчика. Из комических равновеликих Бельмондо актеров следует назвать Пьера Ришара и
подробнее...

Проблемой современной литературной жизни в России остается явная «возрастная дискриминация». Вчера еще ты был молодым и мог получить премию «Лицей», или принять участие в форумах молодых писателей
подробнее...

Франция, Булонь-Бийанкур, маленький пригород Парижа. С конца XIX века здесь один за другим стали появляться кинематографические павильоны. Здесь снимался в фильмах «Веселое воскресенье», «За пригоршню
подробнее...

За час до сбора. Актер Юрий Поляк (Андрей Болконский) лежит на полу. Рядом воткнутый в сцену штык. Помреж Наташа Меньшикова пробует микрофон. Все за кулисами ходят тихо, с какими-то отрешенными
подробнее...

В этом году многие каналы начали телесезон с неожиданного признания: они работают для пенсионеров. Об этом и раньше ходили слухи, но сейчас на телевидении будто перестали их стесняться, отбросили все
подробнее...

Это испуганный грибник, заблудившийся в небольшом лесочке и бегающий по кругу, вместо того чтобы спокойно выйти на дорогу. Это алкоголик, испытывающий приступы панической атаки каждое утро: где он?
подробнее...

Сюжет с раздвоением личности уже много лет пользуется большой популярностью и в кино, и в сериалах. Режиссером сериала «КрисТина» стал Владимир Рикша, получивший два года назад главный приз на
подробнее...

Руки как зеркалоПеред тем, как пройтись по двум залам, где, казалось, только-только разместили по местам новые полотна, Александр Шилов пригласил автора этих строк в рабочий кабинет. Но там взгляд
подробнее...

Драматизма в хорошем смысле нагнетает и то обстоятельство, что, как и в случае с The Beatles, всерьез в воссоединение АВВА не верили даже самые записные оптимисты, хотя и трындели это десятилетиями.
подробнее...

«Пименов очень тонко чувствовал время», - заметила на пресс-показе директор Третьяковкой галереи Зельфира Трегулова, и с ней сложно не согласиться. Выставка начинается с ранних авангардных работ.
подробнее...

У давних поклонников ABBA кажется пока нет никаких поводов для тревожных переживаний. Впервые за сорок лет группа выпускает новый материал и две уже доступные песни имеют отношение ко всему тому, что
подробнее...

И у «Выживших», и у «Эпидемии» есть литературные первоисточники («Выжившие хотят спать» Ильи Колосова и «Вонгозеро» Яны Вагнер соответственно), однако ковидная реальность заставила публику совершенно
подробнее...

«Внимание! Мотор!» раздался возглас худрука - это было начало съемки киноэпизода, который завершит спектакль «Бешеный хворост» - первую премьеру нового сезона.В первых рядах демонстрации - узнаваемые
подробнее...

Пишет мне сейчас знакомый: «Не подскажешь, где могли бы за дебютный альбом Сына Известного Музыканта заплатить хороший аванс, выпустить его и потом хорошо вложиться в промоушн?» Хорошо, что он не
подробнее...

Аукцион проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance с 31 августа по 7 сентября. Всего на нем было выставлено 5 работ, самая дорогая из которых, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Коллекционер купил
подробнее...

Юрий Грымов — один из самых разносторонних режиссеров нашего времени: культуролог по образованию, который испытал свои силы в самых разных областях, работал продюсером и кинорежиссером, манекенщиком и
подробнее...

– Многие назвали этот концерт событием года, но, думаю, это будет событие десятилетия, – сказал Максим Берин. – Анна Нетребко – это один из самых ярких представителей России во всем мире, ее знают и
подробнее...