Срочные новости раздела
В Большом озаботились проблемами трансгендеров

В Большом озаботились проблемами трансгендеров

Роман «Орландо» является в западноевропейском театре одним из популярнейших для сценического воплощения произведений. В абстрактном и никак не опирающемся на сюжет романа балете Уэйна МакГрегора, что поставлен по тому же произведению Вулф в Английском королевском балете, двуполость главного героя, например, передается с помощью дуэта мужчины и женщины, символизирующего две платоновские половинки. У Марко Гёке другой подход: у него роль Орландо достается танцовщику Фридеману Фогелю. Но огромное большинство постановщиков отдают предпочтение женщине, как это в 1992 году сделала британский режиссер и сценарист Салли Потер в фильме «Орландо», в котором главную роль она отдала популярнейшей английской актрисе Тильде Суинтон.

По тому же пути пошел и Кристиан Шпук, создавший свой балет под влиянием этого фильма. Орландо у него тоже играет женщина: выбор на эту партию в первом составе Ольги Смирновой, а во втором Марии Виноградовой если не является безупречным, то все же удачен. Хотя ни та, ни другая балерина и намека на андрогинность не имеют и являются на сцену во всем расцвете женственности, тем не менее обе смотрятся органично, а Смирнова даже напоминает Тильду Суинтон.

Влияние британского фильма в режиссерских решениях Шпука является определяющим. Даже роль королевы Елизаветы I он, как и в фильме, отдает мужчине (Семен Чудин, Артемий Беляков), и эта партия, которая тоже, по идее хореографа, предполагает двуполость, поскольку в другой жизни Орландо встретится у него с королевой, но уже в образе мужчины — бродяги, воина и моряка Шелмердина; ее исполнение у обоих танцовщиков идеально.

Художественный стиль Кристиана Шпука хорошо известен в России, и большинству его произведений присуще мрачное черно-белое оформление. Ничем от предыдущих балетов не отличается и «Орландо». Черная коробка-кабинет — несменяемая ни в первом, ни во втором действии сценическая декорация (сценограф Руфус Дидвишус). Смена эпох в балете отражается лишь сменой решенных в той же черно-белой эстетике костюмов (художник Эмма Райотт), условно соответствующих тому историческому периоду, который в данный момент изображается на сцене. В балете лишь одно цветовое пятно, приходящееся на период рококо, — разноцветные камзолы и кринолины, пышные пудреные парики, похожие на те, что мы видим в британском фильме, вносят оживление и разнообразие в монотонный спектакль. Впрочем, визуальной мрачности противопоставляется увлекательный сюжет, посвященный жизни и приключениям прекрасного юноши, который наподобие Дориана Грея наделен утонченной андрогинной внешностью вкупе с вечной молодостью. В любовные сети 16-летнего ловеласа попадает даже стареющая королева Англии Елизавета I, которая сделала Орландо своим фаворитом и осыпала титулами, землями и замками. Роман с племянницей посла Московии княжной Сашей, общение с известным поэтом Николасом Грином, занятие политикой и путешествие в Константинополь, где во время мятежа черни против султана он впадает в состояние анабиоза. Но через библейские 7 дней воскреснет уже в облике прекрасной девушки и продолжит свое странствие через времена и эпохи уже в новом облике… Все эти перипетии романа хореограф добросовестно и весьма подробно отражает в балете.

При этом слову Вирджинии Вульф отдано в балете не меньше времени, чем собственно движению: огромные куски из романа с титрами на английском языке читаются в спектакле, предваряя все семь сцен, в которые очень ловко и талантливо упаковал сложное литературное произведение сценарист спектакля и автор либретто Клаус Шпан. Такой прием делает историю, рассказанную в балете, понятной зрителю, предоставляя хореографу возможность вволю самовыражаться, не ставя перед собой абсолютно никаких драматургических задач. И если бы не литературные подпорки в виде многочисленных отрывков из романа, понять происходящее на сцене было бы решительно невозможно.

Не передает своей хореографией Шпук не только содержания романа, но и изощренной литературной игры, присущей творчеству английской писательницы. Напротив, балетмейстер в своем сочинении слишком серьезен и мрачен. Хореографически балет представляет собой урок дуэтного танца, растянувшийся на два акта. Дуэтов здесь множество и на любой вкус: однополые и разнополые, главных героев и абстрактных персонажей, поставленных как причудливая смесь неоклассики и модерна… При этом дуэты абстрактных персонажей (выделим дуэты таких ярких танцовщиков, как Якопо Тисси и Алена Ковалева, Давид Мотта Соарес и Алексей Гайнутдинов, Дмитрий Ефремов и Эрик Сволкин) более интересны и разнообразны, нежели дуэты главных героев, — мужская ипостась Орландо от женской по пластике отличается мало.

Музыка в спектакле сборная, но подобрана со вкусом (дирижер-постановщик Алексей Богорад). В постановке вообще чувствуется стиль: виолончель, по замыслу хореографа, это тема Орландо, поэтому наиболее значимые эпизоды балета поставлены под музыку Концерта для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара. Лера Ауэрбах перемешана здесь с музыкой Елены Кац-Черни. Восстание в Константинополе идет под запись «Песни из священной книги». Превращение в женщину — под «Жаворонка» Михаила Глинки.

Не трансгендерное превращение, а Время вообще важнейшая тема в спектакле. Воплощена она под музыку Филипа Гласса, и эти сцены, как и дуэт-встреча с Шелмердином, к которой Орландо идет все 350 лет своего пребывания на Земле, являются наиболее впечатляющими в спектакле. Словно в воронку времени засасывает Орландо опоясавший его спиралью кордебалет, построения которого явно навеяны творчеством модного ныне канадского хореографа Кристал Пайт. Перед главным героем проносятся все главные встреченные им на протяжении 350 лет люди: Елизавета–Шелмердин, княжна Саша (Ксения Жиганшина, во втором составе Анна Балукова), писатель Николас Грин (Денис Савин, во втором составе Владислав Лантратов)…

I’m not what you think I am («Я не тот, за кого вы меня принимаете») — высвечивается неоном запись в конце балета, подчеркивающая, что отнюдь не проблемы пола (хотя и они тоже) волнуют хореографа в этом спектакле… Несмотря на перемену пола, временных эпох и костюмов, он сохраняет собственное «я» и остается той же самой личностью, которой был изначально. «Времени всегда много и всегда мало»; «Время собирать камни»; «Не жди идеального времени» — эти и другие записи на тему Времени пишут в финале танцовщики мелом на стене черного кабинета.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Вокруг одного из членов жюри «Новой волны» Димаша Кудайбергенова случился небольшой ажиотаж, но не фанатский, к которому Димаш, наверное, уже привык, а скорее критический. И пресса, и многие
подробнее...

- Это был один из самых крупных французских актеров, его партнером выступал Ален Делон, красавчик против не-красавчика. Из комических равновеликих Бельмондо актеров следует назвать Пьера Ришара и
подробнее...

Проблемой современной литературной жизни в России остается явная «возрастная дискриминация». Вчера еще ты был молодым и мог получить премию «Лицей», или принять участие в форумах молодых писателей
подробнее...

Франция, Булонь-Бийанкур, маленький пригород Парижа. С конца XIX века здесь один за другим стали появляться кинематографические павильоны. Здесь снимался в фильмах «Веселое воскресенье», «За пригоршню
подробнее...

За час до сбора. Актер Юрий Поляк (Андрей Болконский) лежит на полу. Рядом воткнутый в сцену штык. Помреж Наташа Меньшикова пробует микрофон. Все за кулисами ходят тихо, с какими-то отрешенными
подробнее...

В этом году многие каналы начали телесезон с неожиданного признания: они работают для пенсионеров. Об этом и раньше ходили слухи, но сейчас на телевидении будто перестали их стесняться, отбросили все
подробнее...

Сюжет с раздвоением личности уже много лет пользуется большой популярностью и в кино, и в сериалах. Режиссером сериала «КрисТина» стал Владимир Рикша, получивший два года назад главный приз на
подробнее...

Это испуганный грибник, заблудившийся в небольшом лесочке и бегающий по кругу, вместо того чтобы спокойно выйти на дорогу. Это алкоголик, испытывающий приступы панической атаки каждое утро: где он?
подробнее...

Руки как зеркалоПеред тем, как пройтись по двум залам, где, казалось, только-только разместили по местам новые полотна, Александр Шилов пригласил автора этих строк в рабочий кабинет. Но там взгляд
подробнее...

Драматизма в хорошем смысле нагнетает и то обстоятельство, что, как и в случае с The Beatles, всерьез в воссоединение АВВА не верили даже самые записные оптимисты, хотя и трындели это десятилетиями.
подробнее...

«Пименов очень тонко чувствовал время», - заметила на пресс-показе директор Третьяковкой галереи Зельфира Трегулова, и с ней сложно не согласиться. Выставка начинается с ранних авангардных работ.
подробнее...

У давних поклонников ABBA кажется пока нет никаких поводов для тревожных переживаний. Впервые за сорок лет группа выпускает новый материал и две уже доступные песни имеют отношение ко всему тому, что
подробнее...

И у «Выживших», и у «Эпидемии» есть литературные первоисточники («Выжившие хотят спать» Ильи Колосова и «Вонгозеро» Яны Вагнер соответственно), однако ковидная реальность заставила публику совершенно
подробнее...

«Внимание! Мотор!» раздался возглас худрука - это было начало съемки киноэпизода, который завершит спектакль «Бешеный хворост» - первую премьеру нового сезона.В первых рядах демонстрации - узнаваемые
подробнее...

Пишет мне сейчас знакомый: «Не подскажешь, где могли бы за дебютный альбом Сына Известного Музыканта заплатить хороший аванс, выпустить его и потом хорошо вложиться в промоушн?» Хорошо, что он не
подробнее...

Аукцион проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance с 31 августа по 7 сентября. Всего на нем было выставлено 5 работ, самая дорогая из которых, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Коллекционер купил
подробнее...

Юрий Грымов — один из самых разносторонних режиссеров нашего времени: культуролог по образованию, который испытал свои силы в самых разных областях, работал продюсером и кинорежиссером, манекенщиком и
подробнее...

– Многие назвали этот концерт событием года, но, думаю, это будет событие десятилетия, – сказал Максим Берин. – Анна Нетребко – это один из самых ярких представителей России во всем мире, ее знают и
подробнее...