Срочные новости раздела
На «Заговоре чувств»  в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу

На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу

Сцена глухо забита фанерой. На ней - вся цветовая гамма супрематистов-конструктивистов: красный, охристый, чёрный, глуховато-голубой, а оливковый в сочетании с беж от модерна.   Всего дюжина равноразмерных вертикальных элементов, которые во время спектакля станут ходить вверх и вниз, напоминая гильотину - тут без вариантов. Интересно, колбасу нарезать таким способом в МХТ собираются или невинную голову отсечёт гильотина  от чьего-то тела - об этом и подумать страшно. 

Для артистов перед таким глухим занавесом художник Александр Боровский оставил лишь узкую полоску сцены, и они на ней будут произносить свои многословные, местами велеречивые монологи или вести яростные диалоги, временами напоминающие сны или горячечный бред. Есть от чего, знаете ли, свихнуться - революция, «мы наш, мы новый мир построим», нового человека выведем. А со старым (миром и человеком) надо покончить, забыв как страшный сон все его добродетели и пороки. 

Конфликт нового и старого мира, перелом эпохи, резко качнувшейся влево в 1917-ом, перевернувший Россию вверх тормашками и заставивший ее жить в такой неестественной позе  - вот, собственно, что составляет суть «Заговора чувств» и что так занимало честных и остроумных авторов, работавших в 20-30-е годы прошлого века. С этой точки зрения произведения Юрия Карловича Олеши, одессита, во многом необычайной личности, называют «энциклопедией советских 20-х годов». Энциклопедия - не энциклопедия, но срез времени и общества сделан его пером, как хирургическим скальпелем, вполне себе безошибочно. И что важно, много общего обнаруживается с тем, что происходит сейчас в нашей жизни, вступающей в новую эпоху - цифровую. 

Зато в сценическом пространстве пока все очень забавно, даже карикатурно. Группка колоритных персонажей, обсуждает диво дивное - люди видели, как по Москве ходит гражданин с желтой подушкой. Зачем с подушкой? Почему с желтой? Сие науке неизвестно, но вызывает слухи и живой интерес с самыми невероятными предположениями. Вместо социальных сетей у них сарафанное радио - и работает оно не хуже нынешних ресурсов. 

Уже по этой одной коллективной мизансцене понятно, что у Сергея Женовача актерский спектакль. А с актёрами он как мало кто умеет работать. Персонажи продуманы, каждый, даже с одним выходом, существует в жестком рисунке, занимая на мхатовском полотне своё строго отведённое ему место.

Так, молодой человек (Павел Филиппов) боевым петушком прыгает перед дамой сердца, бьется в припадке ревности, а его вальяжная зазноба (Юлия Ковалева) равнодушно предлагает ему зарезать соперника - ее мужа. Колорит прежнего быта то и дело проглядывает в открывающихся просветах занавеса (лестницы, убегающие вверх, переходы между ними), который только и ждёт часа, чтобы в один момент целиком уползти под колосники и открыть масштаб художественной мысли, создавшей образ советской России как одной большой коммуналки, где все перепуталось, переругалось, переродилось. 

И тут является человек в чёрном сюртуке, чёрном котелке и с желтой подушкой, которую держит за «ухо» в одной руке. Это он - последний романтик уходящего мира - Иван  Бабичев (Артем Волобуев) пришёл бросить вызов будущему в лице своего брата Андрея  - прагматика мира нового, где тот, как фигура государственной важности, возглавляет пищевой трест и отвечает «за все, что сжирается в Москве». Андрея Бабичева играет Михаил Пореченков, вид которого как фраза у  Жванецкого -  «министр мясной и молочной промышленности есть и хорошо выглядит». Красавец действительно хорош: упитан, доволен собой, по утрам  поёт в клозете, блюдёт физическую форму, занимаясь физическими упражнениями, которые  веселят зал. Это с его появлением возникает тема колбасы, которая вызывает обильное слюноотделение у зрителя - так вкусно он о ней бредит. Как женщину вожделеет эту колбасу колбас. 

- 70 процентов телятины и по 35 копеек за кило.

Ничего себе цены? Эх.., но не стоит расстраиваться - в антракте каждый зритель совершенно бесплатно получит свой кусочек этой самой колбасы на чёрном хлебе. Угощение среди публики разносят миловидные барышни, одетые соответственно времени. Колбаса, как ни крути, тоже двигатель прогресса. 

В «Заговоре чувств» у каждого свой бред: у одного братца - мясной, ради живота народа, и его энтузиазм очень обаятелен, только от его неукротимой созидательности улучшить жизнь (что ж тут плохого?) становится почему то невыносимо душно. Именно это состояние между социально полезным, но удушающим очень хорошо передаёт своей игрой Пореченков. У его брата бред духовного свойства, правда, с путаным сознанием. Конфликт идеологический усугублён личным - любовь к юной Валентине (Софья Райзман), приемной дочери Ивана, расчетливо полюбившей Андрея. 

Между братьями есть ещё третий носитель бредового состояния - интеллигент Кавалеров (Алексей Красненков) с рефлексиями и вообщем то разумными сомнениями и вопросами к самому себе и к миру, но опустившийся, изъеденный завистью, как металл ржавчиной,  и оттого циничный, особенно в обращении с дамским полом в лице  пышнотелой Анечки (колоритная Юлия Чебакова). За кем идти, кому же верить?

Три героя, вокруг которых Сергей Женовач выстраивает свой «Заговор чувств». Все они сомнительны, и я бы им не доверила ни прошлый, ни тем более будущий мир. Очень узнаваемые персонажи, да и сама ситуация как сегодняшняя - лидеры официальные и оппозиционные уже никому не внушают доверие. Даже у защитника человеческих чувств, по началу вызывающего общие симпатии, кроме лозунгов и фразерства, в которых он сам запутался (то он певец пошляков, то мертвецов, то зовёт в даль светлую) по сути ничего нет. Не человек, а фейк какой-то с подушкой.

Женовач умеет показать актеров - как уже известных (в спектакле замечательно работают Авангард Леонтьев, Наталья Егорова) , так и молодых, которые прежде главных ролей в МХТ не имели. Это прежде всего Алексей Краснёнков в роли Кавалерова, и это его первая большая роль, в которой он проявился и как лирический актер, и как острохарактерный. Как  серьёзный драматический артист показал себя и Артём Волобуев, герой которого трогателен и трагичен в своих заблуждениях.  

Первый акт, пролетающий под беспрестанный смех и бравурные марши  духового оркестрика (прямо как в декорации - «Все выше и выше, и выше»), во втором постепенно сходит на пьяно и какую-то всеобщую усталую, пугающую неопределенностью тишину.  Последняя полоска-гильотина закрывается, едва не прищемив  интеллигента Кавалерова, уползающего в неизвестность. И Новая колбаса не спасёт. 

P. S. Как мне удалось выяснить, колбасой в МХТ обещают кормить публику на каждом спектакле.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...