Срочные новости раздела
В Третьяковке рассказали историю Кузбасса в искусстве

В Третьяковке рассказали историю Кузбасса в искусстве

  Открывают выставку большие портреты современного художника Ильи Гапонова, изображающие шахтеров. Мы можем заглянуть им прямо в глаза – увидеть в них усталость и искренность, которая бывает только после тяжелого физического труда, который, как ритуал очищения, убирает все наносное и выдуманное. Честность – вот, что подкупает в этих образах. Все индустриальное искусство рассказывает о повседневной жизни простых тружеников, хоть и было в советское время пропитано ура-патриотическими идиомами и часто изобиловало клише. Надо сказать, что на выставке удалось избежать штампов. Центральным экспонатом стало монументальное полотно Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданное художником после командировки в Прокопьевск на один из крупнейших рудников. Украинский мастер после окончания Одесского художественного училища продолжил образование в Париже, где работал по-соседству с Марком Шагалом. И в его живописи, даже в портретах рабочих, чувствуется парижская школа. После путешествия в Прокопьевск он создал триптих, но на выставке удалось представить только центральную часть работы. Специально для проекта давно забытое полотно отреставрировали. Перед нами рабочие, которые идут в рудники. Они просто делают свое дело, в их лицах нет грусти или радости. Эта картина 1937 года созвучна соседним полотнам, созданным в «суровом стиле» спустя 30 лет. Чуть позже, в 1970-х, манера изображения рабочих во всей суровости повседневных трудов станет общим местом, но эти картины еще вне шаблона. Это новый для того времени взгляд на реальность – без прикрас.   

  В экспозиции вообще не много известных имен, есть художники Сибири, которые не понаслышке знали, что такое повседневный труд рабочего. В их работах много геометрии, холодных тонов и жизненных сюжетов. Чего стоит серия графических черно-белых работ тушью разных авторов, показывающих индустриальные пейзажи и лица людей во всей своей простоте и сложности. 

    Заглавной работой выставки, однако, стал плакат именитого мастера – Александра Дейнеки. «Даёшь Кузбасс!» вынесен на афишу выставки. Плакат очень редкий, его в единственном экземпляре нашли в Российской государственной библиотеке. Графика изображает армию рабочих на фоне фантастических индустриальных построек. 

  –   Для человека 30-х годов подобные сооружения были вроде полета в космос. Настоящая фантастика. Завод, изображенный здесь, строили рекордными темпами – за тысячу дней. Трудились в основном заключенные. Они строили будущее. Преобразование мира было щедро оплачено  жизнями тысяч людей. Этот плакат стал символом выставки, – рассказывает куратор проекта Сергей Фофанов.

   Ценность экспозиции в том, что ее основу составили произведения из Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. Многие авторы стали открытием для столичной публики. Выставку дополнили работами из фондов Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного центрального музея современной истории России, РГБ и Третьяковской галереи. А также включили сюда совсем свежие вещи – например, индустриальный пейзаж Павла Отдельнова, современного художника, регулярно обращающегося к промышленной теме. В его сегодняшнем взгляде чувствуется преемственность традиции. Но индустриальное махины теперь смотрятся иначе – не как фантастическое будущее, а как фантастическое прошлое. Куда, несомненно, хочется совершить путешествие.

После окончания экспонирования выставки в Москве, проект поедет в Кузбасс. И там, уверен Сергей Фофанов, он будет воспринят иначе, ведь если для столичной публики это экскурс в «прекрасное далеко», то там это жизнь «здесь и сейчас».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...