Срочные новости раздела
Разлуки нет: об этом спектакль о мальчике и лисе

Разлуки нет: об этом спектакль о мальчике и лисе

Сценарий «Лиса» вдохновлен известной книгой Сары Пеннипакер «Пакс». Спектакль играли в Культурном центре ЗИЛ, на последнем этаже. Здесь, в небольшом пространстве зала «Конструктор», на площадке ничего, кроме одной палатки, нет. Зато палатка с секретом: в ней масса «зарядок» с различными предметами, с которыми дальше будет работать артист. Это моноспектакль в исполнении Ивана Писоцкого в постановке Юлии Каландаришвили, которая одна из немногих умело ходит по территории театра для подростков. А эта территория как минное поле: ошибка, неверный расчет  и тут же получай потерянную аудиторию.

Своего «Лиса» артист начинает вполне радостно: у мальчика Питера есть лис, с которым он вырос.

— Мы были два, но не два, — говорит Питер. — Но как одно целое.

Как хозяин с верным псом, но в данном случае — лис по имени Peace. Так его назвал Питер. Но здесь слово «мир», как покажут дальнейшие события, приобретет метафорическое значение, отталкиваясь от которого, режиссер проявляет главный смысл спектакля. Мир ребенка и его рыжего друга окажется в мире взрослых, а тот болен страшной болезнью, и эта болезнь называется война. Эта современная странная война, временами напоминающая мирную жизнь.

Отец, опытный охотник, с сыном, не подозревающим ничего дурного, выезжает в лес. Ура: лес, прогулка, свобода!!! Питер играет со своим лисом, и, когда тот в очередной раз убегает в глубь чащи, чтобы принести закинутого туда резинового солдатика, отец усаживает протестующего мальчика в автомобиль и уезжает. Так Питер оказывается в соседней области у деда.

Всё дальнейшее — это страшное осознание потери, собственной нерешительности и как результат - предательства, угрызений совести, и решение  бежать искать лиса. Ситуация осложняется тем, что в этой местности (где конкретно, сценарист Клава Ильина не уточняет) идут боевые действия: одни люди воюют против других, убивают друг друга. Как об этом говорить с подростками? Какие возрастные особенности учитывать? Что немаловажно, к работе над проектом привлечен психолог- консультант (Тамара Славина). 

Артист Иван Писоцкий ведет повествование одновременно от имени Питера и лиса. Внешняя трансформация человека в зверька и наоборот происходит только посредством головных уборов: у мальчика шляпа панама цвета хаки, ее тут же сменяет шлем оранжевого цвета - и это уже лис. Или женщина, приютившая Питера, когда шлем резко сменяет кокетливо нахлобученный на макушку платок...

Минимализм — основной прием оформления спектакля (художник Илья Пашнин). Костюм артиста весь в «зарядках» (многочисленные внешние и внутренние карманы, небольшая барсетка на поясе) — в них лисьи фигурки, выточенные из дерева, оранжевого цвета напульсники, да много всего, что понадобится для новых персонажей. Еще больше «зарядок» в палатке, они также помогают рассказчику. Внешняя центральная ее часть становится экраном, на котором возникают буквы, складывающиеся в правильные слова, анимация с бегущим лисом, грузовики с вооруженными взрослыми...

Куда сложнее внутренний переход из одного образа в другой - невидимый. Иван Писоцкий, артист очень высокого роста, на сценической площадке имеет совершенно детской выражение лица и не кажется таким уж высоким. Перед нами растерянный мальчик одиннадцати или двенадцати лет, попадающий в различные передряги и без тени геройства. У лиса в его же исполнении пластика другая и интонации другие. Трехчасовой марафон в поисках друга артист наполнит гаммой эмоций тонкой материи, из которых в конечном счете формируется личность. Мальчик ищет своего лиса. Лис ждет своего мальчика. Идет война, оттягивая эту встречу. Неизбежны потери — человеческие и животного мира… Реалии так узнаваемы.

Основная тема «Лиса» чем дальше, тем больше перекликается с «Маленьким принцем» Экзюпери — об ответственности за ближнего, за того, кто тобой приручен. Питер найдет своего лиса, хотя хеппи-энд не совсем тот, на который рассчитываешь. За время, что идет война, домашний лис открыл для себя мир дикой природы, и это тоже его мир. И он в нем останется, и, уходя за другими лисами, беспрестанно станет оглядываясь на своего мальчика.

— И тогда я понял, — произносит в финале Питер, — что разлуки нет.

Интервью с режиссером Юлией Каландаришвили после спектакля.

— Это не первый мой спектакль, где дети оказываются на войне, но я не могу сказать, что это в данном спектакле центральная тема. Меня больше интересует, как среда формирует детей и как она отражает то, что происходит. Мой первый спектакль на эту тему был в Новосибирске — «Воин» по пьесе Маши Огневой. Вот там четко прослеживается тема войны и детей. Здесь же рассказ о войне через индивидуальные переживания.

— Сегодняшние подростки, которые живут достаточно благополучно, особенно в больших городах, - насколько им эта тема интересна?

— После спектакля обычно мы проводим обсуждение, и я как-то сама спросила их: «Скажите, ребята, это вам нужно?» Ведь мы сами, находясь за кулисами во время спектакля, дико переживаем, пропускаем всё через себя, обливаемся потом. А им-то это нужно? И, судя по ответам, выяснилось, что да, ради них стоит делать такие спектакли. Если с ними просто говорить о войне, то это будет не их история. А если говорить о мире, оказавшемся в такой ситуации, значит, говорить об их мире, становлении и росте. Важный вопрос — как найти истину о себе. Даже не о мире, не в общем, а о себе. Только тогда можно позволить себе строить тот мир, цену которому ты чувствуешь. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как сообщает Radio Times, английский актер Дэниэл Крэйг, наиболее известный по роли Джеймса Бонда, раскритиковал решение создателей бондиады превратить агента 007 в женщину."Почему женщина должна
подробнее...

Но для начала корабль поменяет название, точнее,  ему вернут историческое  – «Прогресс» (именно так назывался бывший кинотеатр, куда четверть века назад въехал Армен Джигарханян с группой своих
подробнее...

Это один из крупнейших в мире экологических и просветительских проектов, объединивших за 15 лет более 25000 фотографов из 146 стран мира. Гости фестиваля увидят лучшие работы фотографов за все время
подробнее...

В 1986 году Валерий Фокин (теперь художественный руководитель Александринки) поставил в театре Ермоловой пьесу Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» — драму «сомнительного содержания».Звонит мне
подробнее...

– Это работа досталась мне в наследство. Она хранится в нашей семье с 1960-х, досталась мне от двоюродной бабушки, которая работала в испанском посольстве, – рассказывает Ирина Попова «МК», мастер по
подробнее...

Одному человеку сложно преуспеть во всех областях деятельности: поэтому приходится выбирать, ученый ты, деятель культуры или инженер. Но случаются в истории энциклопедисты — люди с чрезвычайно широким
подробнее...

«Все получилось некрасиво, подло, непорядочно, — начала Наталья. — Она взяла себе «По полюшку», вырвав практически эту песню у Аллегровой. Ира хотела ее взять, но Люба тогда проходила через тяжелые
подробнее...

— Певцов много работает в театре, в ближайшее время я хочу предложить ему еще роли в двух спектаклях, — рассказал «МК» директор Ленкома Марк Варшавер.— Марк Борисович, став народным избранником,
подробнее...

  Александр Пономарев умеет удивлять. Но помимо эффекта «вау», немаловажного для современного мира, в его произведениях всегда есть глубина. Оно и немудрено, ведь Пономарев — не только тонкий
подробнее...

23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар
подробнее...

ЧасыЯ — мальчик. Очень правильный и гордый этим. Иду в магазин по поручению мамы. Вижу: на пороге магазина валяются наручные часы.Меня переполняют честность, воспитанность, неуверенность в себе. Я
подробнее...

Евгений Марьян родился в Молдавии, изучал социальную педагогику в Приднестровском университете, а потом переехал в Москву. «Я не имею кинообразования, поздно понял, что хочу заниматься кино. В том
подробнее...

То, что до столицы Золотого кольца все-таки добрались иностранные театры и компании, само по себе событие. Россия, как-никак, все ещё в красной зоне, и ПЦР-проверки на границах совсем не способствуют
подробнее...

Сериалы в формате скринлайф (все действие разворачивается как будто на экране гаджета) должны были спасти местную киноиндустрию в период локдауна. Для многих актеров и режиссеров такие фильмы и правда
подробнее...

Встречу с журналистами руководство филармонии начало со слов благодарности в адрес генерального спонсора Петербургской филармонии нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает помощь концертной
подробнее...

Жалоба - вызов в суд – запрет. Разыграть, как по нотам, ситуацию с «СБП» у властей в Минске пока не получилось. Представителей «неугодного» писательского объединения 24 августа побывали в здании
подробнее...

В этот день все гости книжной ярмарки смогут найти себе жанр по вкусу: здесь вы найдете книжные новинки 2021 года, бестселлеры, нон-фикшн, художественную и детскую литературу, музейные издания — более
подробнее...

Сценарий «Море волнуется раз» написан Николаем Хомерики в тандеме с Александром Родионовым, и это их четвертая совместная работа. Их герои - Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) уединяются в
подробнее...