Срочные новости раздела
Исследовательница рассказала об эпатажных выходках Шарля Бодлера

Исследовательница рассказала об эпатажных выходках Шарля Бодлера

- Применительно к Бодлеру часто можно услышать определение «проклятый поэт». Откуда оно возникло?

- В литературный обиход выражение «проклятые поэты» ввел Поль Верлен, уже после смерти Бодлера, в 1880-е гг., опубликовав серию очерков, которые затем были изданы отдельной книгой, о Тристане Корбьере, Артюре Рембо, Стефане Малларме, Марселине Деборд-Вальмор, Огюсте Вилье де Лиль-Адане и себе самом, «бедном Лелиане». Верлен был младше Бодлера на двадцать три года (значит на момент выхода «Цветов Зла» ему было тринадцать, читать и писать стихи он начал рано) и воспринимал его как учителя, причисляя к поколению новых романтиков. Интересно, что молодой поэт, выпустивший на тот момент одну книгу – «Сатурнические стихи» – был одним из немногих пришедших на похороны Бодлера. Надо думать, Бодлер не попал в книгу «Проклятых» только потому, что объемное эссе о нем Верлен написал еще в 1865 году (то была одна из первых его критических работ), и эпитет «проклятый» возникает там в контексте анализа стихотворения «Старушки» как реплика недоброжелателей: «Будь проклят тот дерзкий поэт, что портит нам все удовольствие, высмеивает слезы, которые сам исторгнул...». Избранность и проклятость поэта – темы первого стихотворения «Цветов Зла», «Благословение».

- Я читал, что у Бодлера были тяжёлые отношения с отчимом и он возненавидел свою мать. В какой мере это повлияло на его творчество?

- Отношения с генералом Жаком Опиком, профессиональным военным, занимавшим важные государственные посты, у Бодлера действительно были тяжелые, и виной тому был сам Бодлер. Но мать он продолжал любить, о чем свидетельствует их непрерывная доверительная переписка. Интересно, что первые свои публикации поэт подписывал как «Бодлер-Дюфаи», то есть присваивая себе девичью фамилию матери. Я не сторонница психоаналитических интерпретаций литературы, но именно с этой детской травмой, чувством одиночества, отверженности Ж.-П. Сартр связывал «изначальный выбор» Бодлера, определивший характер его жизни и творчества – быть «другим», культивировать свою исключительность. В скобках заметим, что генерал Опик умер за несколько месяцев до выхода в свет «Цветов Зла». Все трое – Бодлер, его мать и отчим – будут похоронены друг подле друга на кладбище Монпарнас.

- Родители ведь даже отправили его в Индию, лишь бы он не занимался литературой?

- Дело было не столько в литературе, сколько в богемном образе жизни: долги, сомнительные знакомства, кутеж. Хотя поначалу Бодлер подавал надежды, хорошо учился в школе, и отчим желал для него военной или государственной карьеры. На семейном совете в конце мая 1841 года было принято решение удалить его на время из Парижа. Однако в Индию Бодлер так и не попал: прожив чуть больше двух недель на острове Маврикий, он добрался до острова Бурбон и плыть дальше отказался. В Париж Бодлер вернулся уже в феврале 1842 года, что не помешало сформироваться мифу, согласно которому именно в Индии Бодлер в совершенстве освоил английский язык и впоследствии смог блестяще перевести почти полное собрание сочинений Эдгара Аллана По (последнее – истина).

- Ещё одна сторона биографии Бодлера - его увлечение наркотиками и разгульной жизнью. В этом был протест против общественных условностей или болезненная зависимость?

- Ни то ни то. Скорее, артистический жест, дань литературной традиции, связанной с именем Томаса де Квинси, автора «Исповеди англичанина, любителя опиума» (1821), которую Бодлер подробно анализирует, отказавшись от первоначального намерения ее перевести, в книге «Искусственный рай» (1860) (при переводе заглавия вместе со множественным числом слова «paradis» неизбежно пропадает важнейший смысловой аспект). Нужно понимать, что в XIX веке наркотики были легальным и недорогим товаром, который можно было приобрести в аптеке. В знаменитом особняке Пимодан, где в 1840-е годы жили Бодлер и Теофиль Готье, под наблюдением врача проходили собрания «Клуба гашишистов», куда однажды заглянул и Бальзак. В наркотическом опьянении писатели-романтики искали путь к мистическому опыту, наркотики для них были средством преодоления мира явленного, обретения бесконечного в конечном, способ «умножения личности» – это выражение фигурирует в подзаголовке книги Бодлера «О вине и гашише» (1851). Бодлер много лет принимал опиум, тяжелой зависимости у него не было, но это, конечно, не могло не подорвать его здоровья. Хоть он и упоминает «склянку с настойкой опия» в стихотворении в прозе «Две комнаты» как нежную и вероломную «подругу», все же по своему творческому темпераменту Бодлер был аналитиком, рефлексирующим поэтом, «artiste de volonté», как сказал о нем Барбе д’Оревийи. Его девизом стала фраза Р.У. Эмерсона: «Герой – тот, кто всегда несокрушимо сосредоточен».

- А как поэт эпатировал публику?

- Всячески. Этому отчасти посвящен наш «Литературный гид» по Бодлеру, который мы вместе с Верой Аркадьевной Мильчиной подготовили для специального французского номера «Иностранной литературы», запланированного на июль этого года. Корпус воспоминаний и «мифов» о Бодлере огромен, и для нашей подборки (в нее вошли Шарль Асселино, Теодор де Банвиль, Максим Дюкан и Шарль Тубен) я выбирала те, что не нарушат равновесия между «человеком» и «поэтом». Шарль Асселино, первый биограф Бодлера и один из самых верных его друзей, подробно рассказывает о том, как Бодлер пускал в ход свою «теорию удивительности» в одежде (ходил в блузе, с непокрытой головой), внешности (о том, как Бодлер выкрасил волосы в зеленый цвет, вспоминает Дюкан), еде, самой манере говорить (дар раздражать людей) и работать (прокрастинация и в то же время строжайшая, изнурительная требовательность к себе). При этом сам он неукоснительно следовал императиву денди «ничему не удивляться».

- В сборнике «Парижский сплин» среди прочего заметно возмущение социальной несправедливостью. В какой степени тема обездоленных волновала Бодлера?

- Бодлер – совсем не ангажированный поэт, ему были близки принципы «искусства для искусства». Он любил перевоплощаться и примерять маски, тема обездоленных для него – литературный сюжет. У Бодлера не было четких политических воззрений, его участие в революционных событиях 1848 года, сотрудничество в демократической и республиканской прессе, имело не столько идеологический, сколько духовный характер. Таково же его отношение к «толпе», в которой он находил источник современного вдохновения, эстетической энергии.

- Бодлера судили после выхода его знаменитого сборника «Цветы Зла», обвинив в богохульстве. Чем закончилась эта история и как повлияла на дальнейшую его жизнь?

- Бодлера судили в августе 1857 года, через полгода после благополучного для Гюстава Флобера процесса над романом «Госпожа Бовари», поэтому на снисхождение рассчитывать ему не приходилось, тем более что влиятельных защитников у него не было. Обвиненный в «грубом и оскорбительном для стыдливости реализме», что равнялось безнравственности, Бодлер должен был выплатить штраф в 300 франков (сумма для безденежного поэта огромная) и исключить из сборника шесть слишком откровенных стихотворений, тогда как стихотворения, оскорблявшие религиозную мораль (раздел «Мятеж»), в конечном итоге не вошли в число осужденных. Последнее требование было для поэта абсолютно неприемлемым, поскольку разрушало самый замысел книги, которую – настойчиво повторял он в заметках для своего адвоката – необходимо судить как целое, где кощунству противопоставлены устремления к Небу, непристойностям – «цветы платонизма». Бодлер придавал огромное значение именно композиции сборника. Не случайно темой первого стихотворения («Благословение») становится само появление поэта на свет, тогда как последний раздел посвящен последнему «Плаванию», смерти. Важно подчеркнуть, что «Цветы Зла» – единственный поэтический сборник Бодлера, книга, над которой он продолжал работать всю жизнь. В феврале 1861 года выходит второе издание «Цветов», пополнившееся 35 новыми стихотворениями (среди них – знаменитый «Альбатрос» и целый раздел «Парижских картин»). Третье издание вышло уже посмертно, в 1868 году. И еще одно важное уточнение: заглавное «Mal» (Зло) Бодлер писал с прописной, иногда даже опуская слово «цветы».

- Много говорят об отношениях Бодлера с балериной Жанной Дюваль. Насколько этот роман стал для поэта роковым?

- Роковой можно назвать любовь Нерваля к актрисе Женни Колон. Жанна же не была единственной пассией Бодлера, что нашло отражение и в женских образах «Цветов Зла», вдохновленных не только «черной Венерой», но также легендарной Аполлонией Сабатье, в салоне которой собирался весь артистический цвет Парижа, и белокурой пышнотелой актрисой Мари Добрен (ей среди прочих посвящено стихотворение «Прекрасный корабль»). Когда Бодлер познакомился с Жанной весной 1842 года, она была статисткой в одном из парижских театриков и любовницей Надара. И впоследствии не раз изменяла поэту, с чем он мужественно мирился, связь их длилась около двадцати лет. О Жанне мы знаем очень мало, не известны ни ее фамилия, ни точные даты жизни, расходятся даже описания ее внешности, за исключением того, что она была высокой мулаткой. Когда в 1859 году Жанну разбил паралич и ее положили в больницу, она указала как место своего рождения Санто-Доминго.

- Как поэта воспринимали литературные современники?

Нельзя сказать, что Бодлер умер непризнанным. Однозначно – недооцененным и не до конца понятым. Для кого-то он оставался «певцом падали» (кстати, Поль Сезанн знал это стихотворение наизусть). За год до смерти в письме матери сам поэт говорит о «школе Бодлера». У него действительно появились последователи и почитатели среди молодых парнасцев, но он хотел быть один. Наибольшее значение имела для Бодлера оценка Теофиля Готье. Его талант был отмечен Виктором Гюго, которому посвящены стихотворения «Лебедь», «Семь стариков», «Старушки»: «Вы творите новый трепет». Верлен связывал глубочайшую оригинальность Бодлера с тем, что он воплотил «современного человека». Примечательна также английская рецензия 1862 года, автором которой был поэт А.Ч. Суинберн: тот хвалил Бодлера за поэтическое мастерство, умение находить точные слова и рифмы.

- Как бы вы охарактеризовали влияние Бодлера на мировую культуру и поэзию?

- Как сказал в начале прошлого века Поль Валери, «с Бодлером французская поэзия вышла наконец за пределы нации. Она понудила мир читать себя; она предстала в качестве поэзии современности». Бодлер очень боялся, что останется в памяти потомков всего лишь «homme singulier» (человеком с причудами, странным), тогда как он мечтал о настоящем поэтическом величии, «универсальности». Во французской поэзии Бодлер безусловно стал источником новой образности и чувствительности. Вновь цитируя Валери: ни Верлен, ни Рембо, ни Малларме не стали бы собой, не прочитай они «Цветы зла». Близкое себе в Бодлере находят символисты, декаденты, а в XX веке – сюрреалисты. Будущее показало, что творчество Бодлера действительно имело мировой резонанс (достаточно вспомнить о том, как высоко его ценили Р.-М. Рильке и Т.С. Элиот). За счет чего? Дело не в «анатомировании зла» и эстетизации безобразного, примеры которого можно найти и у предшественников. Ключевым здесь является уже не раз повторявшееся нами слово «современность», которое следует дополнить словом «критика». Значение Бодлера – в том, что он делает критику частью творческого процесса, как о том писал Октавио Пас в эссе «Явление и явленное: Бодлер как художественный критик» (1967), на которое ссылается Юрген Хабермас в речи «Модерн – незавершенный проект» и которое я в свое время перевела. Бодлер обнаруживает относительность традиции и ценностей. Он, как никто в середине XIX века, сумел понять и объяснить эстетику современности не только в поэзии, но и в живописи, и в музыке: среди его заслуг – открытие Делакруа и Вагнера. Поэзия составляет меньше половины написанного Бодлером. Куда объемнее его прозаическое наследие, многочисленные рецензии и критические статьи, в которых собственно критика перерастает в теорию, как, например, в знаменитом эссе «Le peintre de la vie moderne» (1863), заглавие которого принято переводить как «Поэт современной жизни», что само по себе показательно, ведь Бодлер пишет и о конкретном художнике – Константене Ги и о художнике современности вообще.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как сообщает Radio Times, английский актер Дэниэл Крэйг, наиболее известный по роли Джеймса Бонда, раскритиковал решение создателей бондиады превратить агента 007 в женщину."Почему женщина должна
подробнее...

Но для начала корабль поменяет название, точнее,  ему вернут историческое  – «Прогресс» (именно так назывался бывший кинотеатр, куда четверть века назад въехал Армен Джигарханян с группой своих
подробнее...

Это один из крупнейших в мире экологических и просветительских проектов, объединивших за 15 лет более 25000 фотографов из 146 стран мира. Гости фестиваля увидят лучшие работы фотографов за все время
подробнее...

В 1986 году Валерий Фокин (теперь художественный руководитель Александринки) поставил в театре Ермоловой пьесу Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» — драму «сомнительного содержания».Звонит мне
подробнее...

– Это работа досталась мне в наследство. Она хранится в нашей семье с 1960-х, досталась мне от двоюродной бабушки, которая работала в испанском посольстве, – рассказывает Ирина Попова «МК», мастер по
подробнее...

Одному человеку сложно преуспеть во всех областях деятельности: поэтому приходится выбирать, ученый ты, деятель культуры или инженер. Но случаются в истории энциклопедисты — люди с чрезвычайно широким
подробнее...

«Все получилось некрасиво, подло, непорядочно, — начала Наталья. — Она взяла себе «По полюшку», вырвав практически эту песню у Аллегровой. Ира хотела ее взять, но Люба тогда проходила через тяжелые
подробнее...

— Певцов много работает в театре, в ближайшее время я хочу предложить ему еще роли в двух спектаклях, — рассказал «МК» директор Ленкома Марк Варшавер.— Марк Борисович, став народным избранником,
подробнее...

  Александр Пономарев умеет удивлять. Но помимо эффекта «вау», немаловажного для современного мира, в его произведениях всегда есть глубина. Оно и немудрено, ведь Пономарев — не только тонкий
подробнее...

23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар
подробнее...

ЧасыЯ — мальчик. Очень правильный и гордый этим. Иду в магазин по поручению мамы. Вижу: на пороге магазина валяются наручные часы.Меня переполняют честность, воспитанность, неуверенность в себе. Я
подробнее...

Евгений Марьян родился в Молдавии, изучал социальную педагогику в Приднестровском университете, а потом переехал в Москву. «Я не имею кинообразования, поздно понял, что хочу заниматься кино. В том
подробнее...

То, что до столицы Золотого кольца все-таки добрались иностранные театры и компании, само по себе событие. Россия, как-никак, все ещё в красной зоне, и ПЦР-проверки на границах совсем не способствуют
подробнее...

Встречу с журналистами руководство филармонии начало со слов благодарности в адрес генерального спонсора Петербургской филармонии нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает помощь концертной
подробнее...

Сериалы в формате скринлайф (все действие разворачивается как будто на экране гаджета) должны были спасти местную киноиндустрию в период локдауна. Для многих актеров и режиссеров такие фильмы и правда
подробнее...

Жалоба - вызов в суд – запрет. Разыграть, как по нотам, ситуацию с «СБП» у властей в Минске пока не получилось. Представителей «неугодного» писательского объединения 24 августа побывали в здании
подробнее...

В этот день все гости книжной ярмарки смогут найти себе жанр по вкусу: здесь вы найдете книжные новинки 2021 года, бестселлеры, нон-фикшн, художественную и детскую литературу, музейные издания — более
подробнее...

Сценарий «Море волнуется раз» написан Николаем Хомерики в тандеме с Александром Родионовым, и это их четвертая совместная работа. Их герои - Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) уединяются в
подробнее...