Срочные новости раздела
Керамист Наталия Хлебцевич рассказала, как в фарфоре вырастить тыкву

Керамист Наталия Хлебцевич рассказала, как в фарфоре вырастить тыкву

Прежде чем начать подробный разговор о керамики мы попадаем в святая святых кафедры – в печной цех. Особенность керамической специальности в том, что художнику нужно обжигать свои творения. «Нет обжига – нет керамики», – доходчиво поясняет Наталия Хлебцевич, показывая печной фонд Строгановки - восемь печей. Гордость института – старинный газовый горн, последний действующий в Москве. В нем можно обжигать керамику размером с человеческий рост. Опытным путем выясняю, что в нем может поместиться сразу несколько корреспондентов «МК».

– Работает все это благодаря усилиям старейшего мастера-обжигальщика Андрея Серегина, – рассказывает Наталия. – Конечно, ему помогают, но он относится к ним как к своим детям и бережет. Газовый обжиг дает восстановительную среду. Для керамистов это очень ценно, так как в восстановительном обжиге глазури меняют свой цвет и приобретают более живые оттенки. Для фарфора требуются очень высокие температуры – до 1350 градусов – а это уже другой тип изоляции. После экскурсии усаживаемся в маленькой мастерской.

3D принтер для «перевода» звуков в форму

– Что такое современная керамика? Насколько далеко ушла технология в этой области?  

– В современной керамике сегодня появились такие формы как инсталляция, перформанс, активно используются звук и видео. Что касается технологии, то здесь каждый художник находит свои нюансы, постоянно что-то изобретает. В этом смысле наша страна, прямо скажем, находится не на ведущих позициях. Ну а совсем из новых технологий это скорее всего 3D печать. Мы на своей кафедре стали одними из первых среди вузов в России делать проекты для печати глиной. Такую технологию можно использовать не только как технический инструмент, но и «сращивать» с идеей. Например, голландский художник Оливье Ван Херпт, парень 30-ти лет, печатает метровые тонкостенные сосуды с помощью звука. В одном из проектов он поставил 3D принтер на саунд-буфер с музыкой современного авангардного музыканта. И таким образом он напечатал звуковые фигуры. Принтер выдавливает глину – как кондитерский шприц. Колебания динамика рождают рельеф вазы – сосуды как бы запоминают музыку в физической форме. Очень красиво. И эта новая методика керамики развивается прямо у нас на глазах. Но лично для меня важна тактильность. Я стараюсь работы делать от начала до конца своими руками. Это очень сложные механические процессы, но и своего рода медитация. А 3D принтер – просто вариант применения новой техники в искусстве. 

– Вас привела в керамику эта медитативность?

Нет. Я случайно попала в мир керамики. Еще в детстве ходила в кружок во дворце пионеров, а потом уже попала сюда, на кафедру керамики и уже точно поняла, что это абсолютно мое. И чем больше этим занимаюсь, тем больше испытываю восторг от дела.  -А что вообще такое керамика? С греческого – глина. Но ведь это не только материал?

Смотря у кого спрашивать: у материаловеда, химика или у искусствоведа - у всех разные ответы. Как мы объясняем студентам? Керамика – это глина, которая прошла определенную технологическую обработку. Если она сырая, то это еще не керамика, если она обожжена, то там произошли процессы спекания, и она стала керамикой, которую  можно расписать, разбить, чтобы она приобрела другие качества.  Сам же художественный процесс начинается на этапе подготовки массы, это не глина, а именно масса – то, что составлено из глины и других материалов. Поэтому  фарфор тоже считается областью керамики, просто у массы, из которой делают фарфор, другой состав. Если технологи сделают плохую массу, то из нее трудно слепить что-то хорошее. Важно, чтобы масса была послушной, не трескалась в обжиге.

Живые грибы и тыквы, растущие в красной глине

– Кто из современных мастеров, может быть, западных, делает «погоду» в керамике? Какими новыми тенденциями увлекаются продвинутые художники?

– Лично я до первой выставки номинантов премии Кандинского мало интересовалась актуальным искусством. А потом оно меня захватило, и через год я сама стала номинантом. Сейчас на западе много интересных имен в керамике. Мой любимый керамист – британец Грейсон Перри. Обожаю его, хотя то, что делает он, совсем не похоже на мои работы. Но это удивительный человек – трансвестит: ходит в женском платье, хотя не гей. Он встречался с женщинами из низшего класса, ходил с ними по магазинам, и они его одевали на своей вкус в женскую одежду, а потом вместе шли на дискотеку. А после он делал произведения на эту тему – очень провокационные вазы, гобелены. Сам сосуд традиционной формы, но роспись на нем вскрывает самые острые и проблемные темы. Протестная керамика –  большое направление на Западе. Моя хорошая знакомая, американская исследовательница Джудит Шварц написала книгу о том, как художники-керамисты в своих работах говорят о политических и социальных проблемах. Когда она начала собирать материал, то не ожидала, что наберет множество примеров со всего мира. 

– В России керамика тоже приобретает социально-политический оттенок?

– Лично меня больше интересуют темы вечные, связанные с философией, со временем. С детства люблю биологию и стараюсь внедрить ее в свои керамические работы, нравится работать с живыми организмами. Например, одна из работ, с которой я номинировалась на премию Кандинского, называлась «Трансформация». Там в сырой красной глине прорастали семена тыквы. Глина – часть земли. Реальные ростки находятся рядом с их изображениями, созданными в гиперреалистической манере на обожженных фарфоровых пластинах. Во время инсталлирования семечко реально растет и в какой-то момент совпадает со своим «портретом». Это работа в буквальном смысле живет: она даже пошла в цвет – начали образовываться завязи. Бабушки-смотрительницы, как на даче, поливали ростки. В работе «Дни, часы, минуты, годы» в шарах из сырого фаянса я выращивала грибы вешенки. Они появлялись и взрослели, превращаясь в морщинистых «старичков», а рядом на длинном световом коробе лежали паспортные фотографии людей разного возраста – от младенческого до пенсионного. Напротив отсчитывал время метроном. Грибы проживали свою жизнь «от» и «до», а люди на фото не менялись. Но их керамические портреты были выставлены на хрупких фарфоровых прутиках, находясь в ситуации постоянной уязвимости.

– Керамика - это всегда о хрупкости?

– Да, сам материал хрупкий, но в тоже время вечный. Этот парадокс очень интересен. Срок хранения – четыре тысячи лет. Но керамику легко можно разбить, а осколки останутся и не сгниют.

– Сегодня керамика стала модной. Она популярна у коллекционеров и молодежи. Многие едут в экспедиции, где можно работать на печах дровяного обжига. Почему?

– Мне странно, что этого не произошло раньше, потому что материал настолько многообразный, с ним можно сделать что угодно. Людям нравится этим заниматься: приятно возиться руками в глине - своеобразная психотерапия. Рисовать могут не все, а слепить, если показать приемы - многие. Гончарный круг вводит человека в такое гипнотическое состояние. Самый кайф уединения у меня был на изоляции. Когда нельзя было работать в мастерской Строгановки, я увезла формы и глину в квартиру и на подоконнике отливала разные сосуды. Сделала огромное количество работ, в том числе те, что поехали на корейскую биеннале.

– А что нужно керамисту для комфортной работы? Или у каждого свои «пунктики»?

– Мне важно, чтобы вокруг меня был всегда порядок, чистота, несмотря на грязный процесс работы, важно забыть о внешнем. Так я делала  тарелки с названием «Медитация». Они выставлялись на биеннале в Японии и Тайване. Другую серию,  фаянсовую - «Зрители», показанную на латышской биеннале,   я придумала, наблюдая за посетителями музеев. На тарелках - фото людей, которые разглядывают искусство, их силуэты «встроены» в глазурные фоны. Причем, это снимки не российских зрителей: у нас нет культуры долго смотреть на картину. А там люди встают возле какого-нибудь Ротко и погружаются на полчаса. 

«В керамике остаются единицы»

– Как цифровизация сказывается на восприятии и на создании искусства?

– Она работает на популяризацию искусства в разной среде. И художник может иметь гораздо большую аудиторию. Я вот, например, очень долго сопротивлялась Инстраграму, не могла заставить себя постить, а теперь привыкла и поняла, что это необходимо – это новые возможности. Вот ТикТок я пока не освоила, как-то не доходят руки. 

Сегодня если художника никто не знает, то он занимается своими медитациями, сидит дома и варится в своем котле. Конечно, это здорово для самого художника, но все заканчивается тем, что он не будет участвовать в хороших выставках. В этом главный минус уединения. Я где-то прочитала, что на Западе художник тратит около 30% времени на свои пиар и популяризацию своего творчества, на работу с галереями. А я  трачу даже половину своего времени, чтобы уладить все дела – начиная от соцсетей и заканчивая письмами и переговорами о выставке. Но эта палка о двух концах, так как на творчество время совсем не остается. В идеале художник должен работать с тем, кто ему помогает – менеджер или галерист. Мне  помогает сын – сделал мне сайт (он у меня графический дизайнер), поэтому уже намного легче. 

– А сколько из выпускников остается в искусстве или сколько идет работать на художественные фабрики и заводы? А сколько занимается после чем-то совсем другим?

– Такой статистики никто не ведет. В искусстве остается большинство – кто-то в преподавании, кто-то становится независимым художником. При этом в керамике остаются из группы единицы. Керамических заводов уже почти нет. Но кто-то создает свои небольшие предприятия, дизайн-студии. Не знаю, на сколько они прибыльные, но они делают свою продукцию. Проблема ещё в том, что керамика требует больших вложений в начале профессионального пути. Все-таки в процессе учёбы студенты могут и лепить, и обжигать свои работы - здесь есть печи разных температур и объема. А что потом? Дома на подоконнике можно лепить, но не обжигать. Некоторые, кстати, идут в реставраторы, это тоже важная профессия.  

- Смогли бы вы дать свой прогноз на развитие керамики?

- Не очень он для меня радостный. По закону жанра, если сегодня керамика в моде, значит скоро выйдет из модных трендов. Но при этом керамика развивается волнами уже несколько тысячелетий. Например, в начале прошлого века начал развиваться так называемый русский авангард, который принес в керамику много свежих идей, художники хотели сделать свои работы более открытыми для пользования ее рабочим классом, и парадоксальным образом сегодня эта посуда одна из самых дорогих в мире. Потом, в 50-е и 60-е годы такие художники, как Пикассо, Матисс, Леже часто использовали керамику в своих произведениях и тоже хотели сделать их популярными в бытовом применении. Сейчас наиболее сильная ветвь – уход керамики в большие темы и в большие жанры искусства. То есть разделение на функциональность и искусство будет более явным. В 60-годы искусствоведы в журнале «Декоративное искусство» писали, что в фарфоре и керамике слишком мало внимания уделяется дизайну, рисункам, что надо, наоборот, выводить керамику из массовой культуры. А сейчас с этим нет проблем: много авторских работ в среднем ценовом сегменте и в  галереях все чаще появляются образцы коллекционного дизайна. Вкус у публики развивается и это радует.  

– Есть ли у вас, как у художника свои мечты?

– Я хотела попасть на биеннале в Корею – это одна из самых известных в мире керамических биеннале, и вот свершилось – в этом году меня пригласили. Еще хочу на европейскую биеннале Фаэнца, хочу в Китай, который пока мной остался непокоренным. А в профессиональном смысле я бы хотела усилить фарфоровое направление - есть куда рости..     

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В сети уже появилось видео, где группа, в которой ещё недавно пел брат Дани - Илья Милохин, опять нашла нового участника.Напомним, что около месяца назад Илья сорвал концерт ребят и просто ушёл за
подробнее...

Собственно, с ММКФ все когда-то и началось. В 2014 году Милош Бикович приехал в Москву представлять сербскую картину «До встречи в Монтевидео!», после чего Никита Михалков и пригласил его в свой фильм
подробнее...

Петр Домалевски не раз представлял свои картины в России. Теперь его героиней стала семнадцатилетняя Оли из небольшого польского городка. В главной роли дебютировала  очень способная двадцатилетняя
подробнее...

— Многие люди постарше говорят: вот раньше деревья зеленее были и солнце светило ярче? Что происходит с душой с возрастом — она взрослеет?— Да, это вполне психологически оправданно. Кажется, что все
подробнее...

Судьба Булгакова-драматурга не была счастливой. За 10 лет писатель насчитал 300 отрицательных рецензий на свои пьесы и только 3 положительные. Новые пьесы остаются в столе, поставленные —
подробнее...

Прямая трансляция начнется здесь ближе к 10 вечера - мы будем знакомить вас с последними новостями "Евровидения", покажем видео всех выступлений и будем публиковать результаты голосования в
подробнее...

«Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего», – писал Павел Челищев. К тому моменту, когда он начал создавать «сферические» полотна, художник уже был известным мастером. Успел
подробнее...

Интересно было наблюдать за взаимоотношениями в Семье. Тамадой был Максим Галкин, само собой, ему по штату положено. Тут надо сказать, что присутствие Галкина в жизни Примадонны как-то Семью
подробнее...

Накануне заседания возглавляющий ее директор театра «Ленком» Марк Варшавер встретился с первым заместителем Руководителя Администрации президента РФ Сергеем Кириенко и задал ему вопрос: «Почему у нас
подробнее...

Сарик Андреасян взялся за съемки сериала «Ресторан по понятиям». Новый формат для стриминговой платформы - 10 серий по 20 минут. Это криминальная комедия о четырех преступниках. Один из них - вор со
подробнее...

По словам режиссера, импульсом к созданию фильма послужила фраза из романа «Осквернитель праха» Фолкнера о том, что немногие могут выдержать рабство, но никто не способен выдержать свободы.  Картина
подробнее...

Леонардо и его сны по графикуЛеонардо да Винчи отличался феноменальной работоспособностью и добился ее во многом благодаря четкому расписанию сна. Гениальный художник и изобретатель спал по 10–20
подробнее...

Неслучайные совпадения   Амстердам. Тихая улочка Йоденбреестраат сегодня уставлена велосипедами, на которых так любят передвигаться по городу современные голландцы. Среди других симпатичных домиков
подробнее...

Таир Салахов приехал из Баку и поначалу не рисковал ставить свою подпись на картины (его отец был расстрелян как «враг народа»), но потом покорил Москву, затем – Европу и Америку, при жизни стал
подробнее...

По словам 63-летней актрисы, она оказалась в «подвешенном состоянии», когда «внезапно стала знаменитой, но у нее не было денег». Стоун отметила, что не могла позволить себе купить платье для церемонии
подробнее...

Думая обо всем этом, я вывел не то чтобы формулу — некий признак, который помогает мне хотя бы приблизительно сформулировать свое отношение к чему-то новому из того, что появляется в культурном
подробнее...

То, что Достоевский и теперь живее всех живых, убеждаешься на «Братьях Карамазовых». После того как 19-летний выпускник казанской гимназии устроил побоище, а потом заявил, что осознал себя богом, все
подробнее...

"Причина смерти Андрея выясняется пока еще, по крайней мере ее не оглашают", - рассказал Цабут в интервью порталу StarHit. Он отметил, что созванивался с Андреем последний раз за несколько дней до его
подробнее...