Срочные новости раздела
В ходе экологической экспедиции кинематографистам указали на «пожирателей Байкала»

В ходе экологической экспедиции кинематографистам указали на «пожирателей Байкала»

Фильмов на экологическую тему снимается достаточно, но не так часто они способны привлечь общественное внимание. Но  картина Алексея Пивоварова про передел острова Ольхон на Байкале неожиданно вызвала у местных экологов и кинематографистов бурную и противоречивую реакцию. Сам факт того,  что она имела такой резонанс, чего-то да стоит. Но обо всем по порядку. Начнем с Розы Люксембург. 

При чем, собственно, она во всей этой истории? Люксембург, ставшую олицетворением борьбы женщин за равные права, придумавшую с соратницей  Кларой Цеткин Международный женский день, в последнее время все чаще и чаще вспоминают на волне феминизма. Представители фонда, носящего ее имя, называют Розу мученицей ноябрьской революции. Она была убита в Берлине вместе с Карлом Либкнехтом в январе 1919 года теми, кто позднее поддержит передачу власти национал-социалистам. В память о ней фонд при участии Государственной публичной исторической библиотеки  организовал  выставку в старейшем иркутском кинотеатре. А рассказывает она о том, как Люксембург несколько лет провела в тюрьмах, писала антивоенные брошюры. Представлены  в экспозиции отклики на ее трагическую гибель, затронуты ее спорные оценки русской революции. 

Приехав в Иркутск, делегация московских кинематографистов тут же отправилась на открытие сквера в честь 150-летия со дня рождения Розы Люксембург. Находится он на одноименной и одной из самых протяженных улиц города. Район считается не самым благополучным, о чем постоянно информировали гостей даже случайные люди. Они рассказывали о том, что много там асоциальных элементов и запойных граждан. Тут же вспомнился в очередной раз Леонид Гайдай. В сквере установили памятный знак в честь Розы Люксембург. А потом при участии студентов местного филиала ВГИКа высадили 47 кустов роз сорта «ругоза» – по количеству лет, прожитых героиней того дня.

В городском чате тут же завязался спор о том, как быстро выкопают розы. Однако руководитель района заверила, что прошли те времена, когда посаженные в городе цветы тут же подвергались варварской атаке. Некоторые из студентов  впервые в жизни сажали цветы. Кто-то отказался это делать, заявив,  что  не намерен заниматься физическим трудом. Один утонченный юноша сказал: «Я не копаю. Мне это не интересно». Опять – чистый Гайдай. И так на каждом шагу.

После посадки роз студенты и преподаватели отправились на творческую  встречу с московским документалистом Екатериной Головня, представившей свой фильм «Пятый элемент» о тундровых ненцах и их уникальной иммунной системе. В то время, пока начинающие  кинематографисты заявляли, что сажать розы – не их стихия,  Екатерина Головня, взяв в руки лопату, высаживала растения, хотя за полчаса до этого вывихнула палец на руке. А помогала ей председатель Иркутского отделения Союза кинематографистов, документалист Ольга Бельская.

Байкал не раз снимали не только российские, но и зарубежные кинематографисты. Чаще всего это были документальные картины. А французский режиссер Сафи Неббу снял на Байкале игровой фильм «В лесах Сибири» по книге французского путешественника Сильвена Тессона, который провел в одиночестве полгода на Байкале. Главный герой бежит из Парижа в Сибирь, чтобы обрести  мир в душе. В  интервью «МК» Неббу рассказал, что для него Байкал – все равно что  Марс. Нигде в мире он ничего подобного не испытывал: озеро способно за 30 секунд привести в состояние покоя. Такова духовная сила Байкала. А вот его насущные проблемы люди не могут разрешить годами. Впервые довелось там побывать в 2006 году, на кинофестивале  «Человек и природа», пообщаться с режиссерами, снимающими кино о животных, включая нерпу – пресноводного байкальского тюленя. В тех фильмах люди противостояли строительству трубопровода вокруг озера, но федеральные каналы их не показали. Спас тогда ситуацию Владимир Путин, указавший во время своей поездки на Байкал, куда нужно отодвинуть трубу. Было это в 2006 году. И до сих пор все у нас решается только на уровне верховной власти.

Тогда же Ольга Бельская представила свой фильм «Продаю лес на корню» – о вырубке сибирского леса и его вывозе  в Китай, где в полную мощь работают перерабатывающие заводы, расположенные у границы, поближе к сырьевому источнику. Теперь показали документальный фильм «Осознание красоты. Чей Байкал?», отмеченный наградой на фестивале «Сталкер». Снял его примерно на ту же тему уроженец Иркутска Валерий Шевченко. Когда-то он руководил там театром, потом получил режиссерское образование во ВГИКе.  Его картина тоже о китайской экспансии, хотя не только об этом, – скорее о жизни в этом уникальном регионе, в том числе и о жителях Ольхона. Но с китайцами вышел некий перебор. Проблема же не только в них, а в наших соотечественниках,  позволяющих  им делать то, что противозаконно. 

В Иркутске в рамках экологической экспедиции прошла конференция, названная красивым сочетанием: форсайт-сессия. Тем самым было заявлено о прогнозировании будущего, возможности оценить плюсы и минусы уже имеющегося опыта. В дискуссии принимали участие московские и иркутские кинематографисты,  местные экологи. Иркутский продюсер и режиссер Юрий Яшников, возглавляющий «Гайдай Центр», выступил очень эмоционально: «Делать кино в Иркутской области – подвиг. Бюджет не выделяется. От одного человека, работающего на своей энергии, трудно требовать  сразу двух подвигов — в экологии и кинематографе. Людей, способных  сегодня на два подвига одновременно, в Иркутской области нет».

По его мнению, самым кассовым фильмом последнего времени, который затрагивает экологическую тему, стал «Аватар» Джеймса Кэмерона. Но чаще упоминались две картины, причем не только участниками сессии, но и местными жителями, туристами. Это «Байкал. Удивительные приключения Юмы» Анастасии Поповой, с закадровым участием Константина Хабенского и Чулпан Хаматовой, и фильм Алексея Пивоварова о переделе Байкала.   

Независимый эколог и орнитолог Виталий Рябцев поднял проблему массового воровства земли на берегу Байкала и его последующей застройки. Основной причиной загрязнения эксперты считают рост туристического потока, наносящий удар по Байкалу. Все упирается, по их словам, в воровство и застройку. А Алексей Пивоваров в своем фильме, как они считают, дал слово всем «пожирателям Байкала». Оценка была жесткой: такие фильмы заполонили Интернет,  сделаны они в поддержку этих людей (даже если в планы это не входило, но так получилось). «Пивоваров с улыбочкой говорит, что людям негде жить. Сплошная ложь! Никто не запрещает полностью ловлю рыбы, кроме омуля. Никто еще с Байкала не уехал, зато съезжаются ушлые люди, занимающиеся продажей земли. Глазами пожирателей Байкала снят фильм», – заявил Виталий Рябцев.  

Экологи говорили о необходимости качественной социально-экологической рекламы – в частности, о раздельном сборе мусора. Но поддержать их производство не готовы даже заинтересованные профильные компании. Сняли иркутские энтузиасты  небольшой фильм об отказе от пакетного мусора, а он оказался невостребованным. Зато им предложили сделать новый, но бесплатно. 

Создательница частного музея «Куклы советского детства» в Листвянке Оксана Токмакова рассказала, как закрыли ее детище: «У нас семейная коллекция советской игрушки. Мы открыли музей на первом этаже дома, в котором живем. Но, оказывается, делать этого нельзя. Я ходила по судам, доказывала, что могу заниматься музеем, столкнулась с тем, что деятельность частных музеев никак не регулируется. Нас как будто их нет.  Мне угрожают отъемом земли». Оксана также рассказала, что в поселках на берегу Байкала нет канализации и воды, приходится покупать ее в магазине.  

Разрешить все эти проблемы невозможно годами. И вновь кто-то предложил обратиться к Путину, задать ему вопрос во время прямой линии: может, тогда что-то сдвинется. В конференции принимал участие выпускник продюсерского факультета ВГИКа Никита Россов. Он сотрудничает с местным телевидением и театром, снимает, но главным для него стало продолжение семейного дела. Никита производит сыр и даже сырные конфеты под Иркутском, при этом поддерживает экологические инициативы кинематографистов.

На Ольхоне московским гостям первым делом показали возведенные постройки, которые теперь придется убирать. Те самые, что в фильме Алексея Пивоварова. А потом кинематографисты поучаствовали в акции «Строительство экологической тропы вблизи Сарайского пляжа». Выглядело со стороны это, наверное, как в фильме Гайдая. Прежде чем взять в руки лопаты, чтобы засыпать овраг землей, пришлось заплатить  по 100 рублей, нечто вроде экологического сбора. Даже если хочешь помочь и поработать – поддержи рублем. Сухая земля плохо поддавалась лопате, и часовой труд оказался почти незримым. Прохожие интересовались, бесплатно ли участники акции занимаются засыпкой оврага. А прибывшие на Ольхон волонтеры претендовали на то, что только у них – особые права на благоустройство. Но на берегу Байкала даже колышек вбить нельзя – хотя его так иногда не хватает на крутой тропе, ведущей к пляжу. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Это был один из самых крупных французских актеров, его партнером выступал Ален Делон, красавчик против не-красавчика. Из комических равновеликих Бельмондо актеров следует назвать Пьера Ришара и
подробнее...

Проблемой современной литературной жизни в России остается явная «возрастная дискриминация». Вчера еще ты был молодым и мог получить премию «Лицей», или принять участие в форумах молодых писателей
подробнее...

Франция, Булонь-Бийанкур, маленький пригород Парижа. С конца XIX века здесь один за другим стали появляться кинематографические павильоны. Здесь снимался в фильмах «Веселое воскресенье», «За пригоршню
подробнее...

За час до сбора. Актер Юрий Поляк (Андрей Болконский) лежит на полу. Рядом воткнутый в сцену штык. Помреж Наташа Меньшикова пробует микрофон. Все за кулисами ходят тихо, с какими-то отрешенными
подробнее...

В этом году многие каналы начали телесезон с неожиданного признания: они работают для пенсионеров. Об этом и раньше ходили слухи, но сейчас на телевидении будто перестали их стесняться, отбросили все
подробнее...

Руки как зеркалоПеред тем, как пройтись по двум залам, где, казалось, только-только разместили по местам новые полотна, Александр Шилов пригласил автора этих строк в рабочий кабинет. Но там взгляд
подробнее...

Сюжет с раздвоением личности уже много лет пользуется большой популярностью и в кино, и в сериалах. Режиссером сериала «КрисТина» стал Владимир Рикша, получивший два года назад главный приз на
подробнее...

«Пименов очень тонко чувствовал время», - заметила на пресс-показе директор Третьяковкой галереи Зельфира Трегулова, и с ней сложно не согласиться. Выставка начинается с ранних авангардных работ.
подробнее...

Драматизма в хорошем смысле нагнетает и то обстоятельство, что, как и в случае с The Beatles, всерьез в воссоединение АВВА не верили даже самые записные оптимисты, хотя и трындели это десятилетиями.
подробнее...

У давних поклонников ABBA кажется пока нет никаких поводов для тревожных переживаний. Впервые за сорок лет группа выпускает новый материал и две уже доступные песни имеют отношение ко всему тому, что
подробнее...

И у «Выживших», и у «Эпидемии» есть литературные первоисточники («Выжившие хотят спать» Ильи Колосова и «Вонгозеро» Яны Вагнер соответственно), однако ковидная реальность заставила публику совершенно
подробнее...

«Внимание! Мотор!» раздался возглас худрука - это было начало съемки киноэпизода, который завершит спектакль «Бешеный хворост» - первую премьеру нового сезона.В первых рядах демонстрации - узнаваемые
подробнее...

Пишет мне сейчас знакомый: «Не подскажешь, где могли бы за дебютный альбом Сына Известного Музыканта заплатить хороший аванс, выпустить его и потом хорошо вложиться в промоушн?» Хорошо, что он не
подробнее...

Юрий Грымов — один из самых разносторонних режиссеров нашего времени: культуролог по образованию, который испытал свои силы в самых разных областях, работал продюсером и кинорежиссером, манекенщиком и
подробнее...

Аукцион проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance с 31 августа по 7 сентября. Всего на нем было выставлено 5 работ, самая дорогая из которых, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Коллекционер купил
подробнее...

– Многие назвали этот концерт событием года, но, думаю, это будет событие десятилетия, – сказал Максим Берин. – Анна Нетребко – это один из самых ярких представителей России во всем мире, ее знают и
подробнее...

Он родился 25 июня 1938 года в семье учителей, закончил Могилевский педагогический институт, начинал работать в республиканской детской газете «Зорка». Еще будучи студентом Литературного института
подробнее...

Машков, которого труппа встречает криками и даже встает (авторитет!), выстроил сбор как по нотам: темпоритм, паузы, музыка, видеоряд. Учтены все нюансы, один из которых весьма показателен - при
подробнее...