Срочные новости раздела
В театре «Практика» показали  «Пограничное состояние»

В театре «Практика» показали «Пограничное состояние»

До пандемии переход из Ивангорода в Нарву был для туристов захватывающим приключением. А для местных жителей — обыденным явлением. На границе им достаточно было назвать причину пересечения границы — «по магазинам», чтобы идти дальше. Во времена СССР, когда не существовало границ, этот путь занимал минут десять. Ивангород и Нарва были как сообщающиеся сосуды: общий транспорт и водоснабжение, работа на градообразующем предприятии. Теперь идешь вдоль реки, любуешься на крепость в Нарве, и такой недостижимо прекрасной кажется заграничная жизнь. Хотя Ивангородская крепость — уникальное сооружение. Нарва — крупный эстонский город, а Ивангород — совсем небольшой по российским меркам.

В «Практике» решили понаблюдать за тем, как они меняются, оказавшись порознь. Спектакль рождался в рамках программы нарвского театрального центра Varba Lava «Люди переломного периода». Два сезона ее курирует литовский драматург Марюс Ивашкявичюс. Российские и эстонские актеры поговорили со своими земляками, записали их истории. Изначально предполагался телемост между двумя странами. В итоге возникли два самостоятельных спектакля: эстонский «Разлом» в нарвском театральном центре и «Пограничное состояние» в Мастерской Брусникина, которое играют в «Практике».

На сцене шесть актеров, герои которых живут по обе стороны границы и в большинстве своем утратили самоидентификацию. «Кто я?» — не скажет, пожалуй, никто. Драматург Инна Книрк, обработавшая рассказы реальных людей, пришла к такому выводу: «Нам казалось, что история города, разделенного в какой-то момент государственной границей, по определению наполнена человеческими трагедиями. Но чем больше мы общались с жителями Ивангорода и Нарвы, тем яснее нам становилось, что вопросы, связанные с госграницей, не столь существенны. Для многих жителей ее пересечение — повседневный ритуал. По-настоящему значимые и судьбоносные границы, на которых мы и сосредоточились, проходят глубоко внутри каждого человека». Старшие тоскуют по временам СССР, остальные блуждают.

Герои подходят к микрофону и произносят монологи. За их спинами небольшой экран с местными достопримечательностями. Скажем, лесной массив в Парусинке — рабочем районе Ивангорода, про который снял почти десять лет назад документальный фильм «Русские с Вороньего острова» эстонский режиссер и ученик Александра Митты Сулев Кеэдус. Снимал он после того, как закрыли Кренгольмскую мануфактуру, основанную в 1857 году — и тысячи людей лишились работы. Досталось ему тогда за то, что показал русскоязычное население в неприглядном виде. Можно и теперь отправиться в те места, чтобы увидеть нечто подобное. Умирающий в руинах район города производит незабываемое впечатление. Кто-то из героев спектакля скажет: «Последние годы тяжелее любить российское государство». Здесь, на краю страны, многие вещи воспринимаются обостренно.

На сцене появляются три любителя выпить. Живут они в Ивангороде. У одного из них теща оказалась за границей, в Нарве. Для того чтобы поехать к ней в гости, нужна виза, которой нет. Появляется женщина, приемная мать для шестерых детей. Судьбы у людей уникальные. Русские в Нарве — отдельная история. Они озабочены национальными противоречиями, чужие в стране, в которой выросли, и не говорят по-эстонски. А если надо пойти в суд, то им требуется переводчик. Все вокруг русские, а процесс идет на эстонском. Еще более интересная ситуация у братьев, живущих рядом, но ставших подданными разных стран. Один — гражданин России, другой — Эстонии. И вместе им не сойтись.

Закрытые из-за пандемии границы для многих довели ситуацию до безнадежности. На границе — ни души. Скучают пограничники. Молоденькая таможенница говорит, что никогда не была по ту сторону границы, а теперь, возможно, никогда и не увидит Эстонию. Все рядом и порознь. Небольшой и непарадный пограничный пост в Парусинке, по которому курсировали свободно местные жители, выглядит теперь как дикое место. Сложно поверить, что когда-то там проходила государственная граница.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Болезнь погубила Заппу в пятьдесят два года, к этому моменту карьера музыканта продолжалась три десятилетия. Он появился на свет в не самой музыкальной семье, но уже в двенадцать лет играл на барабане
подробнее...

С другой стороны — ну и что? Мало ли кто и когда занимал ведущие места за 45 лет существования ZD CHARTS? Не мало! Однако, «по нескольку месяцев подряд» уже звучит дичью с позиций сегодняшних
подробнее...

Ольга Погодина весьма уверенно чувствует себя в кресле продюсера. На данный момент в ее продюсерской фильмографии уже десять фильмов и сериалов, среди которых такие хиты как «Несокрушимый», «Маргарита
подробнее...

«Мои хорошие, вот я – артистка без театра. Не пугайтесь, не рефлексируйте, потому что я абсолютно спокойна. Мне удалось так построить разговор, что театр остался с ощущением, что я в любой ситуации
подробнее...

Режиссера Влада Николаева трудно назвать специалистом узкого профиля. Под его руководством Андрей Смирнов и Александр Панкратов-Черный играли двух медвежатников во втором сезоне «Динозавра», Светлана
подробнее...

Так, пагубному пристрастию посвящено свыше 40 письменных заметок. Письма, адресованные некоему Роберту Бейкеру и найденные в продаже на блошином рынке, свидетельствуют, что звезда Голливуда приобретал
подробнее...

История такого домашнего террора чем-то напоминает судьбу Эми Уайнхаус. У нее с отцом тоже были непростые отношения. Так, он заставлял ее выступать в невменяемом состоянии, чтобы не потерять деньги в
подробнее...

Наш собеседник – писатель, антрополог, путешественник Игорь Сид. Именно по его инициативе идёт работа над «Словарем культуры XXI века». География энтузиастов, участвующих в проекте, поражает
подробнее...

Роковая кража 94-го: о чем годами молчала Большая Молчановка?…Это случилось летом 1994 года чуть в стороне от Нового Арбата. Ночью на крыше дома на Большой Молчановке появилось двое мужчин с
подробнее...

В активе у этого высокого — фильмы с участием лучших артистов («Му-му», «Казус Кукоцкого», «Три сестры» и др.), необычные, дерзкие постановки, результативная работа в рекламе. Но, пожалуй, главное
подробнее...

Казалось бы, фестиваль уже состоялся, все сложилось наилучшим образом. Однако через несколько дней после него появилась странная и скандальная новость о том, что якобы у организаторов был документ о
подробнее...

Несмотря на пандемию и связанные с ней отмены и переносы культурных событий, традиционный фестиваль в Клину прошел по плану. Из-за эпидемиологической ситуации только оперу Чайковскую «Опричник»,
подробнее...

В интервью "Радиоточке НСН" он заявил, что не держит обиды и не имеет претензий к театру, но не может не отметить, что его руководство поспособствовало принятию решения об увольнении."Есть три
подробнее...

О таком человеке, как Губерман, простенькую статью не набросаешь — родился, женился... Вот мы сейчас — в Москве, наш собеседник — в Израиле, смартфон под рукой, но даже разговаривая по диво-гаджету,
подробнее...

От имени театра на мероприятии выступили врио директора Олег Михайлов, худрук Эдуард Бояков, его зам Захар Прилепин и, как говорится, другие товарищи. В качестве «оппонентов» театральным боссам были
подробнее...

Кирилл Серебренников по понятным причинам присутствовать в Каннах не смог. Его картину, снятую по роману уральского писателя Алексея Сальникова, представляли продюсер Илья Стюарт, актеры Юрий
подробнее...

Превращение в шахматную фигуру происходит, как только вы вступаете в первый зал. Вы становитесь пешкой и ходите а2-а4 по самому краю доски – нестандартное начало. Пол этого белого зала-поля устлан
подробнее...

Как рассказал Меньшиков в эфире Youtube-шоу «Света вокруг света», он готовился к несложной операции, однако все пошло не по плану, и он неделю пробыл в коме."Пошло не так до такой степени, что у меня
подробнее...