Срочные новости раздела
В Большом театре показали интимную жизнь господина де Мольера

В Большом театре показали интимную жизнь господина де Мольера

Сцены из бессмертных комедий Мольера «Школа жен», «Тартюф», «Мнимый больной» проходят перед зрителями как отдельные спектакли. По традиции того времени перед занавесом появляется глашатай с жезлом-посохом (в спектакле Эйфмана это сам Мольер), удар которого означает начало театрального действа. Вынесенная в название пьеса Мольера «Дон Жуан» — случай особый. Сцен из нее вставлено в спектакль Эйфмана много. Это театр в театре. Говоря словами самого хореографа, творчество Мольера — зеркало и вместе с тем рецепт преодоления его личных трагедий.

Сюжет построен как воспоминания стареющего Мольера. В самом зачине перед зрителем предстает театральное закулисье, гора из платьев, откуда выбирается седой старик. Он садится за стол и начинает что-то судорожно писать. Это старый Мольер, на глазах которого в следующем эпизоде его молодая жена Арманда отдается молодому актеру его же труппы.

Как часто бывает в балетах Эйфмана, в спектакле две главные героини-соперницы: Мадлена и Арманда. Некоторые исследователи утверждают: Арманда — не дочь, а сестра Мадлены. От ее фамилии балетный гений XX века Морис Бежар, повлиявший на творчество Эйфмана, возьмет свой псевдоним. Про Арманду недоброжелатели говорили, что она дочь самого Мольера. Большинство исследователей склоняются к тому, что никакого инцеста в жизни Мольера не было. Но Эйфмана интересует совсем другое. Он показывает, из какого сора интриг и терзаний возникают бессмертные комедии.

Арманда показана еще и в детстве, как девочка-подросток (Есения Анушенкова). Есть умиротворенные воспоминания о том, как счастливы были вместе Мольер, Мадлена и ее маленькая дочь Арманда — единственные светлые образы в жизни старого мастера. В реальности — другое: страдания, принесенные молодой ветреной женой, не только изнурили драматурга, но и напитали его художественную фантазию. Так рождается одно из главных мольеровских произведений — пьеса о Дон Жуане. Надевая его маску, старик, вспоминающий свою жизнь, преображается в героя, в объятиях которого тает его молодая жена. Когда маска сброшена — его преследуют кредиторы. С Мольером остаются только воспоминания о искренне любившей его в молодости Мадлене.

Мадлена Бежар в исполнении звезды труппы Эйфмана Марии Абашовой сыграна с большим мастерством и превращается в один из центральных художественных образов. Рефреном становится театральная повозка, перевозящая странствующих актеров. В конце первого действия она превращается в свадебную карету, а в финале увозит Мольера в вечность. Театральную повозку Эйфман придумал еще для первой редакции балета, показанной в 2001 году. Прошлый удачный финал в новой редакции он не повторил. Теперь спектакль кончается по-другому: к опустевшему креслу мастера актеры несут свечи. Закрывается занавес, и на поклоны выходит молодой Мольер. Его партии в разном возрасте исполняют разные танцовщики.

Привычной для русского массового сознания со времен Пушкина статуи, уводящей Дон Жуана в преисподнюю, в новом спектакле тоже нет. Теперь Дон Жуан низвергается в преисподнюю вместе с соблазненной им монахиней Эльвирой, в которую загримирована жена драматурга Арманда. Сцена сопровождается эффектной световой партитурой, придуманной Глебом Фильштинским и Борисом Эйфманом.

Как и 20 лет назад, балет оформлял художник Вячеслав Окунев. Однако отличия от старого спектакля кардинальные. Балет стал логичнее и масштабнее. Если в первой версии сюжетные линии самого Мольера и его литературного героя Дон Жуана идут параллельно с самого начала, то теперь Дон Жуан появляется лишь во втором действии. Первая же полностью отдана жизненным и семейным неурядицам самого Мольера, воплощенного на сцене умным и незаурядным артистом труппы Эйфмана Олегом Габышевым. Любовь Андреева с блеском перевоплотилась в нимфоманку Арманду. Дон Жуан — Сергей Волобуев — наполнил спектакль бешеным темпераментом и энергией. Дэниел Рубин прекрасно и остро показал на сцене старого Мольера, Командора и «короля-солнце» Людовика XIV.

Отношения художника и власти — одна из центральных тем балета Эйфмана. Свое прозвище «король-солнце» Людовик XIV получил после того, как в 14 лет станцевал в придворном балете «Ночь» партию лучезарного Аполлона. Несмотря на то что к творчеству Мольера этот балет не имеет никакого отношения (хотя в спектаклях Мольера в качестве актера Людовик XIV участие принимал), именно им открывается второе отделение. Король предстает в золотом, списанном с настоящего костюма Людовика XIV образе Солнца, а жена Мольера Арманда — в роли Луны. Спектакль идет под музыку Люлли, которая наряду с использованной в первом балете музыкой Моцарта и Берлиоза теперь добавлена в новую редакцию. Именно Мольер вместе Жаном-Батистом Люлли является одним из создателей и основоположников балетного театра. «Мещанин во дворянстве» и «Господин де Пурсоньяк» воспринимались современниками Мольера как придворные балеты, внутри которых имелось несколько разговорных сцен.

«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» — о судьбе творца. Уже в балетах «Роден», «Чайковский», «Красная Жизель» Эйфман обращался к образу личностей, которые, говоря словами Георгия Иванова, «создают кусочек вечности ценой гибели всего временного, в том числе нередко и ценой собственной гибели». Таков у Эйфмана и герой его нового балета, которого человечество знает под именем Жана-Батиста Мольера.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Не вся критика обоснована»— Пан Томек! Знаете ли вы, какая армия поклонников у вас в России? Фанатам очень нравится ваш стиль, и они болеют за польскую «партию» в Netflix…— Спасибо. Да, я в курсе
подробнее...

Премьера 12-минутного «БоксБалета» состоялась в марте 2020 года на Открытом анимационном фестивале в Суздале. Фильм рассказывает о случайной встрече в метро эфемерной балерины и громилы-боксера,
подробнее...

Мы поговорили с Андреем Прошкиным о том, как в новых реалиях создаются фильмы, о самых тяжелых съемках в жизни и участии членов семьи в творческом процессе.— Сериал уже шел, а вы продолжали работать?—
подробнее...

Автором идеи и продюсером картины стала Ева Печатникова, а сама история связана с семьей ее мужа — заслуженного врача России Леонида Печатникова. Документальных киносвидетельств холокоста почти нет.
подробнее...

 Проект в Новом Манеже небольшой — здесь всего около 40 работ. Из них кисти Коровина — всего несколько. Здесь нет хрестоматийных, знакомых со школьной скамьи вещей — все работы из частных собраний. И
подробнее...

В Санкт-Петербурге в возрасте 81 года скончался народный артист РФ, заведующий кафедрой театрального искусства СПбГУ Вадим Лобанов.В пресс-службе университета сообщили, что Лобанов ушел из жизни в
подробнее...

Александр III и сам был похож на русского богатыря: часто носил крестьянские рубахи, заправленные в простые военные штаны, и отращивал бороду. Такой же простоты он велел придерживаться в организации
подробнее...

Александр Шеянов родился в Оренбурге. Жил в Алтайском крае и Мордовии. Его перу принадлежат романы «Ангел любви», «Сны русского олигарха», «Инопланетяне, или Похождения алкоголика Синюшкина». В новую
подробнее...

Мы привыкли к тому, что клоуны выходят в перерывах между номерами, пока идет смена ковра, заполняя своими репризами паузы. Но в этот раз все было иначе. Несколько десятков клоунов стали героями дня.
подробнее...

На входной двери — табличка с номером 12. За ней небольшая прихожая, ванная комната, где сушится пальто Ипполита. Дальше — комната с нарядной елкой и праздничным столом, небольшая комната со швейной
подробнее...

- Как вы дошли до жизни такой, что вышли ночью и стали рисовать на стене как граффитист?- Это все-таки стрит-арт, не совсем граффити. И вызвано это тем, что я преподаю. Мои коллеги, педагоги и
подробнее...

Мы стоим в огромном павильоне «Мосфильма» у клетки и разговариваем. Еще вчера в ней находились люди, изображавшие животных. Все настолько условно, что даже страшно: как это заработает на экране?
подробнее...

Ее отец — знаменитый кинооператор, классик советского кино Михаил Агранович, снимавший «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Крейцерову сонату» Михаила Швейцера, «Мать» Глеба Панфилова. Ее старший брат —
подробнее...

Первое и самое важное в этой работе – музыка: ее написал классик отечественной песни Александр Зацепин, которому, на минуточку, 95 лет. Рассказывает Нонна Гришаева:– Мне позвонил драматург и поэт
подробнее...

«Нам было очень важно, что именно в юбилейный год мы завершили работы по созданию музея. Даже страшно вспомнить, что здесь было. Сначала коммунальные квартиры, потом много чего и наконец — ОДС. Когда
подробнее...

К счастью, обошлось без оперных арий, а то бы «ЗД» с ее поп-музыкой было нечего обозревать. Мощным релизным высказыванием г-жа Максакова отчиталась практически за 4 последних года глубокого
подробнее...

Вроде как наш народ благодаря Интернету все больше и больше интегрируется в общемировое культурное пространство. Вроде как путь модных тенденций «оттуда — сюда» занимает считаные дни, а не годы, как
подробнее...

Жена режиссера — актриса Наталья Бардо — опубликовала в соцсетях первые кадры со съемочной площадки. Марюс Вайсберг окончил мастерскую классика советского кино Владимира Наумова во ВГИКе, начал
подробнее...