Срочные новости раздела
Максакова

Максакова "подожгла" Москву на сцене Вахтанговского

За час до сбора. Актер Юрий Поляк (Андрей Болконский) лежит на полу. Рядом воткнутый в сцену штык. Помреж Наташа Меньшикова пробует микрофон. Все за кулисами ходят тихо, с какими-то отрешенными лицами. Еще бы, Римас Туминас только собрал все на живую, целиком прогнали два раза, а еще работать и работать, чистить и чистить. А тут надо показывать своим — эта публика строже всяких критиков.

Но вот уже первый звонок. Все на местах. Туминас — по центру седьмого ряда, а направо/налево от него — сплошь заслуженные и народные. Народу набилось в зал видимо-невидимо. О «Войне и мире», что готовят к 100-летию, в театре только и говорят. Что полотно получается, что еще не решено — в один или в два вечера будут играть, но жутко интересно, как Туминас одолеет это эпохальное для русского человека, да и всей России произведение.

35 минут войны, и никакой тебе массовки и боевых действий. Никто никуда не бежит, не стреляет, не убивает. Один как перст на пустой сцене артист — в данном случае Юрий Цокуров в роли Николая Ростова. Один со штыковой винтовкой и шинелями. Пластический этюд на тему маленького человека в котле большой войны и беды. Потом монолог — страшный по своей сути и очень актуальный для сегодняшнего дня: геройство, патриотизм, братоубийство и смятение души при виде чужой смерти…

Вторая сцена — все бегут из Москвы, от французов, которые входят в столицу. Семья Ростовых со всем скарбом покидает дом. Весь скарб — пианино, покрытое платками и шинелями. Графиня Ростова — Ирина Купченко (какой же у нее все-таки потрясающий глубокий и красивый голос) нервно убеждает Соню (Маша Волкова, не узнать эту легкую актрису) написать письмо Николаю. К ним присоединятся другие члены дома Ростовых, и общая сцена у пианино, когда все, вступая по очереди, запоют, напомнит молитву. Забирает душу, плакать хочется. Слышу, как за спиной шмыгают носами.

И последняя сцена — монолог умирающего Андрея возле штыковой винтовки, воткнутой в сцену. И отчаянный вальс Наташи над усопшим. Какой-то болезненный смех Пьера Безухова, вернувшегося из плена, и его монолог. Сошел с ума?

А Москву подожжет Перонская — ее играет Людмила Максакова. И смешно, и страшно слушать эту растрепанную женщину, полную куража и отчаяния, — терять-то нечего, не оставлять же Москву французам. Жжет Людмила Васильевна!

Крики «браво!», аплодируют… После столь сильного по эмоциям фрагмента официальная часть хоть и приятная, но кажется уже чем-то не самым важным в жизни театра — и Вахтанговского, и вообще всякого. Да, потрясающие достижения дирекции — полностью отремонтированный и модернизированный театр, 16 выпущенных за сезон премьер — правда, худрук только четыре признает удачными. Дом Вахтангова во Владикавказе — мощнейший исторический проект — движется к завершению.

— Две камеры, установленные по его фасаду, позволяют в режиме онлайн отслеживать ход работ, — говорит Кирилл Крок. — Весной откроем, и основатель театра вернется в свой родной дом, где будет Центр его имени.

Дочь великого вахтанговца, Михаила Ульянова, передала его кабинет, личные вещи театру, и теперь они будут выставлены на бельэтаже, можно посмотреть. Три других великих вахтанговца — Лановой, Этуш, Яковлев — встанут в бронзе возле Симоновской сцены. Проект памятника утвержден комиссией города.

Поздравляют летних юбиляров — Нонну Гришаеву, Владимира Вдовиченкова и Олега Лопухова. А также Людмилу Максакову, которая 60 лет преданно и честно служит Вахтанговскому. В общем, есть чем и кем гордиться, за кого радоваться, а за кого печалиться. Трех в минувшем сезоне потеряли, а они так хотели дожить до 100-летия — Василий Лановой, Нина Нехлопоченко, Фаустас Латенас.

Слово берет Римас. Говорит неторопливо, с паузами...

— Интересно то, что было, а что будет — тяжело сказать. Естественно, репертуар, спектакли… Но где найти радость? Нам всем надо вернуть смысл театра. Время набирать и собирать разбитые зеркала веры и стремиться к чему-то другому. Хочется диалога, а не показа достижений на экранах.

В зале тот человек, который должен почувствовать, что он нужен жизни. И не только как публика, без которой театр невозможен.

Римас настроен критично. Все-таки 100 лет, самое время разбираться с собственными проколами.

Дом. Его нет. В дом приходят, идут, предлагают помощь. А наши мастера очень заняты, и нужно уважать их занятость. Столетие — будет ажиотаж. Посыплются награды и звания: некоторые справедливо, а некоторые — нет. Куда их девать? Складывать? Когда я после операции жил в темноте, в темной комнате, где была только одна синяя точка, означающая, что там туалет, а потом вернулся в Москву, то при свете увидел спектакли, которые мне пришлось снять. Свет показал мне, что это нехорошо, нельзя, а что-то хорошо.

Человек. Может быть, эти спектакли могли бы идти еще, но все они замешаны на какой-то ярости. Ярость эта почему-то направлена на человека, который сидит в зале и думает: «И так жить тяжело, а меня здесь еще и не любят». А я говорю ему: «Ты красив, ты нужен. Ты от Бога пришел сюда и здесь Бога найдешь». Что происходит? Почему мы человека потеряли? Нет глубинной любви, а без нее нельзя.

«Война и мир» — тут, как в «Пристани», соединяются старые и молодые артисты. Будет несколько составов, я хотел бы всех этим спектаклем обнять. Бородино, Кутузов, проигрыш там. А сколько погибло людей в Москве, где были грабежи, насилие. Говорят, что схитрили, отдав Москву. Да, схитрили, но какой ценой? Мы в спектакле сконцентрируемся на семьях — одной и второй. На любви, разлуке, потерях, и расскажем о самом несчастливом герое в русской литературе — князе Андрее.

Юбилей. Что будет 13 ноября, в юбилей? Ничего. День тишины. День памяти. Притушен свет. Открыта коробка сцены и оттуда будут слышны голоса ушедших, как на поврежденной временем пленке. Голоса из того мира. Театр будет открыт весь день.

Вот все говорят: нужна история. Крутая история, которую кто-то круто рассказал, и теперь все живем круто. А нам нужна няня, чтобы она нам рассказывала сказки, от которых утром можно проснуться счастливыми.

На такой философской ноте в глубокой тишине закончил свой спич Римас Туминас. Только после этого огласил список предстоящих премьер. После «Войны и мира» нас ждут «В джазе только девушки» (реж. Алексей Франдетти, по мюзиклу Джула Стайна и Питера Стоуна). Режиссер Светлана Землякова начнет работу над спектаклем по российской прозе ХХ века. А Сергей Яшин с Людмилой Максаковой приготовит «Уроки музыки» по пьесе Терренса МакНелли.

Собственно к юбилею театр выпустит документальный спектакль «С художника спросится!» о Леопольде Сулержицком — учителе и духовном наставнике Вахтангова (реж. Ася Князева). Елена Котихина выпустит «Осеннюю сонату» И.Бергмана. В главных ролях — Ирина Купченко и Анна Дубровская. Ну а победитель «Чеховской лаборатории», прошедшей в рамках «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», Айдар Заббаров получит право постановки в Вахтанговском.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Это был один из самых крупных французских актеров, его партнером выступал Ален Делон, красавчик против не-красавчика. Из комических равновеликих Бельмондо актеров следует назвать Пьера Ришара и
подробнее...

Проблемой современной литературной жизни в России остается явная «возрастная дискриминация». Вчера еще ты был молодым и мог получить премию «Лицей», или принять участие в форумах молодых писателей
подробнее...

Франция, Булонь-Бийанкур, маленький пригород Парижа. С конца XIX века здесь один за другим стали появляться кинематографические павильоны. Здесь снимался в фильмах «Веселое воскресенье», «За пригоршню
подробнее...

В этом году многие каналы начали телесезон с неожиданного признания: они работают для пенсионеров. Об этом и раньше ходили слухи, но сейчас на телевидении будто перестали их стесняться, отбросили все
подробнее...

Руки как зеркалоПеред тем, как пройтись по двум залам, где, казалось, только-только разместили по местам новые полотна, Александр Шилов пригласил автора этих строк в рабочий кабинет. Но там взгляд
подробнее...

Сюжет с раздвоением личности уже много лет пользуется большой популярностью и в кино, и в сериалах. Режиссером сериала «КрисТина» стал Владимир Рикша, получивший два года назад главный приз на
подробнее...

«Пименов очень тонко чувствовал время», - заметила на пресс-показе директор Третьяковкой галереи Зельфира Трегулова, и с ней сложно не согласиться. Выставка начинается с ранних авангардных работ.
подробнее...

Драматизма в хорошем смысле нагнетает и то обстоятельство, что, как и в случае с The Beatles, всерьез в воссоединение АВВА не верили даже самые записные оптимисты, хотя и трындели это десятилетиями.
подробнее...

У давних поклонников ABBA кажется пока нет никаких поводов для тревожных переживаний. Впервые за сорок лет группа выпускает новый материал и две уже доступные песни имеют отношение ко всему тому, что
подробнее...

И у «Выживших», и у «Эпидемии» есть литературные первоисточники («Выжившие хотят спать» Ильи Колосова и «Вонгозеро» Яны Вагнер соответственно), однако ковидная реальность заставила публику совершенно
подробнее...

«Внимание! Мотор!» раздался возглас худрука - это было начало съемки киноэпизода, который завершит спектакль «Бешеный хворост» - первую премьеру нового сезона.В первых рядах демонстрации - узнаваемые
подробнее...

Пишет мне сейчас знакомый: «Не подскажешь, где могли бы за дебютный альбом Сына Известного Музыканта заплатить хороший аванс, выпустить его и потом хорошо вложиться в промоушн?» Хорошо, что он не
подробнее...

Юрий Грымов — один из самых разносторонних режиссеров нашего времени: культуролог по образованию, который испытал свои силы в самых разных областях, работал продюсером и кинорежиссером, манекенщиком и
подробнее...

Аукцион проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance с 31 августа по 7 сентября. Всего на нем было выставлено 5 работ, самая дорогая из которых, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Коллекционер купил
подробнее...

– Многие назвали этот концерт событием года, но, думаю, это будет событие десятилетия, – сказал Максим Берин. – Анна Нетребко – это один из самых ярких представителей России во всем мире, ее знают и
подробнее...

Он родился 25 июня 1938 года в семье учителей, закончил Могилевский педагогический институт, начинал работать в республиканской детской газете «Зорка». Еще будучи студентом Литературного института
подробнее...

Машков, которого труппа встречает криками и даже встает (авторитет!), выстроил сбор как по нотам: темпоритм, паузы, музыка, видеоряд. Учтены все нюансы, один из которых весьма показателен - при
подробнее...

Наталия Хольцмюллер уже в четвертый раз отдыхает в Рыбинском районе. Зная, что Рыбинск в августе этого года отметил свое 950-летие, она решила подготовить для жителей города сюрприз. — Я — русская по
подробнее...