Срочные новости раздела
Выставка номинантов Премии Кандинского открылась с мистическим оттенком

Выставка номинантов Премии Кандинского открылась с мистическим оттенком

Премия Кандинского на сегодняшний день – единственная серьезная награда для современных художников, которая вручается в Москве. Есть еще петербургская Премия Курехина, и «Инновация», которая последние годы базируется в Нижнем Новгороде. Остальные, немногочисленные, либо берут тематику шире, либо еще не вошли в силу (так, впервые в этом году пройдет Премия Анатолия Зверева, но пока о ней судить рано).

После неудачи с «Ударником», который учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус собирался превратить в музей современного искусства, но не дали, пришлось урезать и конкурс – теперь он проводится раз в два года. Хорошо, что вообще есть. Однако удлиненный период отражается на содержании и актуальности. Многие проекты, которые вошли в лонг-лист, и, соответственно, попали на выставку номинантов, уже, мягко говоря, набили оскомину. Среди них, например, хороший, масштабный и глубокий, но не раз выставлявшийся на разных площадках проект Андрея Кузькина «Молельщики и герои», впервые презентованный еще в 2016 году. Тысячу изваяний из хлебного мякиша, соединяющих христианский символизм с тюремным, мы уже видели на «Фабрике», в «Гараже» и на позорной Московской биеннале современного искусства два года назад. Неужели столь достойный художник не сотворил ничего нового за эти годы? Тот же вопрос к молодой художнице Алисе Горшениной (род. в 1994 году), чья работа «Русское инородное», где герои предстают в кружевных одеяниях и масках, закрывающих все лицо, впервые была представлена в 2017 году. Это было интересно четыре года назад, и в 2020-м, когда не раз показанный проект завершился, и заиграл новыми смыслами, ведь началась пандемия, локдаун, масочный режим, но – а что сегодня?

Павел Отдельнов, очень работоспособный и глубокий художник-исследователь, опять же представлен старым проектом «Промзона» (2019), который рассказывает историю страны через семейную. Он обращается к личным, затертым, биографиям людей, работавшим на химическом производстве, как и его предки, и пишет их черно-белые портреты без лиц. Рядом с безликой галерей гора противогазов, напоминающая «Апофеоз войны» Верещагина, и печальный индустриальный пейзаж. Два года назад, кстати, Отдельнов, как и некоторые другие участники выставки Премии Кандинского, тоже выставлялся на конкурсе. Радостно, что художник вновь и вновь подтверждает свой рейтинг, но разве нет других художников? Почему на манеже одни и те же, возникает закономерный вопрос.

На него куратор выставки Ирина Горлова, которая так же входит в экспертный совет премии, отвечает просто: «Таков был выбор жюри и экспертного совета». Причем, на первом этапе эксперты отбирали заявки, не зная их авторов (работы были под номерами), а на втором этапе 12 отборщиков выбрали то, что выбрали. Лучших. Может, оно и так, только вот в таком случае стоит внести коррективы в названия номинаций. «Проект года» уже не может считаться таковым, если работа создана несколько лет назад. Да и грань между молодыми художниками и корифеями на 13-й выставке номинантов стерлась: в той и другой номинации в основном люди одного поколения, так зачем же разделять их по возрасту?  

Из «старичков» на выставке есть арт-группа «Провмыза» (Галина Мызникова 1968 г.р. и Сергей Проворов 1970 г.р.), как раз представленная незаезженным проектом «Oratorium SARX SOMA»: на видео на подвесных крюках двигаются вниз-вверх живые и мертвые твари божьи – от собак до полуистлевшей лошади и спрессованных автомобилей, исполняющих завораживающий траурный вальс. Впрочем, есть на выставке и «свежая кровь». Например, Екатерина Муромцева (род. в 1990), представленная проектом «То, что бывает с другими». Проект, впрочем, тоже не новый – 2017 года, однако в контексте сегодняшнего дня звучит актуально. «То, что бывает с другими» рассказывает историю некой страны, не называя ее, как сказку, но сразу понятно, что речь о Советском союзе. 

«В этой стране люди работали, работали, работали. О себе совсем не думали. Людям было неважно, что они едят, где спят, как отдыхают. В этой стране люди не обращали внимания на одежду. В этой стране был красный флаг, поэтому в моде был красный цвет. В этой стране были очереди. За колбасой – 20-метровые… Эта страна больше не существует, но в это не полностью можно верить», – звучит голос художницы на видео, где на экране разворачивается театр теней: детский, но очень взрослый спектакль. Напротив экрана масштабный рисунок, на котором изображены жители этой страны в красном и в руках у них белые плакаты без текстов. В той стране, о которой рассказывает Екатерина, были митинги и люди ходили туда как на праздник. В той стране, в которой мы живем сегодня, подобных митингов нет. 

Еще один молодой участник выставки Ян Гинзбург (1988 г.р.) представляет еще один неканонической пример работы с памятью. Проект «Закрытая рыбная выставка» обращается к легендарному арт-событию 1935 года, считавшемуся мифом, и его оригинальной реконструкции 1990 года Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Ян сплетает в своем проекте обе выставки, предлагая собственную версию. Художник нашел, например, на одном аукционе портрет Сталина работы Исаака Бродского и добавил к нему «штрихи» в стиле концептуалистов-корифеев Елагиной и Макаревича (трубочку, пенсне, градусник), создав свой коллаж о прошлом, по-своему интерпретирующему историю искусства…

Словом, на выставке номинантов Премии Кандинского немало достойных работ, но все они из прошлого – в прямом и переносном смысле. Не только потому что прошли определенную проверку временем, так как созданы несколько лет назад, но и потому, что  большинство авторов, отвечая на вопрос – как нам пережить настоящее – оглядываются назад, в далекое советское. Может, так совпал выбор экспертов конкурса, но нечто мистическое в этой «оглядке» определенно есть.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как сообщает Radio Times, английский актер Дэниэл Крэйг, наиболее известный по роли Джеймса Бонда, раскритиковал решение создателей бондиады превратить агента 007 в женщину."Почему женщина должна
подробнее...

Но для начала корабль поменяет название, точнее,  ему вернут историческое  – «Прогресс» (именно так назывался бывший кинотеатр, куда четверть века назад въехал Армен Джигарханян с группой своих
подробнее...

Это один из крупнейших в мире экологических и просветительских проектов, объединивших за 15 лет более 25000 фотографов из 146 стран мира. Гости фестиваля увидят лучшие работы фотографов за все время
подробнее...

В 1986 году Валерий Фокин (теперь художественный руководитель Александринки) поставил в театре Ермоловой пьесу Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» — драму «сомнительного содержания».Звонит мне
подробнее...

– Это работа досталась мне в наследство. Она хранится в нашей семье с 1960-х, досталась мне от двоюродной бабушки, которая работала в испанском посольстве, – рассказывает Ирина Попова «МК», мастер по
подробнее...

Одному человеку сложно преуспеть во всех областях деятельности: поэтому приходится выбирать, ученый ты, деятель культуры или инженер. Но случаются в истории энциклопедисты — люди с чрезвычайно широким
подробнее...

«Все получилось некрасиво, подло, непорядочно, — начала Наталья. — Она взяла себе «По полюшку», вырвав практически эту песню у Аллегровой. Ира хотела ее взять, но Люба тогда проходила через тяжелые
подробнее...

— Певцов много работает в театре, в ближайшее время я хочу предложить ему еще роли в двух спектаклях, — рассказал «МК» директор Ленкома Марк Варшавер.— Марк Борисович, став народным избранником,
подробнее...

  Александр Пономарев умеет удивлять. Но помимо эффекта «вау», немаловажного для современного мира, в его произведениях всегда есть глубина. Оно и немудрено, ведь Пономарев — не только тонкий
подробнее...

23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар
подробнее...

ЧасыЯ — мальчик. Очень правильный и гордый этим. Иду в магазин по поручению мамы. Вижу: на пороге магазина валяются наручные часы.Меня переполняют честность, воспитанность, неуверенность в себе. Я
подробнее...

Евгений Марьян родился в Молдавии, изучал социальную педагогику в Приднестровском университете, а потом переехал в Москву. «Я не имею кинообразования, поздно понял, что хочу заниматься кино. В том
подробнее...

То, что до столицы Золотого кольца все-таки добрались иностранные театры и компании, само по себе событие. Россия, как-никак, все ещё в красной зоне, и ПЦР-проверки на границах совсем не способствуют
подробнее...

Встречу с журналистами руководство филармонии начало со слов благодарности в адрес генерального спонсора Петербургской филармонии нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает помощь концертной
подробнее...

Сериалы в формате скринлайф (все действие разворачивается как будто на экране гаджета) должны были спасти местную киноиндустрию в период локдауна. Для многих актеров и режиссеров такие фильмы и правда
подробнее...

Жалоба - вызов в суд – запрет. Разыграть, как по нотам, ситуацию с «СБП» у властей в Минске пока не получилось. Представителей «неугодного» писательского объединения 24 августа побывали в здании
подробнее...

В этот день все гости книжной ярмарки смогут найти себе жанр по вкусу: здесь вы найдете книжные новинки 2021 года, бестселлеры, нон-фикшн, художественную и детскую литературу, музейные издания — более
подробнее...

Сценарий «Море волнуется раз» написан Николаем Хомерики в тандеме с Александром Родионовым, и это их четвертая совместная работа. Их герои - Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) уединяются в
подробнее...