Срочные новости раздела
Лукьяненко объяснил, почему произведения Стругацких – настоящая фантастическая литература

Лукьяненко объяснил, почему произведения Стругацких – настоящая фантастическая литература

«Братья Стругацкие - это фигуры не просто культовые, а фундаментальные. Советскую и российскую фантастику они сделали таковой, какая она есть», - сказал Лукьяненко, открывая встречу с ценителями жанра. А потом признался, что был знаком только с Борисом Натановичем, потому что Аркадий Натанович ушел из жизни до того, как сам Лукьяненко начал вращаться в фантастической тусовке.

Вспоминая о юбилее другого классика – Станислава Лема, Лукьяненко заметил, что драматичные судьбы писателей СССР и стран соцлагеря в чем-то сходны. И у Стругацких, и у Лема в первых произведениях прослеживался наивный романтический коммунистический оптимизм. (У Лема это особо ярко проявилось в романе «Астронавты», а у Стругацких - в «Стране багровых туч». В этой книге братья-фантасты пользовались аббревиатурой «Союз Советских Коммунистических Республик», используя в качестве времени действия завуалированную дату в пределах 20 века. То есть они искренне верили, что коммунизм – не за горами. С этой книгой Лукьяненко познакомился в 6 лет, и был увлечен такими неожиданными реалиями, как полет на космическом корабле, метеоритная атака, загадочные монстры в пустыне, появляющиеся под аккомпанемент ядерного взрыва.

- Мне этого хватило, я «заразился» Стругацкими, - поделился воспоминаниями Лукьяненко.

Но, по его словам, уже в следующих романах, таких, как «Трудно быть Богом», у Стругацких возникла мысль о бессмысленности пробуждения в людях высших стремлений. И постепенно они лишились веры в то, что социально справедливое общество будет построено, а люди будут любить, радоваться и летать в космос.

Кстати, Лукьяненко подчеркивает, что Борис Стругацкий отказывался считать свои произведения фантастикой, называя их «социальной литературой». И такая эволюция для любого писателя-фантаста неизбежна, если не заниматься исключительно развлекательными текстами, полагает Лукьяненко. 

Конечно, многое из прозвучавшего о Стругацких и вообще о фикшн- литературе, мы знали. Но большинство из тех, кто пришел послушать Лукьяненко,  были все же юными читателями, знающими о СССР и противостоянии с «капиталистическим миром» из учебников истории и из постов в социальных сетях.

Если свести все прозвучавшее из уст Лукьяненко и молодежи, включившейся в обсуждение темы, то получится примерно следующий информационный блок: вместо эпохи победившего социализма мы все оказались в эпохе тотального потребления, и против обоих этих вариантов развития событий выступали Стругацкие. Но нас в ближайшем будущем ждет что-то третье – закрывшиеся друг от друга страны, повсеместное падение доходов населения и постоянные войны, причем не только локальные.

«Любой разговор о литературе переходит в разговор о политике», - пошутил один из зрителей, и фактически так и получилось. Обсуждая продажу нефти шейхами за «фантики», ограбление всем миром территории распавшегося Союза и раздельный сбор мусора как имитацию нового образа жизни, участники мемориального события, включая Лукьяненко, одновременно и помнили о Стругацких, и забывали о них. Это как парадокс про кота Шредингера в коробке, который жив и в ту же секунду – как бы и нет.

Но зато Сергей Лукьяненко вынес просто убийственный вердикт «казенным» фантастам советского периода:

- Строгая научная фантастика проигрывала Стругацким по литературным достоинствам. У них были увлекательные приключения героев в других мирах, живые человеческие страсти. А у других авторов описание того, как инженер строит атомный трактор, чтобы быстрее вспахать поле. И единственное, что остальные себе позволяли из приключений, это написать, как вредитель засовывает в реактор недостаточно обогащенный уран. Или слишком обогащенный, чтобы трактор взорвался.

И эту принципиальную разницу так важно осознавать не только 12 октября, но и в любой другой день.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как сообщает Radio Times, английский актер Дэниэл Крэйг, наиболее известный по роли Джеймса Бонда, раскритиковал решение создателей бондиады превратить агента 007 в женщину."Почему женщина должна
подробнее...

Но для начала корабль поменяет название, точнее,  ему вернут историческое  – «Прогресс» (именно так назывался бывший кинотеатр, куда четверть века назад въехал Армен Джигарханян с группой своих
подробнее...

Это один из крупнейших в мире экологических и просветительских проектов, объединивших за 15 лет более 25000 фотографов из 146 стран мира. Гости фестиваля увидят лучшие работы фотографов за все время
подробнее...

В 1986 году Валерий Фокин (теперь художественный руководитель Александринки) поставил в театре Ермоловой пьесу Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» — драму «сомнительного содержания».Звонит мне
подробнее...

– Это работа досталась мне в наследство. Она хранится в нашей семье с 1960-х, досталась мне от двоюродной бабушки, которая работала в испанском посольстве, – рассказывает Ирина Попова «МК», мастер по
подробнее...

Одному человеку сложно преуспеть во всех областях деятельности: поэтому приходится выбирать, ученый ты, деятель культуры или инженер. Но случаются в истории энциклопедисты — люди с чрезвычайно широким
подробнее...

«Все получилось некрасиво, подло, непорядочно, — начала Наталья. — Она взяла себе «По полюшку», вырвав практически эту песню у Аллегровой. Ира хотела ее взять, но Люба тогда проходила через тяжелые
подробнее...

— Певцов много работает в театре, в ближайшее время я хочу предложить ему еще роли в двух спектаклях, — рассказал «МК» директор Ленкома Марк Варшавер.— Марк Борисович, став народным избранником,
подробнее...

  Александр Пономарев умеет удивлять. Но помимо эффекта «вау», немаловажного для современного мира, в его произведениях всегда есть глубина. Оно и немудрено, ведь Пономарев — не только тонкий
подробнее...

23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар
подробнее...

ЧасыЯ — мальчик. Очень правильный и гордый этим. Иду в магазин по поручению мамы. Вижу: на пороге магазина валяются наручные часы.Меня переполняют честность, воспитанность, неуверенность в себе. Я
подробнее...

Евгений Марьян родился в Молдавии, изучал социальную педагогику в Приднестровском университете, а потом переехал в Москву. «Я не имею кинообразования, поздно понял, что хочу заниматься кино. В том
подробнее...

То, что до столицы Золотого кольца все-таки добрались иностранные театры и компании, само по себе событие. Россия, как-никак, все ещё в красной зоне, и ПЦР-проверки на границах совсем не способствуют
подробнее...

Встречу с журналистами руководство филармонии начало со слов благодарности в адрес генерального спонсора Петербургской филармонии нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает помощь концертной
подробнее...

Сериалы в формате скринлайф (все действие разворачивается как будто на экране гаджета) должны были спасти местную киноиндустрию в период локдауна. Для многих актеров и режиссеров такие фильмы и правда
подробнее...

Жалоба - вызов в суд – запрет. Разыграть, как по нотам, ситуацию с «СБП» у властей в Минске пока не получилось. Представителей «неугодного» писательского объединения 24 августа побывали в здании
подробнее...

В этот день все гости книжной ярмарки смогут найти себе жанр по вкусу: здесь вы найдете книжные новинки 2021 года, бестселлеры, нон-фикшн, художественную и детскую литературу, музейные издания — более
подробнее...

Сценарий «Море волнуется раз» написан Николаем Хомерики в тандеме с Александром Родионовым, и это их четвертая совместная работа. Их герои - Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) уединяются в
подробнее...