Срочные новости раздела
Открылась выставка номинантов первой премии Анатолия Зверева

Открылась выставка номинантов первой премии Анатолия Зверева

Сегодня слово «свобода» чаще фигурирует в названиях арт-проектов, и в этом смысле Премия Зверева не стала исключением. Но дело здесь не в моде, а в скованности, которая существует в государстве и обществе, в запросе на свободу. И искусство остается тем парадоксальным островком, где можно говорить о свободе метафоричным, художественным языком. Так о чем же получился этот островок свободы?

Проект начинается с темы, которая выше человеческих страстей и политических игр, — с природы. Перед нами медиаработа Марины Алексеевой «Двери закрываются». Зритель оказывается между двух видео, на которых движутся вагоны метро, забитые людьми. Из одного, винзаводского подземелья, мы переносимся в другое, где бываем каждый день, чтобы остановиться и задуматься о том, что природа теряет свободу под влиянием человека. В какой-то момент вагоны замедляют движение и вместо толпы в окнах возникают пейзажи, но двери так и не открываются на остановке.

Природный ландшафт становится эпицентром действия и в работе Сергея Прокофьева «Фейерверк на болоте». В темном зале, который ответвляется от основного пространства, в тумане, среди деревьев раздаются взрывы и разлетаются искры. «Интенсивность происходящего настолько высока, что сознание не успевает деконструировать образ этого события… Важно непосредственное проживание опыта, в котором может раскрыться абсолютная реальность», — поясняет автор, оставляя зрителя в задымленном поле интерпретаций. Маяна Насыбуллова тоже обращается к природе, чтобы поговорить о жизни. Над головой нависает облако, из которого торчат белые молнии. Стоя под ним, можно послушать истории из повседневной жизни автора, полные ностальгии и тихой печали. Работа «Раскаты наивности» — об обманчивости памяти, незаметной, но неумолимой трансформации реальности. «Вступительное слово» о природе завершает работа Егора Федоричева «Немое зарево», похожая на своеобразный цветной занавес.

А дальше мы переходим к более насущным темам. Вопросу о равных правах и положении женщин посвящена работа Меле Агант. Истории успеха и сложностей дам, занятых «мужскими» профессиями, рассказаны компьютерным мужским голосом, чтобы подчеркнуть сохраняющуюся патриархальность общества. Тяжести советского наследия посвящена работа Владимира Потапова, который написал серию картин, а потом снял часть красочного слоя. Художник рассказывает, что подсмотрел прием у коммунальных служб, которые каждый год окрашивают заборы и будки: по этим слоям можно вести свое летоисчисление истории, как по кольцам на срезе дерева. Расцарапывая «тело» картин, автор вскрывает все болезненное и родное, что проявляется в новейшей истории, но имеет корни в прошлом. Валерий Гриковский рассуждает об исчезновении материальной культуры в цифровом мире. Его 3D-картина «Гибель богов 4.0», где изображены Маркс и Энгельс, собрана из старых книг, разрезанных на кусочки и прикрепленных гвоздями к плоскости.

Семен Мотолянец обращается к теме протеста, изображая их разными цветами и напоминая о «цветных революциях». Протест — это всегда лозунг, выраженный словом. Художник предлагает свой, иной раз, абсурдные или отвлеченные варианты: например, «Милиционер-оппозиционер» или «Цветоделение». Александр Морозов говорит о волнообразности всех процессов в истории и жизни. Он создал из металла свою «Волну», похожую на гигантское инопланетное насекомое или растение. Скульптура отбрасывает на стену фантастическую тень, даже более выразительную, чем сама работа. Она и есть страх, который мы испытываем при приближении очередной волны, будь то пандемия или политические репрессии.

Есть на выставке и совершенно психоделический зал. Здесь одна из немногих работ, хорошо знакомая арт-публике, — желто-синяя фотосерия Тима Парщикова. Однако для Премии Зверева автор сделал новый вариант. Этот цикл — своеобразный дневник художника о карантинном времени, когда все как мантру повторяли: «Мир никогда не будет прежним». Но время пандемии не родило в нас ничего нового, считает автор: «Только качели переживаний взлетали выше, амплитуда увеличилась». С ним спорит молодая художница Лера Лернер, которая построила рядом розовую кровать, куда можно прилечь и пообщаться со странным существом на потолке — «новообразованием». Девушка, и сама напоминающая инопланетянку (на открытие она пришла в массивных стразах на лице). Лера считает, что человечество ждет «трансвидовой переход». Илья Мартынов предлагает свою утопию — «Флаги». Он описывает ситуацию, когда человечество вымерло (из-за эпидемии или войны) и на Земле остались только животные. Они создали свои страны со своей символикой: так, на флаге Евросоюза вместо звезд появились лягушки, а на флаге США их заменили собаки.

Выставка получилась разнообразной, при этом большая часть работ не связана с политической повесткой дня, хотя многие работы навеяны карантинными переживаниями. Проект о свободе в более широком контексте, охватывающем разные стороны нашего бытия.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Последствиями популярности «Игры в кальмара» стали и неприятные, если не сказать убийственные, эпизоды - пишут, что в якобы в Панаме на вечеринке в стиле сериала члены враждующих банд перестреляли
подробнее...

Начало праздника в стиле «режь последний огурец» вышло, однако, несколько тревожным: рок-банда Би-2 с кратким конспектом уже нашумевшей программы New Best под инфернально грохочущие звуки трагического
подробнее...

Я сам об этом узнал от телевизионщиков, – рассказывает "МК " Артур Васильевич. – Позвонили с телевидения, сообщили, стали расспрашивать. Даже не знаю как они меня нашли.– Расскажите о ваших отношениях
подробнее...

Понятно, что все сейчас волнуются и нервничают. Ведь для театра это -  особая постановка и в особый для него год - 100 лет все-таки! Все помогают друг другу, советуют, подсказывают. Два князя -
подробнее...

- Мы решили отказаться от традиционного принципа хронологического построения экспозиции, - пояснил директор ГИМ Алексей Левыкин. – Вместо этого попытались создать образ Российской империи, -
подробнее...

Как стало известно «МК», Валентина Александровна чувствовала себя неважно с конца сентября. 1-го октября ей даже пришлось вызвать «скорую» - возникли серьезные проблемы по линии урологии. Но
подробнее...

Еще недавно эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Претендующая на участие в ней картина «Разжимая кулаки» талантливого молодого Киры Коваленко недавно получила главный приз
подробнее...

Он также подчеркнул, что в настоящее время Савочкин чувствует себя нормально.Игорь Савочкин сыграл почти в 100 фильмах и сериалах. В частности, он отметился ролями во многих российских блокбастерах,
подробнее...

Уточняется, что запись обнаружил у себя на чердаке 77-летний композитор Суреш Джоши по прошествии более чем 50 лет после того, как она была записана в лондонской музыкальной студии. Музыкант просто
подробнее...

Сам факт, что каким-то чудом из Франции приехал театр, преодолев множество преград, да еще накануне официальной московской премьеры было позволено присутствовать на прогоне, все это создавало
подробнее...

Сколько точно бывших ермоловцев выступят против кадровой политики театра, станет известно в ближайшие дни. Есть данные, что несколько артистов смирились с расчетом по соглашению сторон. Но остальные
подробнее...

В переводческой номинации награды удостоилась Ольга Седакова — за переложение на русский язык «Фуги смерти» гениального Пауля Целана (об ужасах холокоста и еврейском народе, поднимающемся «в небо как
подробнее...

Соберите, суммируйте наиболее яркие метафорические идиомы наиболее ярких, что называется, культовых или лично вам помнящихся произведений и представьте: они вплетены в общую упряжь, нанизаны на нить
подробнее...

Опасная однодневная выставка-перформанс, которая состоится 18 ноября, готовится со всеми возможными предосторожностями. У павильона «Лодочная станция» на Острове Мечты будут дежурить медсестра, чтобы
подробнее...

Новый генеральный директор МХАТа имени Горького Владимир Кехман сообщил о намерении провести сокращения нетворческих работник культурного учреждения.По его словам, сейчас в театре полностью нарушен
подробнее...

Картина происходящего в чем-то напоминала театр абсурда. Ночь, Кремлевская стена в окнах, навороченная сцена посреди выставочного зала, мощный звук, замысловатые видеопроекции и полсотни человек
подробнее...

— С каким настроением встречаете свой день рождения? Как собираетесь его отметить?— Настроение рабочее, хорошее. Если бы не происки американской военщины, вообще сказал бы: отличное. В последние годы
подробнее...

Игорь Савочкин родился в Саратовской области и мог бы, наверное, так и прожить всю жизнь в селе, тем более, что окончил институт механизации сельского хозяйства. Однако судьба распорядилась иначе, и
подробнее...