Срочные новости раздела
Медитативный портрет окраин Москвы и Кутаиси увидели в Европе

Медитативный портрет окраин Москвы и Кутаиси увидели в Европе

В сентябре на Неделе критики в рамках Венецианского кинофестиваля,  куда «Обходные пути» делегировал Национальный союз кинокритиков Италии, Екатерина Селенкина получила приз памяти итальянской документалистки Валентины Педичини. В России картину мало кто видел, но она поучаствовала в национальном конкурсе Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии (Санкт-Петербург) и была отмечена главным призом жюри.    

Екатерина Селенкина — режиссер и художник, куратор одной из программ Московского международного фестиваля экспериментального кино, выпускница Московской школы нового кино. Она получила степень магистра изящных искусств в Калифорнийском институте искусств, где училась на факультете кино и видео.  «Обходные пути» сделаны в копродукции с Нидерландами. Проект поддержали    Фонд Хуберта Балса, не раз оказывавщий содействие молодым российским режиссерам (среди них были начинающие Алексей Герман и Илья Хржановский), и фонд «Евримаж» на кинофестивале во французском Лез Арке. 

Авторы называют свой фильм медитативным портретом окраин Москвы, который пронизан присутствием невидимых цифровых черных рынков. Курсор наводится на тот или иной объект, и мы  как участники некой игры оказываемся в непримечательных местах. Один урбанистический пейзаж сменяется другим. Какое-то разнообразие на миг вносит лесной ландшафт. В основном же мы видим что-то заурядное, но при этом не менее удивительное: мини-церковь в здании вокзала, залитую солнечным светом скромную квартиру пожилой женщины,  пустынный городской пляж и буйство полевых цветов у коробок однотипных многоэтажек. Школьницы тусуются на задворках школы. Подростки валяют дурака в останках бетонного исполина. Ансамбль ветеранов недавних войн исполняет у  памятника песню «Навсегда сохрани веру в нашу любовь». Одинокая пикетчица стоит с плакатом «Нет войне». Микросюжеты городских окраин сменяют друг друга. Бдительные полицейские  задерживают у ворот металлоискателя главного героя, заставляют снять штаны. При этом они вполне вежливы и самое грубое, что себе позволяю, так это дать команду: «Трусы снимите». Чутье подводет стражей порядка.   

Граффити на стене одноэтажной постройки создает иллюзию живого пейзажа, и покажется, что мужичок собирает банки у озера, а не в унылом городском дворе. А потом неоновым цветом засияет перрон, и поезд в разнообразных оттенках зеленого произведет магическое ощущение. Это тоже Москва, питающаяся не одной только скукой городских окраин. В гул города врываются обрывки фраз, голоса, объявления о распродаже верхней одежды. В мессенджере идет переписка. Драгдилер открывает тайники, и мы словно идем по его следу, изучаем задворки большого города.  

В картине задействованы непрофессиональные актеры, которых нашли прямо на улице. По словам авторов, они исследует поэтику городского пространства, связь между насилием и различными формами сопротивления, реконструируют реальные события. «Фильм имеет необычную нарративную структуру: мы то следуем за героем, то надолго теряем его из виду и просто наблюдаем за городом, - рассказывает Екатерина Селенкина. - Мы выбрали такую форму, чтобы попытаться поразмыслить не только о судьбе отдельного человека, но и о системах, в которых мы существуем, о невидимых связях всех вещей. Невероятно грустно, что этот фильм не увидит его талантливейший оператор Алексей Курбатов, мой муж, с которым мы все делали в тесном и теплом соавторстве». 

Лет десять назад на Венецианской биеннале представляли урбанистический проект Вима Вендерса, где современный мегаполис «прочитывался» через современную архитектуру. Это тоже был чистой воды эксперимент, где очевидно, как через городскую среду формируется наше сознание. Казалось бы, такого рода проекты, как дань чистому искусству, уходят в прошое. Но вот и Екатерина Селенкина пошла примерно тем же путем.    

В основном конкурсе кинофестиваля в Салониках участвовала грузинско-немецкая картина «Что мы видим, когда смотрим в небо?» грузинского режиссера и выпускника Берлинской академии кино и телевидения Александра Коберидзе,    удостоенная специального упоминания жюри. Она выделялась среди других картин откровенным любительским изображением. В нем не было идеальной красоты. Два с половиной часа зритель путешествует вместе с героями  по летнему Кутаиси, и эти прогулки раскрывают дух города. Для Грузии это как как фирменное блюдо. Таких фильмов - признаний в любви к родному городу (чаще всего к  Тбилиси) в Грузии снимается достаточно. Они наследуют исканиям Отара Иоселиани. В «Днях улиц» Левана Когуашвили «бездельники» всех мастей, как их назвал однажды Иоселиани, тоже целые  дни проводят на улице, занимаются самыми ничтожными делами. И все это в силу совершенно необъяснимых причин придает невообразимое очарование городу. 

У Александра Коберидзе встречаются девушка-фармацевт и парень-футболист. Скоро они забудут о своих профессиях. Волею судьбы, не вняв таинственным сигналам сфетофора и водопроводной трубы,  герои проснутся в новой телесной оболочке. А  потом  встретяться в маленьком уличном кафе, не помня о своем  случайном знакомстве. Парень начнет завлекать прохожих, чтобы они подтянулись  на ржавом турнике, естественно, за деньги. Все это придумал предприимчивый  владелец кафе. Девушка будет готовить там мороженое. Микроистории самых обычных людей вплетаются в жизнь старого города, улицы которого напоминают захолустье, но от этого становятся только привлекательнее.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Имени своего обидчика Яковлева не обнародовала, однако пояснила, что ответила категорическим отказом, за что на последующие 15 лет была "выброшены" из "актерской обоймы"."Я грубо сказала: "Пошел…"...
подробнее...

Свой 101-й сезон РАМТ начал круто и взялся за освоение своего же пространства, казалось, до боли знакомого сто лет уже как (два месяца назад отгуляли вековой юбилей). Но оказалось, что не такого уж и
подробнее...

Последствиями популярности «Игры в кальмара» стали и неприятные, если не сказать убийственные, эпизоды - пишут, что в якобы в Панаме на вечеринке в стиле сериала члены враждующих банд перестреляли
подробнее...

Во всяком случае спектакль с участием звёзды Instagram Ольги Бузовой, заявленный на 2-е ноябре,  точно не состоится, - сообщает официальный сайт МХАТ им. Горького и поясняет: «В связи с плохими
подробнее...

Начало праздника в стиле «режь последний огурец» вышло, однако, несколько тревожным: рок-банда Би-2 с кратким конспектом уже нашумевшей программы New Best под инфернально грохочущие звуки трагического
подробнее...

Уже на следующий день после церемонии открытия в Санкт-Петербурге объявили локдаун. Что было делать в таких условиях? Отменять фестиваль? Приняли решение: хоть один день, но живем по полной программе.
подробнее...

Сергей Дебижев - автор более 30 игровых и документальных картин, таких как «Золотой сон», «Два капитана-2», «Золотое сечение», «Сергей Курехин – человек, который изменил мир», «Русский сон»,
подробнее...

Этим видео, по информации из текста песни, Жиган много лет шантажировал Оксимирона Мирона Федорова, заставив сняться в фильме «Beef». Унижение от Жигана и другие конфликты с друзьями и коллегами
подробнее...

В век потребления у всего на рынке должно быть свое утилитарное назначение. Где и для чего только не используют музыку: от фона в кафе до подложек на видео, если надо подсластить депрессию или
подробнее...

Удивительно, но некоторые молодые кинематографисты думали, что его давно уже нет на свете. Так тихо и незаметно Клепиков жил в последние годы. Большую часть времени он проводил в своей деревне Маслово
подробнее...

Роджер Митчелл известен своими фильмами «Ноттинг-Хилл», «Гайд-парк на Гудзоне», «Уик-энд в Париже». Он родился в семье дипломата в ЮАР, жил с родителями в разных странах – Ливане, Сирии, Чехословакии.
подробнее...

Я сам об этом узнал от телевизионщиков, – рассказывает "МК " Артур Васильевич. – Позвонили с телевидения, сообщили, стали расспрашивать. Даже не знаю как они меня нашли.– Расскажите о ваших отношениях
подробнее...

Понятно, что все сейчас волнуются и нервничают. Ведь для театра это -  особая постановка и в особый для него год - 100 лет все-таки! Все помогают друг другу, советуют, подсказывают. Два князя -
подробнее...

- Мы решили отказаться от традиционного принципа хронологического построения экспозиции, - пояснил директор ГИМ Алексей Левыкин. – Вместо этого попытались создать образ Российской империи, -
подробнее...

Еще недавно эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Претендующая на участие в ней картина «Разжимая кулаки» талантливого молодого Киры Коваленко недавно получила главный приз
подробнее...

Как стало известно «МК», Валентина Александровна чувствовала себя неважно с конца сентября. 1-го октября ей даже пришлось вызвать «скорую» - возникли серьезные проблемы по линии урологии. Но
подробнее...

Он также подчеркнул, что в настоящее время Савочкин чувствует себя нормально.Игорь Савочкин сыграл почти в 100 фильмах и сериалах. В частности, он отметился ролями во многих российских блокбастерах,
подробнее...

Уточняется, что запись обнаружил у себя на чердаке 77-летний композитор Суреш Джоши по прошествии более чем 50 лет после того, как она была записана в лондонской музыкальной студии. Музыкант просто
подробнее...