Срочные новости раздела
Уникальные письма Никулина нашли на улице и передали  в музей цирка

Уникальные письма Никулина нашли на улице и передали в музей цирка

Мы привыкли к тому, что клоуны выходят в перерывах между номерами, пока идет смена ковра, заполняя своими репризами паузы. Но в этот раз все было иначе. Несколько десятков клоунов стали героями дня. Особенно впечатлил их общий выход на манеж за несколько часов до представления, когда они общались друг с другом. На фестиваль приехали внуки Юрия Никулина – Максим и Юрий, старейшие сотрудники цирка  из разных городов. 

В следующем году исполнится 145 лет цирку на Фонтанке, а в 2027-ом широко  отпразднуют 150-летие. Это самый первый  каменный цирк в России. Тот, что в Саратове - цирк братьев Никитиных – первый деревянный. Торжества пройдут по всей стране, как это было теперь, в  год столетнего  юбилея Юрия Никулина, когда в каждом цирке приготовили что-то особенное. На Фонтанке организовали выставку, где представили письма Никулина к своему фронтовому другу Ефиму Лейбовичу из Ленинграда, Ефимушке, как называл его Юрий Владимирович.  Обратный адрес всякий раз менялся: Пермь, Куйбышев, другие города. И всегда на конверте была надпись: «Цирк, Никулину». Все это эпистолярное наследие  чудом попало в музей. Письма после смерти адресата выкинули, а  живший на улице человек  принес их в музей. В музее рассказывают, что название «клоун» происходит от слов «деревенщина», «мужлан». Посетители выставки  на вопрос экскурсовода,  кто такой Никулин, чаще всего отвечают: «Артист». Вот что значит кино. 

По словам Эдгара Запашного, клоуны очень востребованы, ни цирковое шоу без них не обходится, но есть проблемы, связанные не с  мастерством, а  с комплексной работой. Не хватает режиссеров, требуется популяризация профессии, чтобы имена  клоунов знали. «Телеканалы делают звездами  артистов разговорного жанра, но безмолвно шутить гораздо труднее, - считает Эдгар Запашный. -  В цирке есть необходимость именно в этом приеме, особенно в столичных городах, где 30-40 процентов зала - иностранцы. Если делать только голосовые шутки, то часть публики  их просто не поймет. Стагнация в клоунаде есть. А сейчас на манеже вы видите сорок клоунов, имеющих  возможность общения, и это огромный стимул.  Они видят чужие взлеты и неудачи, что заставляет провести серьезную работу  над собой. А молодое поколение, увидев все это на фестивале,  поймет, что клоунада -  востребованная профессия. Если ты себя где-то проявил, то точно будешь обеспечен  контратами на два-три года вперед. Сам я много усилий прилагаю к тому, чтобы наши клоуны становились известными. Сегодня проще снять штаны на Красной площади и проснуться знаменитым, нежели  чего-то достичь в своей профессии». 

Среди участников шоу - дуэт «Пакуин младший и Анхело» из Мексики. Как считает его старейшина Артуро Перес Рамирес, задача клоуна – показать, что эмоции часто имеют мало общего с разумом и логикой. Клоун, по его мнению, человек эмоций. Глейстон Гинер из Бразилии, а на манеже – просто Буби, всегда выходит в полосатых штанах  и ковбойской шляпе. Это его фирменный стиль. На нем несколько рубашек, и он может мгновенно их снимать. Трусов тоже несколько, и клоун готов ими поделиться с кем-то из зрителей. Ноги у Буби похожи на елки от торчащих «волос». 

Трио из Киргизии под руководством Атая Омурзакова выступает с номером, навеянным фильмом «Ночь в музее». На манеже появляется фараон, в образе которого 16-летний артист, напоминающий гуттаперчивого мальчика. Такое ощущение, что он без костей. Рядом – 18-летний самурай и  воин из китайской «терракотовой армии» в исполнении руководителя коллектива. Россию представлял клоунский дуэт «Джемелли», то есть «Близнецы», под руководством Юрия Филатова. Он напоминал о дореволюционном цирке. Приехал и только-только появившийся дуэт «Биг Бен» под руководством Натальи Майхровской - туристка с гусем и полицейский. Владимир Саптеев, ставший стражем порядка, еще недавно  дрессировал кенгуру. Трио «Стэп&Джаз» под руководстовом Сергея Просвирнина состоит из представителей трех поколений – 43 года отдавшего цирку отца,  его сына и внука.  Эркин Саралаев из  цирка Никулина на Цветном бульваре с 9 лет на манеже, но у него за плечами солидный опыт: начинал как акробат, артист юмористического жанра,  стал соло-жонглером. Свой успех он объясняет трудолюбием: «В цирке нет блата или протеже. О том, как ты выступаешь, свидетельствуют аплодимсменты в конце номера». 

Открывал представление «клоун клоунов» Дэвид Ларибле. Родом он из Италии, но давно стал человеком мира. Дэвид - артист в седьмом поколении, лауреат международных фестивалей циркового искусства, обладатель титулов «Золотой клоун» и «Серебряный клоун» в Монте-Карло. Он играет на шести музыкальных инструментах, свободно говорит на шести языках, включая английский, португальский, французский, родной итальянский. Дэвид Ларибле  выводит из зала мальчишку, дает ему бутылку с водой, и они вместе набирают ее в рот и начинают   фонтанировать, обливая публику, конечно, не по-настоящему. Кепка с головы клоуна паает на плечи, перекатывается, пока не попадает за шиворот.  

Дэвид Ларибле считается в клоунаде первооткрывателем интерактива с публикой. Дважды довелось видеть его выход с одним и тем же номером. Каждый раз он выводил на манеж кого-то и зрителей, и возникал интересный эффект. Казалось, что это одни и те же заранее подготовленные люди. Но стоило их  сравнить с героями сделанных накануне фотографий, как становилось понятно, что просто у них один типаж. В первый день это была блондинка в джинсах и белом свитере. На трибунах за ней наблюдали девочки-двойняшки. Во второй день выходила брюнетка, которую дожидался у манежа ребенок с ограниченными возможностями. А вот фигура и одежда новой участницы номера напоминали героиню  первого дня. Полный мужчина с  животом как желе, который быстро осваивался в непривычном пространстве, тоже казался копией того, что выходил накануне. Но и это иллюзия. Все честно и без обмана.  

Перед началом второго представления удалось поговорить с Дэвидом Ларибле в его гримерке. Он держал на руках собачку и еще не успел наложить грим. 

- Никто не может быть лучше всех и возвышаться на вершине. Все это условности. Я такой же, как и все, - объясняет Ларибле значение своего титула «клоун клоунов». – Начиная карьеру, я пытался соединить три направления – итальянскую школу, советскую, которую знал по выступлениям Юрия Никулина, Карандаша, Олега Попова, Андрея Николаева, Анатолия Марчевского, и практику уличных клоунов. Клоунада – искусство синтеза.  

- Насколько близко искусства клоуна и драматического артиста?

- Всегда в драме есть комедия, а в комедии - драма. Клоун обязан уметь делать то и другое, заставить вас смеяться, а иногда заплакать. Он должен играть вашими эмоциями. 

- А по технике клоунада отличается от актерского мастерства?

- Станиславский не имеет никакого отношения к мастерству клоуна. Мы создаем своего персонажа самостоятельно. Каждый из нас сам себе хореограф, драматург и актер. Мы совмещаем все эти ипостаси.  Клоуны  - прямые наследники комедии дель арте. Они все время разные. Нельзя быть  одинаковым, каждый раз надо  делает что-то новое. Наша профессия никогда не заканчивается. Даже если ты одарен он природы, приходится  много работать.  

Мы разговариваем с гендиректором Росгорцирка Сергеем Беляковым. Он и сам руководил цирком в  Нижнем Тагиле и о специфике работы клоуна хорошо знает.   

- Второе название клоуна – коверный. Знаете почему? Допустим, выходят лошади, меняется ковер, и чтобы не возникло паузы, коверный появляется на манеже и смешит публику. Смешить людей очень сложно, поэтому хороший клоун очень востребован.  

- Я сегодня наступила на ковер, и мне тут же инспектор манежа сделал замечание. Потом я его неправильно назвала, и меня опять поправили. Это так существенно?

- Это все равно, что домой зайти с улицы в ботинках. Жена сразу же сделает замечание. В цирке масса примет. Например, никогда нельзя садиться спиной к манежу. Это же священный круг. На него выходили тысячи людей, там кто-то погибал. Если садишься на барьер, то обязательно  лицом к манежу.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Теперь он обвиняет главный мировой киносмотр в дискриминации российского кино, поскольку в программу не вошла, по мнению Александра Николаевича, блестящая картина «Птица ищет клетку» его ученицы
подробнее...

Жизнь Эрте, как и эпоха, в которую он творил, была полна крутых поворотов: бешеный успех сменялся периодами забвения, а затем снова наступало время всемирной славы. В своих мемуарах он писал: «Я с
подробнее...

— Мне очень нравится выражение Майи Плисецкой: «Все танцуют под музыку, а я танцую музыку». Так вот я танцую Лермонтова, — говорит Максим Аверин, едва отдышавшись после репетиции. Последнюю неделю они
подробнее...

Не на сцене, а где-то наверху, на ярусе, находились ведущие Мириам Сехон и Сергей Епишев, а также члены жюри. Лауреаты подключались к эфиру из разных городов страны. У кого-то было уже поздний вечер,
подробнее...

«Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и не делал.Скульптура «Большая мать» была сделана в 2018
подробнее...

Ежегодно БДФ проводился в Москве и Санкт-Петербурге, но в прошлом году появилась региональная программа, которая проводилась в Севастополе и Калининграде.«На несколько дней Архангельск и Северодвинск
подробнее...

Мы возрождаем Красную империю.Трудящийся народ непобедим!Сначала восстановим пионерию,А следом ВЧК воссоздадим.Таким образом писатель отреагировал на инициативу КПРФ об использовании стяга СССР в
подробнее...

Она была учреждена к 100-летию китайского документального кино. А ее символом и воплощением стал не крепкий человек с упругой грудью, увековеченный в американской статуэтке «Оскара», а неподъемная
подробнее...

Мероприятия конкурса включали в себя не только конкурсные просмотры, но показы вечеров современной хореографии, мастер-классы, творческие лаборатории и встречи, трансляции, фотовыставки, а также
подробнее...

Список нежелательных для гастрольной карты России артистов трудно назвать сюрпризом. В перечень украинских музыкантов и шоуменов, оказавшихся под запретом на российской территории, попали все, кто так
подробнее...

Два ряда стульев для тридцати зрителей, напротив такой же ряд для актеров. За ними – окна, сбоку - зеркала, прикрытые французскими шторами с каскадными драпировками. Ближе к финалу почти двухчасового
подробнее...

В 2013 году Кончаловский уже ставил эту комедию в Италии с артистами неаполитанского театра. Теперь очередь дошла и до Москвы. Сюжет шекспировской комедии разворачивается в Европе XVI века.
подробнее...

Концерт группы «ДДТ» в Тюмени отменили после того, как ее фронтмен Юрий Шевчук отказался играть в зале, украшенном символикой в поддержку российской армии. Другого помещения музыкантам не
подробнее...

Телеведущий и юморист Максим Галкин в новом видеообращении поблагодарил поклонников за зрительскую верность. Он намерен провести 13-е за последние 20 лет турне, и все билеты на его концерты уже
подробнее...

Сын известного российского исполнителя Александра Маршала Артем Триллер имеет российское и американское гражданство. Он родился в США, но считает, что свою жизнь и карьеру ему надо строить в России.В
подробнее...

— Сейчас ситуация в музыкальной индустрии разделилась на «до» и «после». Наверное, должна появиться музыка, которая будет соответствовать новому историческому этапу. Какие у вас ожидания в этом
подробнее...

Столичный "Электротеатр Станиславский" сообщил об отмене спектакля "Сад", в котором должна была участвовать актриса Юлия Ауг. На сайте театра было размещено сообщение о том, что показ отменен "по
подробнее...

   Произошедшее с Михаилом Зощенко – классический пример итога отношений писателя и власти в Советской России. И «Рассказы о Ленине» написал, и церковь и ее служителей унижал многократно, и
подробнее...