Срочные новости раздела
В Театре на Малой Бронной поставили подзабытого Юрия Трифонова

В Театре на Малой Бронной поставили подзабытого Юрия Трифонова

Их всего двое – он и она, муж, которого уже нет на свете, и его вдова, вступающая с ним в диалог. Главные и единственные роли сыграли Иван Шабалтас и Ольга Лапшина. За «историей о взаимоотношениях внутри семейной пары», как определили жанр спектакля авторы, мы наблюдаем на протяжении 1 часа и 15 минут. 

Будучи студентом Литературного института, Юрий Трифонов публиковал в «Московском комсомольце» свои первые рассказы. Повесть «Другая жизнь» написана им в 1969 году после знаменитого «Обмена», но до «Дома на набережной». В 1989 году ее экранизировал Валерий Лонской, назвав двухсерийный фильм «Свой крест». Сергея там сыграл Виктор Раков, а Ольгу - Елена Яковлева.

Лонской показал тот слой московской интеллигенции, о котором писал Трифонов. На экране присутствуют и герои былых времен вплоть до Ленина и Николая II, поскольку Сергей пишет диссертацию на тему царской охранки, что не вызывает энтузиазма у коллег и рождает  параллели с современной жизнью и стукачеством. А потом Сергей неожиданно умирает, хотя ему всего 42 года. 

В Театре на Малой Бронной с «Другой жизнью» обошлись радикальнее. Ее инсценировала и поставила ученица Сергея Женовача Евгения Громова, работавшая актрисой в его «Студии театрального искусства», прошедшая стажировку в МХТ им. Чехова у Константина Богомолова, с которым позднее снималась в «Психе» Федора Бондарчука. Понятно, что в час с небольшим не уложить все события, описанные Трифоновым. Из его повести Евгения Громова извлекает всего одну камерную линию, связанную с обыкновенной супружеской парой, прожившей вполне счастливую жизнь. Иногда муж и жена ссорились, выясняли отношения, пересчитывали его женщин и измены, но, когда супруга не стало, вдова заново проживает их прежнюю общую жизнь, общается с ним  как с живым. А он не верил в возможность собственной смерти. 

Оля и Сережа вполне советские люди. Он защищает диссертацию, но деталей мы не узнаем. Просто в силу своего непрактичного подхода к жизни Сережа не может толком договориться с людьми, чтобы все прошло, как надо. Оля работает в юридической конторе, хотя в повести Трифонова она биолог. Это мать Сергея - юрист, и невестка после его смерти  живет с ней  в одной квартире.  В  спектакле  Оля одна, как в вакууме, и общается только с  умершим мужем. Никого вокруг нет  в целом мире, никакого социума. 

Художник Ольга Богатищева воссоздала кухню образца 1970-х, на которой все и происходит. Он и она вспоминают былые дни, знакомство и первую близость. Они пьют кофе, и всего этого достаточно, чтобы разбивались сердца. Играют актеры тонко и нежно. Никакой фантасмагории нет, хотя она жива, а он мертв, ничего волшебного, как в «Бэтмене против Брежнева», где Ольга Лапшиной недавно сыграла советского генсека, уставшего от государственных забот и нашедшего утешение в приветливой советской семье. Все думают, что Брежнев умер, а он просто ушел в другую реальность. Но там важно было время, а здесь - нет. Оно может быть любым. Герои не привязаны к нему.  

А потом на сцене появится некий человек, которого играет тот же Иван Шабалтас. Он придет к Оле за юридической помощью, поскольку устал жить без любви и хочет развестись. Она его выслушает. Разговор всколыхнет все внутри, но на этом история оборвется. А у Трифонова все только начинается – целая новая жизнь, способная возместить то, что ушло. Канва осталась, какой-то верхний слой снят, есть нежный и легкий флер, и это ценно, но эпоха ушла. Старомодной кухонной мебели для нее недостаточно.

Мы живем в другое время, и люди теперь другие. А что было «до», так волновавшее удивительного писателя Трифонова? Пришедшие на спектакль молодые зрители не поняли, а что, собственно, было.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Не вся критика обоснована»— Пан Томек! Знаете ли вы, какая армия поклонников у вас в России? Фанатам очень нравится ваш стиль, и они болеют за польскую «партию» в Netflix…— Спасибо. Да, я в курсе
подробнее...

Премьера 12-минутного «БоксБалета» состоялась в марте 2020 года на Открытом анимационном фестивале в Суздале. Фильм рассказывает о случайной встрече в метро эфемерной балерины и громилы-боксера,
подробнее...

К своему пятнадцатилетию «Винтаж» превратился в весьма влиятельную группу. Вокалистка Анна Плетнева своим трепетным голосом и щекочущей харизмой плохой девушки, кажется, создала идеальную поп-героиню.
подробнее...

Мы поговорили с Андреем Прошкиным о том, как в новых реалиях создаются фильмы, о самых тяжелых съемках в жизни и участии членов семьи в творческом процессе.— Сериал уже шел, а вы продолжали работать?—
подробнее...

Автором идеи и продюсером картины стала Ева Печатникова, а сама история связана с семьей ее мужа — заслуженного врача России Леонида Печатникова. Документальных киносвидетельств холокоста почти нет.
подробнее...

 Проект в Новом Манеже небольшой — здесь всего около 40 работ. Из них кисти Коровина — всего несколько. Здесь нет хрестоматийных, знакомых со школьной скамьи вещей — все работы из частных собраний. И
подробнее...

 «Будущее бросает тень задолго до того, как войти», — давным-давно написала Анна Ахматова. Эта цитата, как и многие другие пророчества классиков, стала своеобразным прологом между произведениями
подробнее...

Выдвинутая на соискание «Оскара» российским оскаровским комитетом во главе с Павлом Чухраем картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко в шорт-лист в категории «Лучший международный фильм», увы, не
подробнее...

Александр III и сам был похож на русского богатыря: часто носил крестьянские рубахи, заправленные в простые военные штаны, и отращивал бороду. Такой же простоты он велел придерживаться в организации
подробнее...

В Санкт-Петербурге в возрасте 81 года скончался народный артист РФ, заведующий кафедрой театрального искусства СПбГУ Вадим Лобанов.В пресс-службе университета сообщили, что Лобанов ушел из жизни в
подробнее...

Александр Шеянов родился в Оренбурге. Жил в Алтайском крае и Мордовии. Его перу принадлежат романы «Ангел любви», «Сны русского олигарха», «Инопланетяне, или Похождения алкоголика Синюшкина». В новую
подробнее...

«Будущее бросает тень задолго до того, как войти», — давным-давно написала Анна Ахматова. Эта цитата, как и многие другие пророчества классиков, стала своеобразным прологом между произведениями
подробнее...

Мы привыкли к тому, что клоуны выходят в перерывах между номерами, пока идет смена ковра, заполняя своими репризами паузы. Но в этот раз все было иначе. Несколько десятков клоунов стали героями дня.
подробнее...

На входной двери — табличка с номером 12. За ней небольшая прихожая, ванная комната, где сушится пальто Ипполита. Дальше — комната с нарядной елкой и праздничным столом, небольшая комната со швейной
подробнее...

- Как вы дошли до жизни такой, что вышли ночью и стали рисовать на стене как граффитист?- Это все-таки стрит-арт, не совсем граффити. И вызвано это тем, что я преподаю. Мои коллеги, педагоги и
подробнее...

Мы стоим в огромном павильоне «Мосфильма» у клетки и разговариваем. Еще вчера в ней находились люди, изображавшие животных. Все настолько условно, что даже страшно: как это заработает на экране?
подробнее...

Ее отец — знаменитый кинооператор, классик советского кино Михаил Агранович, снимавший «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Крейцерову сонату» Михаила Швейцера, «Мать» Глеба Панфилова. Ее старший брат —
подробнее...

Первое и самое важное в этой работе – музыка: ее написал классик отечественной песни Александр Зацепин, которому, на минуточку, 95 лет. Рассказывает Нонна Гришаева:– Мне позвонил драматург и поэт
подробнее...