Срочные новости раздела
Почему виниловые пластинки победили компакт-диски и «цифру»

Почему виниловые пластинки победили компакт-диски и «цифру»

Согласно результатам исследования немецкой компании Statista, собирающей данные из многочисленных официальных источников, в ушедшем 2021 году 41,7 млн копий музыкальных альбомов (мини-альбомов, синглов и сборников — в общем, релизов) были проданы на виниле. Компакт-диски (CD), еще в конце прошлого века прельщавшие покупателей именно компактностью (а также большей надежностью) пусть не намного, но отстали — их удалось реализовать в количестве 40,6 млн экземпляров. Цифровые образцы музыкального творчества, коим многие приписывали будущее, и вовсе отстали от привычных носителей: через digital-платформы было продано немногим более 26 млн наименований.

Нынешний триумф винила — событие сколь внезапное, столь и многими ожидаемое. Рост числа проданных пластинок в США наблюдается уже на протяжении 15 лет. Американский покупатель музыкальных носителей в этом плане вообще — особое явление в силу ряда причин.

Первая причина — это исторически широко развитая индустрия звукозаписи и издания фонограмм. Значительная часть лейблов располагает либо штаб-квартирами в США, либо, как минимум, своим саблейблом там.

Второй фактор — разветвленная сеть профильных магазинов и многочисленные партнерские программы звукозаписывающих компаний в других сферах — эксклюзивные продажи дисков в кофейнях, продуктовых супермаркетах и т. д.

И, наконец, третья причина — жесткое антипиратское законодательство, которое, хоть и критикует большинство американцев (достаточно вспомнить соответствующую серию «Южного парка», где юные герои «даже Judas Priest скачали»), все равно продолжает действовать. Однако все это, казалось бы, должно играть лишь на руку продавцам цифрового контента и CD, не занимающих много места, в отличие от подчас громоздких виниловых изданий (которые тем паче и в дорогу не возьмешь).

Как отмечают коллекционеры и в Европе, и в США, секрет роста продаж винила на этом фоне объясним легко, однако аргументация покупателей «блинов» часто лежит уже за пределами сугубо аудиофильской плоскости — в коллекционерской.

На виниловых семидюймовках нередко издают треки, которые не получают цифрового воплощения и не попадают на CD, так что для фанатеющего комплетиста (человека, стремящегося, например, собрать все записи определенного исполнителя) покупка пластинки в подобной ситуации — единственный выход.

Сам формат виниловых лонгплеев (LP, как правило — полноценный альбом на двенадцатидюймовой пластинке) подразумевает большее, чем CD (и, тем более, у кассет) пространство для творчества автора обложки. Для коллекционера или просто любителя красивых артефактов это имеет немалое значение, ведь, например, знаменитая призма с лучами с обложки пинкфлойдовской «Темной стороны Луны» куда как больше впечатляет в своем первозданном, под 12 дюймов, виде.

И, конечно, винил все-таки продолжает пользоваться популярностью за счет технологических особенностей и возможности выигрывать по качеству звука у основных конкурентов — аудио-файлов и CD-треков. Впрочем, это далеко не общее правило. Записи с винила обладают большим, чем, например, компакт-диски, динамическим диапазоном. Но в современном мире это касается не всех пластинок. Те, что были записаны в эпоху до CD — как правило действительно отличаются по звучанию. Те же альбомы, которые создавались уже под компакты и цифру, на виниле диапазона искусственно не прибавят.

Качество самого материала, из которого изготовлен носитель, также играет роль: неспроста аудиофилы ценят «тяжелые» пластинки, толстые, позволяющие при производстве делать бороздки глубже — от этого фактора, как ни иронично, зависит и глубина звука. Достаточно вспомнить, что знаменитый второй альбом культовой группы Public Image Ltd. был издан изначально на трех(!) тяжелых пластинках: из-за записи партий бас-гитары бороздки были настолько глубокими, что «нарезать» запись на вторую сторону было невозможно. Стоит ли говорить, что переиздания этого альбома на одной пластинке существенно утратило изначальное качество звука. Потому так называемые «первопрессы» неизменно высоко ценимы в аудиофильской среде и уходят с рук за баснословные суммы.

Хотя, как уже было сказано, современный альбом, записанный под стриминговый сервис, но изданный на виниле ради статуса, вероятно, будет лишен звуковых излишеств, продажи пластинок объяснимы и их недолговечностью.

Даже обладатели «первопрессов» подчас вынуждены обновлять коллекции поздними переизданиями: старая пластинка «запиливается», а заменить ее компакт-диском не позволяет привычка и, подчас, самовнушение. Кроме того, лейблы (да и инди-группы) в последние годы активно стали практиковать издание своеобразных комбо-версий альбомов, когда с виниловой пластинкой в комплекте по умолчанию продается CD и ваучер на цифровую загрузку. Тем не менее, при подсчете продаж, такие бокс-сеты проходят именно по категории винила, а диски там — лишь приложение, вроде значка или набора стикеров. И когда альбом, умещающийся на один LP продается в комплекте с четырьмя CD, то по факту компактов продано больше, но номинально — их вообще могут не засчитать за проданные (или засчитать за один, где находится копия непосредственно основного альбома).

Что касается сферы цифровых продаж, то скептикам-аудиофилам, которые радуются, что показатели там относительно малы, праздновать победу носителей над файлами не стоит. Да, покупают digital-релизов не так много, но в статистике по «цифре» невозможно учесть, сколько людей подписаны на разного рода стриминговые сервисы, позволяющие им за скромную регулярную плату слушать неограниченное количество музыки, фактически не приобретая ее.

Таким образом, в данном вопросе множество переменных, при наличии которых говорить о доминировании одного формата над другим с полной уверенностью невозможно. Тем не менее рост продаж винила налицо, даже без сравнения с другими носителями, а, значит, лейблы еще долго будут действовать по логике «новое — хорошо забытое старое». Тем паче что идея таких форматов как DVD-audio или SACD (Super Audio CD), сочетавших высококачественный звук и удобство, откровенно провалилась, так как требует от производителей затрат, несоизмеримых с прибылью и покупательской способностью даже самых отчаянных аудиофилов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

ШалаваОн плакал горючими слезами размером с виноградины:— Она меня обманула!Предыстория: спутался с шалавой, бросил крепкую благополучную семью. Именно потому бросил и для того бросил, чтобы
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

Организаторы концертов и представители площадок (некоторые шоу запланированы на огромных футбольных аренах) пока подтверждают заявленные в афише даты. Однако после инцидента в Уфе, где речь о Родине,
подробнее...

Редкий случай, когда директора трех главных российских музеев собираются вместе, но ради этого исторического события Марина Лошак, Михаил Пиотровский и Зельфира Трегулова вышли к публике вместе
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

— Евгений Анатольевич, расскажите историю взаимоотношений с Битовым. Вы были близкими друзьями?— Если меня спросят, имея в виду Андрея Георгиевича Битова: «Что у тебя общего с ним?», то я не стану
подробнее...

Павел Пархоменко — выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, ученик Олега Кудряшова. Он поставил в Театре им. Моссовета гоголевских «Игроков» и «Маму» французского драматурга Флориана Зеллера. Пьесу
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...