Срочные новости раздела
Поиск виновных в

Поиск виновных в "краже" скифского золота из Крыма напугал музейщиков

История со скифским золотом с самого начала была парадоксальной. А сейчас, спустя 8 лет после начала спора за экспонаты, дело все больше напоминает фарс. В судебном порядке предметы выставки «Крым — золотой остров в Черном море» вернуть никак не удается. Суд Амстердама долго размышлял над этим вопросом — и все-таки решил в пользу Украины. Россия, конечно, подала апелляцию, а если надо, подаст еще десяток. И дело даже не в артефактах, тут принцип. Признание скифского золота украинским де-факто подкрепляет европейскую позицию об аннексии Крыма. По крайней мере, с политической точки зрения. Так ли это с позиции музейной практики?

Вопрос сложный, потому что это прецедент, какого прежде не случилось. И все же не лишним будет вернуться в начало «скифского спора», как это делает теперь Следственный комитет. Выставку «Крым — золотой остров в Черном море» начали готовить еще в 2011 году. На ней собрали предметы от греческой колонизации полуострова (VI век до н.э.) до раннего Средневековья (VI–VII вв.) — свыше 2 тысяч предметов. Некоторые отреставрировали специально для выездной выставки. Экспонаты предоставили четыре крымских музея и один киевский: Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный и археологический заповедник, Керченский историко-культурный музей-заповедник и музей-заповедник «Херсонес Таврический», а также Музей исторических драгоценностей Украины. Прежде чем отправиться в злосчастный Музей Алларда Пирсона (где и застряли экспонаты), проект побывал в немецком краеведческом музее Бонна (в Германии экспозиция открылась 3 июля 2013 года). А 19 января 2014 года коллекция приехала в Амстердам. Здесь-то скифское золото и встретило новость о присоединении Крыма к России, и, когда 28 мая выставка завершилась, перед голландскими музейщиками встал вопрос: а что, собственно, делать с артефактами? Приехали они из Крыма (за исключением 19 киевских экспонатов), а возвращать кому? Стали решать в судебном порядке. Открыли договор, заключенный между Министерством культуры Украины и Музеем Алларда Пирсона, и после долгих и мучительных разбирательств решили в пользу страны, с которой он и подписывался.

Тут стоит обратиться к главному вопросу — о принадлежности. По сути, музейные фонды — это общественное достояние, а государство (в лице конкретных институций) обязано хранить, показывать и популяризировать культурное наследие. Но в российском законе (как и в иных) формулировка более конкретная: «Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью» (Статья 14. ФЗ №54 «О Музейном фонде РФ»). То же самое написано и в украинском законе «О музеях и музейном деле», есть даже приписка о том, что «в соответствии с международными договорами (музейные предметы) подлежат возвращению в Украину». А вот международный Кодекс музейной этики (ИКОМ) гласит, что «если страна (народ) происхождения просит о реституции предмета», то нужны «доказательства того, что этот предмет или образец был вывезен или как-либо иначе транспортирован в нарушение принципов международных и национальных конвенций». И тут, кажется, вся соль. Обвинять в хищении музейщиков, которые делали свое дело, когда готовили выставки для гастролей по Европе, как минимум странно, как максимум — глупо и абсурдно. Так же, как и возлагать на них вину за невозвращение. Какая тут может быть логика, кроме той, чтобы найти крайнего? И, если рассуждать логически, СК теперь ищет лазейки, чтобы нашелся повод для реституции. Вероятно, когда начался спор, спорные предметы не стали добавлять в музейный фонд РФ — за отсутствием таковых непосредственно в крымских коллекциях. И что же — теперь ищут виноватых, кто просмотрел?

Быть может, и так, однако заявление замруководителя рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Крыма при Президенте РФ Александра Молохова звучит иначе: «Следственный комитет России выясняет обстоятельства, при которых предметы, представляющие особую культурную ценность, попали за границу». Он заявил, что сейчас выясняются обстоятельства: когда, по чьей инициативе эта коллекция оказалась в Нидерландах. И если его слова ненароком не перевернули, то выходит совершенный бред. Получается, что готовить выставку для зарубежных гастролей — уже само по себе преступление. Тогда можно посадить всех музейщиков (ведь это их прямая обязанность — готовить выставки) — и сразу в отдельную колонию и надолго. Как пояснил Молохов, виновных могут наказать по статье 164 УК России «Хищение предметов, имеющих особую историческую, культурную ценность, совершенное организованной группой» (до 15 лет лишения свободы) и 190 УК «Невозвращение в установленный срок культурных ценностей, вывезенных за пределы России» (до 8 лет заключения). Сами крымские музейщики и минкультуры Крыма отказываются обсуждать заявление. Да и что тут скажешь — остается только начать сушить сухари...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

ШалаваОн плакал горючими слезами размером с виноградины:— Она меня обманула!Предыстория: спутался с шалавой, бросил крепкую благополучную семью. Именно потому бросил и для того бросил, чтобы
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

Организаторы концертов и представители площадок (некоторые шоу запланированы на огромных футбольных аренах) пока подтверждают заявленные в афише даты. Однако после инцидента в Уфе, где речь о Родине,
подробнее...

Редкий случай, когда директора трех главных российских музеев собираются вместе, но ради этого исторического события Марина Лошак, Михаил Пиотровский и Зельфира Трегулова вышли к публике вместе
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

— Евгений Анатольевич, расскажите историю взаимоотношений с Битовым. Вы были близкими друзьями?— Если меня спросят, имея в виду Андрея Георгиевича Битова: «Что у тебя общего с ним?», то я не стану
подробнее...

Павел Пархоменко — выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, ученик Олега Кудряшова. Он поставил в Театре им. Моссовета гоголевских «Игроков» и «Маму» французского драматурга Флориана Зеллера. Пьесу
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...