Срочные новости раздела
Затопление мастерской вызвало вдохновение: художница вывела «иероглиф воды»

Затопление мастерской вызвало вдохновение: художница вывела «иероглиф воды»

Черные непроницаемые потоки. Белая морская пена. Зеленая речная гладь, переливающая перламутром. Вода у Алены Кирцовой очень разная. Художница вглядывается в самую суть стихии, показывая все возможные ее ипостаси. На картинах нет никаких лишних деталей – ни берегов, ни лодок, ни кувшинок, ни людей. Многие художники писали воду – Айвазовский, Моне, Хокни, но их вода была сюжетной, событийной, конкретной. Здесь другой случай. Алена Кирцова обращает внимание зрителя на саму фактуру воды, на ее изменчивость, настроение. Стоя перед этими большими холстами, мы превращаемся в предсказателей, которые видят в водной глади нечто потустороннее, запредельное, потаенное.

Кстати, в некоторых работах и правда есть тайна – чисто технического свойства. Так полотно, где изображена морская пена, и которое, кажется, и правда, бурлит изнутри (живописная поверхность очень фактурная, выпуклая), создано с помощью подплечников от мужских пиджаков. Никакого особого смысла в использовании этого материала для создания объемности живописи не было – художник использовала то, что оказалось под рукой. Но вышло эффектно и загадочно. Автору было важно создать свое видение воды скульптурно – потоки и разливы «уложены» на холст мастихином, что и придает изображению насыщенность и глубину. Мы чувствуем течение – движение рек, морей и океанов.

В экспозицию вошло и несколько старых работ Кирцовой, созданных еще в середине 1980-х, в 1990-х и начале 2000-х. Они отличаются от нового цикла. Художница написала их под впечатлением от поездок на море. Перед нами линии разных контрактных цветов – синие, желтые, зеленые, черные. Вместе они складываются беспредметные и при этом вполне конкретные пейзажи, изображающие Москворецкий мост, Судак или северное море (привязки к месту обозначены в названиях картин). В этой серии чувствуется связь с теоретической работой знаменитого художника Михаила Матюшина «Справочник по цвету», которая была издана в 1932 году. Альбом создавался как методическое пособие, где наглядно показаны цветовые гармонии. Исследование раскрывает психофизиологические факторы восприятия цвета человеком в различных условиях. Эту науку Кирцова усвоила и воплотила в живописном цикле. 

И старый, и новый цикл оказывают на зрителя медитативный эффект. В эту воду хочется подолгу вглядываться. Купаться в мистической природе стихии. Обнаруживать в ней архаическое начало. И находить в ней отражение своего «Я». Не случайно одна из работ (в отличии от других совсем небольшая) представляет собой зеркало, наполовину засыпанное песком.

Вода у Кирцовой звучит. В этом смысле о работе художницы хорошо сказал ее главный вдохновитель и критик – супруг Юрий Аввакумов: «Минимализм и абстракцию у Кирцовой можно, как в музыке Эрика Сати найти во фрактальности изображения, в подобии и повторяемости нот-мазков мастихина, из которых складывается картина. Если присмотреться, то в каждой фактурной картине художника есть свой красочный модуль, своего рода иероглиф воды, из которого как пазл складывается общее изображение».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

ШалаваОн плакал горючими слезами размером с виноградины:— Она меня обманула!Предыстория: спутался с шалавой, бросил крепкую благополучную семью. Именно потому бросил и для того бросил, чтобы
подробнее...

Редкий случай, когда директора трех главных российских музеев собираются вместе, но ради этого исторического события Марина Лошак, Михаил Пиотровский и Зельфира Трегулова вышли к публике вместе
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Павел Пархоменко — выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, ученик Олега Кудряшова. Он поставил в Театре им. Моссовета гоголевских «Игроков» и «Маму» французского драматурга Флориана Зеллера. Пьесу
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...