Срочные новости раздела
Русского Гомера увековечили по Тарковскому

Русского Гомера увековечили по Тарковскому

История древнегреческого поэта-сказителя Гомера известна во всем мире, но и на Руси испокон веков была сильна традиция устного сказа. Ее носительницей на рубеже ХIХ и ХХ веков была Мария Дмитриевна Кривополенова: эта «маленькая сухенькая старушка в расписных валенках и пёстром платочке» (как описывал ее журнал «Искры» в 1915 году) потрясла московскую публику своими рассказами. «Все зримо, каждый жест идет в ряд со словом. Голос её поражал глубиной, силой и музыкальностью, было в нем что-то от органа. Это голос большой певицы», – так описывала выставления старушки с севера историк Ксения Гемп. Из глубинки в Москву Кривополенову в 1915 году привезла известная фольклористка и актриса Ольга Озаровская.

Сказительница дала более 60 концертов в Первопрестольной – успех был оглушительный. Ее былины слушали Борис Пастернак и Сергей Коненков (последний изобразил ее в скульптуре «Вещая старушка»), а Луначарский называл Кривополенову «государственной бабушкой». Но случилась революция,  и в 1917 году Мария Дмитриевна вернулась назад, на север. Ходила по деревням и селам, сказывала народные былины, так и умерла – в странствиях. Ее могила находится в небольшой деревне Чакола. Здесь же есть музей, посвященной памяти сказительницы и народным традициям русского севера, – «Марьин дом». А при нем -  резиденция для исследователей и художников, где однажды и  провели лето Ульяна Подкорытова и Устина Яковлева. Итогом погружения в Русский север стала нынешняя выставка в Дарвиновском музее. Куратор проекта «Порато баско», искусствовед Екатерина Шарова надеется в будущем показать его в Норвегии и других странах Европы. 

  – Этот проект – часть большой работы, которой уже скоро 10 лет. Как историк искусства, я занимаюсь созданием, интерпретацией и архивированием современного искусства Севера. Накопилось огромное количество материала, с которыми прежде никто не работал. Несмотря на то, что на Севере нет галерейной инфраструктуры, сейчас происходит культурный ренессанс и возрождение интереса к местной культуре, – рассказывает она.

   Выставка получилась очень женственная – в каждом экспонате чувствуется нежность, утонченность, некая девичья тайна и рукодельная традиция, передаваемая из поколения в поколение, но по-новому прочтенная современными художницами. Особенно тонкие работы у Устины Яковлевой – как раз с них начинается выставка. Перед нами черно-белые фотографии, напечатанные на бумаге или ткани, поверх которых сделана вышивка красной нитью или бисером. Это виды Чаколы – берега реки Пинеги, древние камни или дикие заросли. Старина здесь словно обретает новый смысл и сияние. В них ощущается хрупкость и бережное отношение к наследию. Следующие работы Яковлевой тоже исполнены в традиции рукоделия. Вот домотканое полотно, по котором рассыпана красная «клюковка»: бисер так искусно нашит на ткань, что кажется съедобным. Рядом другие работы из бисера и нитей: в серии «Круги» символично вложены ментальные коды севера, и, кажется, в них мы снова видим местные пейзажи. 

    Рядом можно увидеть видео, где Устина прядет, сидя на лавке, и это не просто ремесло, а способ медитации. Экран бережно уложен в старинный сундучок на подкладке из мха. Вместе с этими работами представлены и исторические экспонаты: традиционный северный сарафан «Синяк» (так его называли за цвет, в подобном ходила Кривополенова), прялка и веретино. Вокруг слышатся запись голоса северной сказительницы, пение птиц и народная музыка. 

  Ульяна Подкорытова буквально надевает на себя Север словно вторую кожу или чешую, превращаясь в некое мифическое былинное существо. На видео она в костюме из деревянной черепицы – лемех (из подобной созданы, например, купола знаменитого храма в Кижах). Девушка в чешуе гуляет среди старинных изб, ложится в почти истлевшую лодку, все ее действия напоминают таинственный ритуал, а эстетика картинки вызывает ассоциации с фильмами Тарковского. Лемех – как символ хрупкой и в тоже время суровой северной традиции – возникает и в ее керамических работах, изображающих вроде бы купола, но эти маковки тоже походят на мифические существа. 

   На другом видео Подкорытова уже в традиционном северном кокошнике и сарафане, кажется том самом «синяке», хотя нельзя сказать однозначно, ведь картинка бесцветная (сепийная). Здесь кажется, что время стирается, превращается в осязаемую субстанцию, которая на севере течет по своим законам – неспешно, а, может быть, даже вспять. Девушка кружится среди лесов, танцует, отмахиваясь от мошкары, потом оказывается в избе, где плещется речная вода, и исчезает, словно растворяясь в бескрайних пейзажах. Опять же как миф. Здесь снова возникает «тень» Тарковского – перед нами мир духовного единства «видимого» и «невидимого», взгляд художника через прошлое в будущее…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...

«На Красной площади всего круглей земля» — эта строка из стихотворения Осипа Мандельштама идеально описывает локацию, которая с 3 по 6 июня стала территорией книг, журналов, газет, комиксов — всего,
подробнее...

«Золота» в поэзии удостоилась Оля Скорлупкина, «серебра» - Денис Балин, «бронзы» - Антон Азаренков. А в прозе первым компетентное жюри признало Екатерину Манойло, автора романа «Отец смотрит на
подробнее...

12 членов жюри, ровно в 11.00 на утреннем показе и в 19.00 — на вечернем, из бокового правого входа входили в зал и рассаживались за длинным столом. Он установлен прямо перед сценой, на месте поднятой
подробнее...

Вероятно, Федору Сергеевичу работается легче, чем его коллегам из прайм-тайм. «Кино в деталях» — программа для полуночников, а в это время телевидение как будто оживает. Крики сменяет внятная речь, а
подробнее...

Прогнозы по поводу музыкального лета, нужно признать, не самые веселые. Хиты — это активная раскрутка, видео с прицелом на миллионы просмотров, то есть производство и вложения. Поговаривают, будто
подробнее...

По стенам первого этажа развешаны снимки с разных вернисажей. В фокусе — зрители, много молодых людей, стильных, разных, улыбающихся, которые в своих неординарных нарядах, движениях, эмоциях сами как
подробнее...

Украинская певица Светлана Лобода, многие годы выступавшая в России, но уехавшая из страны после критики спецоперации, возобновила концертную деятельность. При этом в окружении артистки заявили, что
подробнее...

В ведомстве подготовлен проект постановления Кабмина, в котором перечисляются медицинские показания для доступа к библиотечным аудиокнигам, рельефной графике и литературе, написанной шрифтом Брайля.
подробнее...

Это, конечно, ни какие не итоги, а увлекательное путешествие по 30-летнему творческому пути братьев Спесивцевых в Московском Молодежном театре, где они являются актерами и режиссёрами. В этот вечер
подробнее...

Елена родилась в Архангельске в театральной семье. Ее отец стал создателем и руководителем Архангельского молодежного театра и Международного фестиваля уличных театров. Елена окончила последний курс
подробнее...

12.12.1963.Дорогая Мэри!Сегодня состоялось собрание, на котором директор школы объявил, что пришло твое письмо и что ты хочешь переписываться с советскими сверстниками. Желающих заполучить почтовую
подробнее...