Срочные новости раздела
На выставке в Москве показали искусство в движении

На выставке в Москве показали искусство в движении

Толчком к созданию проекта «Авангард: на телеге в ХХI век» стала удивительная история о том, как в 1920 году в слободе Кукарка под городом Яранском застряла выставка авангардистов. Сначала новое искусство показали в самом Яранске, а потом повезли по губернии — работы, среди которых графика Кандинского и Родченко, буквально на телеге доставили в небольшое село. Энтузиасты из Петрограда, организаторы передвижных выставок (эта была третьей по счету), планировали донести новое слово в культуре до простого «глубинного» народа и устроить большой тур этой экспозиции. Но зима оказалась суровой, дороги замело, и выставка осталась в Кукарке на долгие годы. Спустя сто лет ее случайно нашел один из главных специалистов по русскому авангарду Андрей Сарабьянов. И придумал проект, который показывает искусство в движении. В него включили и другие «путешествующие» произведения — и реализм, и импрессионизм, и кубизм — вещи, которые после революции продвигали в народ в Приволжье. Выставку уже показали в Вятке и Екатеринбурге, теперь она в Москве, но в совсем ином экспозиционном решении.

Здесь «путешествующие» шедевры буквально закручены в колесо — зритель на себе может ощутить движение искусства. В прямом и в переносном смысле. Экспозиция, созданная по принципу колеса, начинается с реалистических работ, и чем дальше мы двигаемся, тем отчетливее видим, как стремительно сменялись стили и видение художников в революционные годы. Причем, попадая на выставку, мы утыкаемся в «финал» этого «колеса»: перед нами работа Ольги Розановой «Театр «Модерн» (1915) из Слободского музейно-выставочного центра, которая как раз показывает искусство в движении.

Но начинается просмотр за углом, с совсем другого искусства — реалистических вещей, которые потихоньку отходят от традиции ХIХ века. Тут работы Николая Фешина, Сергея Малютина, Николая Никонова, Василия Тимофеева. Они показываются на темно-сером фоне. Чем дальше двигаемся по экспозиции, тем больше фон фальшстен становится светлее, в конце превращаясь в почти белые. У каждого полотна здесь своя история, большинство из них московская публика может увидеть впервые.

Вот, например, интересный, на грани кубизма и реализма, портрет композитора Рудольфа Мервольфа, написанный его другом — художником Михаилом Демидовым. После революции музыканту с немецкими корнями и именем было нелегко жить в Петрограде, поэтому он с радостью откликнулся на предложение из Вятки вести там музыкальные классы. Впервые представлена и отреставрированная двусторонняя картина «Композиция» Алексея Моргунова — редкая работа соратника Казимира Малевича, обнаруженная Сарабьяновым в собрании Слободского краеведческого музея. Не обошлось и без шедевров Василия Кандинского, Александра Родченко, Ивана Клюна, Александры Экстер. Словом, есть чему подивиться.

А ту самую телегу, которая была экспозиционным «узлом» в Екатеринбурге и Вятке, можно найти на третьем этаже музея, где представлен спецпроект «Искусство перевозки искусства». Если в провинции на выставке о движении искусства в революционные годы телегу показывали натурально — как театральный атрибут, — то здесь ее можно увидеть на большой фотографии во всю стену. Вот смотрите, так возили искусство в начале ХХ века, на телегах. Или вот рядом — еще один масштабный снимок: так, свернутым, словно ковер, транспортировали «Явление Христа народу», когда везли в эвакуацию в годы Второй мировой войны. Как теперь устроены технологии музейной транспортировки, можно понять по экспонатам рядом с фото.

Здесь большие оранжевые ящики с открытыми «внутренностями»: налицо многослойные обивки и мягкие слои. Все «примочки» можно рассмотреть в деталях: вот индикатор удара (датчик чувствительности), специальный термометр (для контроля над влажностью и температурой в ящике с картиной), пломба (она фиксирует закрытие ящика), стяжные ремни (для надежной фиксации груза) и прочее.

Вместе с этими техническими деталями показываются и произведения современных художников на заданную тему. Например, есть работа Валерия Чтака в виде ящиков с изображением черных кошек как символа вечно движущегося: пусть искусство гуляет само по себе, как котики, как бы говорит автор. Или работа Джейкоба Якобова из бетона в виде «пупырки», которую обязательно используют для обертывания картин и статуэток при перевозке. Музейные технологии перевозки ушли очень далеко от телеги, но движение искусства и сегодня не менее важно, чем сто лет назад.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...

«На Красной площади всего круглей земля» — эта строка из стихотворения Осипа Мандельштама идеально описывает локацию, которая с 3 по 6 июня стала территорией книг, журналов, газет, комиксов — всего,
подробнее...

«Золота» в поэзии удостоилась Оля Скорлупкина, «серебра» - Денис Балин, «бронзы» - Антон Азаренков. А в прозе первым компетентное жюри признало Екатерину Манойло, автора романа «Отец смотрит на
подробнее...

PR-менеджер певицы Веры Брежневой заявила, что более не работает с артисткой, выступившей с осуждением российской спецоперации на Украине."Веры Брежневой больше нет, она сюда не вернется", - сказала
подробнее...

12 членов жюри, ровно в 11.00 на утреннем показе и в 19.00 — на вечернем, из бокового правого входа входили в зал и рассаживались за длинным столом. Он установлен прямо перед сценой, на месте поднятой
подробнее...

Вероятно, Федору Сергеевичу работается легче, чем его коллегам из прайм-тайм. «Кино в деталях» — программа для полуночников, а в это время телевидение как будто оживает. Крики сменяет внятная речь, а
подробнее...

Программа фестиваля удивляет своими масштабами, например, юным читателям было предложено отправиться в путешествие по истории русских ремесел или познакомиться с книгой «Сказки Лапландии». Любители
подробнее...

Киев — Харбин — Стамбул — Париж — Советская Россия. По такому «маршруту» двигались в пространстве герои постановки, а если говорить о времени — то это 1918 год, год крушения Украинской Державы (УД)
подробнее...

Семикратная обладательница "Грэмми" американская певица Билли Айлиш во время своего выступления в немецком Бонне исполнила песню с флагом Украины в руках под громкие крики восхищенных фанаток.По
подробнее...