Срочные новости раздела
Испортившему картину ученицы Малевича вандалу сперва дали «зеленый свет»

Испортившему картину ученицы Малевича вандалу сперва дали «зеленый свет»

Вся соль в том, что полиция сначала отказала Ельцин-центру в возбуждении дела по факту вандализма, сочтя ущерб незначительным. Хотя заявитель сам после нанесённого картине ущерба недели две хранил молчание. Только после того, как Министерство культуры РФ обратилось с жалобой в Генпрокуратуру, дело все-таки было возбуждено. А если бы Минкульт не вмешался, то что – «зеленый свет» вандалам? 

Напомним суть событий. 7 декабря в Ельцин-центре произошел «несчастный случай» – по крайней мере, так ситуацию назвали в самой галерее. Посетитель выставки пририсовал глазки-пуговки фигурам с картины художницы Анны Лепорской — супруги Николая Суетина, ближайшего друга и ученика Казимира Малевича, которая рискнула после смерти автора «Черного квадрата» сохранить его архив. 

В галерее провели внутреннюю проверку (а вдруг кто-то из сотрудников? – были и такие подозрения), а потом, но почему-то не сразу, Ельцин-центр обратился в полицию. Однако 20 декабря в возбуждении уголовного дела по факту вандализма было отказано. Почему? «Причиненный ущерб оценивают около 200 000 рублей, что является незначительным… В данном случае отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как картина своих свойств не утратила», — говорится в постановлении МВД. 

История стала достоянием общественности лишь в январе. После этого пришлось вмешаться Минкультуры РФ: жалоба в Генпрокуратуру подействовала. 21 января екатеринбургская полиция все-таки завела уголовное дело. Под давлением из Москвы. Как ранее сообщил «МК» замдиректора Ельцин-Центра Илья Шипиловский, уже ясно, кто решился стать «соавтором» Лепорской.

После случившегося охрана внимательно просмотрела записи видео-наблюдений и постфактум нашла момент порчи произведения из коллекции Третьяковки, которое застраховано на 75 миллионов рублей. Впрочем, рассказывать детали и раскрывать личность преступника галерея не имеет права, поскольку связана обязательством неразглашения. Известно, что гражданин, запечатленный на камерах, был опрошен сотрудниками полиции и во время дачи показаний вел себя довольно агрессивно.

Теперь дело возбуждено по статье ч. 1 ст. 214 УК РФ («Вандализм»): то есть гражданин может отделаться штрафом до сорока тысяч рублей, обязательными работами на срок до 360 часов, в крайнем случае, ему грозит арест на срок до трех месяцев. Минкультуры РФ в своем письме в Генпрокуратуру писало о том, что целесообразней возбудить уголовное по статье 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»). Если дело будет переквалифицировано по этой статье, то вандал может быть наказан штрафом до трех миллионов рублей, или обязательными работами на срок до 400 часов, или принудительными работами сроком до трех лет. Максимальная мера наказание по данной статье – лишение свободы на тот же срок.

«Этот вопрос находится на контроле у министерства культуры», – сообщили «МК» в ведомстве. И слава богу. А то ведь что получается: спустить сейчас дело на тормозах – означает легализовать вандализм. Пусть картину Лепорской не резали, как шедевр Репина в Третьяковке, и не обливали кислотой, как «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже, но все-таки порча была намеренной.

История знает случаи, когда посетители случайно наносили вред произведениям искусства, и их прощали. Так, пять лет назад женщина решила сделать селфи в галерее 14th Factory, присела на корточки, потеряла равновесие и завалилась на постамент, на котором был установлен экспонат.

Дальше сработал «эффект домино»: стоявшие рядом постаменты попадали вслед. Неудачное селфи нанесло ущерб в 200 тысяч долларов, но владелец галереи решил не предъявлять претензий посетительнице, хотя при желании – мог. А в 2015-м мальчик в музее тайваньского города Тайбэй споткнулся об ограждение, которое упало на полотно итальянского художника Паоло Порпоры «Цветы» и проделало в нем дыру. И в этом случае ребенка с родителями побранили да отпустили.

Но одно дело – случайность, и совсем другое – намеренное злодеяние. Был и другой случай – в лондонской галерее «Тейт Модерн»: художник Владимир Уманец оставил свою подпись на полотне Марка Ротко «Черное на коричневом» и назвал это актом искусства. За свой «жест» Уманец был осужден на два года.

Будем надеяться, что история с картиной Лепорской «Три фигуры» станет уроком для всех «шутников» и любителей хайпа, у которых чешутся руки «добавить» что-то своё к  живописным произведениям, хранящимся в государственных музеях. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...

«На Красной площади всего круглей земля» — эта строка из стихотворения Осипа Мандельштама идеально описывает локацию, которая с 3 по 6 июня стала территорией книг, журналов, газет, комиксов — всего,
подробнее...